Типичные ошибки



Скачать 239.41 Kb.
страница1/6
Дата10.05.2018
Размер239.41 Kb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



А.С.ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры развития образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Основная задача управления школой состоит в том, чтобы ребенок перестал быть пассивным исполнителем воли взрослых и стал инициатором школьных дел. Школьное ученическое самоуправление может стать достаточно эффективной формой, позволяющей создать благоприятные условия для гражданского воспитания школьников. Эта педагогическая технология все активнее используется в различных общеобразовательных учреждениях России.

Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права «избирать и быть избранным в руководящие органы», а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Самоорганизация, являющаяся основой самоуправления, открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений общества. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук учителя) и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.

Вместе с тем, сегодня во многих общеобразовательных учреждениях при запуске и функционировании той или иной модели ученического самоуправления допускаются определенные педагогические ошибки, которые тормозят этот процесс, а иногда приводят к противоположным, то есть негативным результатам. Например, при выборах школьного парламента «демократическим путем» в его состав попадают в основном старшеклассники с явно выраженным отрицательным лидерским потенциалом. Директор, из благих побуждений включивший демократические процедуры в своей школе, в ужасе: «Что делать? Как быть с таким парламентом?» Возникают и другие, более радикальные вопросы: «А нужно ли нам ученическое самоуправление?» и т.п.

Все собранные ошибки систематизированы в три большие группы. Первая из них названа «Тотальные педагогические ошибки», вторая – «Принципиальные организационные ошибки» и третья – «Частные методические ошибки». По названию группы ясно, что в первой мы анализируем более серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению, как педагогическим, так и ученическим коллективом, а вторая группа ошибок – это серьезные недочеты, которые могут привести к частичному искажению сути самоуправления, но оно будет работать, давая определенный воспитательный эффект, а третья группа представлена «промахами», которые, в принципе, могут и не отразиться на функционировании ученического самоуправления, но, тем не менее, их последствия также могут быть достаточно болезненными.

Итак, переходим к анализу первой группы ошибок.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница