Тезисы лекции: Современная научно-философская картина мира



Скачать 66.83 Kb.
Дата10.01.2018
Размер66.83 Kb.
ТипТезисы

Малькова Т.П.

Тезисы лекции: Современная научно-философская картина мира

В современной философии термин «картина мира» применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. Это наиболее общее представление человека о мире, опирающееся на систему ценностей, определенное понимание мира.

I) Исторически первой сложилась мифологическая картина мира (миф – сказ, сказание, эпос), включающая в себя обыденно-практические и первобытные религиозные верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, магию).

Религиозная картина мира (политеизм, монотеизм) постепенно выделяется и разрабатывается теологами. В Европе она разрабатывалась в рамках патристики и схоластики, сохранилась до наших дней.

II) Философская картина мира начинает формироваться в рамках натурфилософии с 6-5 в. до н. э. Появляются материалистические и идеалистические версии. Субстратный подход в качестве первоосновы мира рассматривал землю, воду, воздух, огонь, атомы. Субстанциональный подход (17-18 в.) осуществлял поиск субстанции, носительницы всех свойств и отношений. Появляются монистические, дуалистические, плюралистические концепции. Учение о бытии разрабатывает такой раздел философии как онтология. Онтология - философская дисциплина, осмысливающая универсальные основы бытия, его структуру, принципы функционирования, организацию и динамику. Категория бытие позволяет интерпретировать (осмысливать) все известные объективации и их интерпретации. Бытие – вся совокупность потенциальных и объективированных видов реальности и их интерпретаций (класса референтов, представителей, заменителей), развивающихся в рамках исторической эпохи и соответствующей культуры. Существует зависимость трактовки бытия от «авторского сценария». Например, подлинное – неподлинное бытие, доступное – недоступное, очевидное – таинственное, идеальное – материальное. По словам фр. философа Г. Марселя: «Бытие есть таинство». Можно выделить модусы бытия: 1) «бытие в себе» - некоторая объективная реальность в чистой потенции, отъединенности от субъекта (например, пока неизученная «темная материя и энергия»); 2) реальное бытие – совокупность объектов, охватывающих природу в единстве микро-, макро-, и мегамира; 3) «бытие для нас» - часть объективной реальности, которая является компонентой конкретно-исторического опыта, вовлеченная во взаимодействие с субъектом (реальность и ее осмысление).

III) Научная картина мира (преднаука) первоначально была включена в философскую: по Аристотелю «философия – наука всех наук». Развитие собственно научной (сциентистской) картины мира начинается с 17 века с трудов Г. Галилея, И. Ньютона. В науке (научной картине мира) выделяют этапы: 1) классическая наука, фундаментом которой является механика И. Ньютона; 2) неклассическая наука, связанная с появлением теории полей, квантовой механики, теории относительности А. Эйнштейна; 3) неонеклассическая (постнеклассическая) наука, свидетелями которой мы являемся последние десятилетия. Ее признаками являются атропоморфичность, аксиологичность, креативность, опора на синергетику (учение о самоорганизации материи мира). Современная научная картина мира включает в себя различные структурные образования: астрономическую, физическую, химическую, биологическую, социокультурную картину мира. Ученый, занимающийся узкой проблемой не в состоянии создать общую модель мира. Приоритет остается за философией, в рамках которой вырабатываются общеметодологические и теоретические принципы обобщения существующих картин мира.

IV) Современная научно-философская картина мира дает следующую трактовку категории бытия, рассматривает его уровни. Выделяются следующие структурные уровни организации материального мира:



  1. неживая материя: субмикроэлементарный уровень (около 400 частиц, включая бозон Хиггса), микроэлементарный, ядерный уровень; атомарный уровень; молекулярный уровень (вещество, поля, физический вакуум, плазма) – макромир. Мегамир, включающий в себя взаимодействия больших физических объектов: планеты, звездные комплексы, галактики и метагалактики. (См.: книгу Стивена Хокинга. «Мир в ореховой скорлупке»).

  2. живая материя: молекулярный уровень (ДНК, РНК), клеточный уровень, организменный, популяционный (видовой), биоценозный, биосферный (См.: концепции Л. Чижевского, В. Вернадского).

  3. социальная материя: организменный уровень, отдельный индивид рода homo sapiens, социальное сообщество (семья, род, племя), классы и страты, этносы и нации, государства и цивилизации, человечество в целом.

  4. материальная культура (мир артефактов): материя неживая техническая, материя живая техническая, знаково-символические системы, коммуникации (включая инфосферу), материальные ценности.

Системность – всеобщее неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Современная картина мира строится на принципе системности. Система – совокупность множества элементов и связей между ними. Структура – совокупность связей между элементами. Критерием выделения структурных уровней служат следующие признаки: пространственно-временной масштаб, совокупность важных свойств и законов изменения, степень относительной сложности, возникшей в процессе развития данной области мира. По этим критериям выделены выше уровни структурной организации материального мира. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (определение В. И. Ленина). Материальное, таким образом, - это любая объективная реальность, существующая: а) вне, б) независимо от сознания субъекта. Однако, рассматривая виды реальности, следует подчеркнуть, что, помимо объективной реальности, существует и субъективная реальность, последняя будет рассмотрена в лекции по сознанию.

Атрибутом материи является движение. Движение – это изменение вообще. Уже древние греки различали движение как: а) феномен, б) его восприятие (перцепцию), в) теоретическое обоснование движения. Сложились модели, утверждающие, что движения не существует (элеаты), и что в мире «все течет и изменяется» (Гераклит). Был поставлен вопрос об источниках движения: внешний толчок, внутренний источник – самодвижение атомов (Эпикур). Метафизические концепции абсолютизировали движение, отрывали его от движения материи в пространстве и времени, диалектические концепции рассматривали его как атрибут движущейся материи. Движение сложный феномен. В нем обнаруживаются дискретность и непрерывность, изменчивость и устойчивость. По направленности движения выделяют виды: круговое, одноплоскостное движение, развитие или прогресс (движение от низшего уровня к высшему) и регресс. В движении есть количественные и качественные изменения. Качественные подразделяются на обратимые (агрегатные состояния воды) и необратимые (прогресс, регресс). Развитие наиболее интересующий науку процесс. В 19-м веке Г. Гегель открыл три закона развития мира, понимаемого как развитие по спирали Абсолютной идеи. Используемые с материалистических позиций законы позволяют рассмотреть направленность процессов мира, механизмы и источники его развития. Очень сложным является вопрос о критериях развития. На каждом структурном уровне и подуровне системы свой критерий развития. Характеристики развития: а) необратимость (накопление качества новизны блокируется, нет возврата к старому качеству); б) преемственность, передача элементов и структур предыдущих состояний на новый уровень; в) цикличность, неполная повторяемость. Наряду с видами, выделяют формы движения. Они были описаны О. Контом, Ф. Энгельсом. В линейной концепции Энгельса рассмотрены следующие формы движения и их носители: механическое движение (масса), физическое движение (молекула), химическое движение (атом), биологическая форма (белок), социальная форма (человек, общество). Современные представления существенно изменились (см.: структурные уровни организации мира). В 20-м веке появились нелинейные модели форм движения материи (Б.М. Кедров, А.А. Бутаков и др.), исследуется геологическая форма движения материи, перспективные и неперспективные виды живой материи, разновидности технической материи.



Движение материи осуществляется в пространстве и времени. Пространство - универсальная, объективная структура взаиморасположения и протяженности объектов. Его свойства: объективность, вечность, трехмерность, однородность, бесконечность и безграничность – обсуждались уже на ранних этапах развития философии и науки. Различают пространство как феномен, его восприятие (перцеция), теоретические модели обоснования. У разных народов пространство описывалось по-разному (линия горизонта, удельное княжество, безграничный географический простор). Сложились две теоретические модели: 1) субстанциональная, в которой пространство существует само по себе как отдельная сущность, например, пустота. Оно абсолютно, несотворимо, неподвижно, неуничтожимо, бестелесно, проницаемо. Это - линия Демокрита – Ньютона. 2) реляционная модель (линия Аристотеля – Эйнштейна). Пространство – свойство, обнаруживаемое во время движения материи, порядок сосуществования объектов, мера их изменения. В релятивистской теории Эйнштейна материя, движение, пространство, время связаны между собой. Они меняются, производны от фундаментальной сущности, зависят от системы отсчета. Современные представления о пространстве добавляют такие его характеристики, как связность и непрерывность, наряду с относительной дискретностью, единство метрических и топологических свойств. Проблему границ пространства связывают с вопросом о среднестатистической плотности вещества: геометрия Евклида, Н.И. Лобачевского, Г. Римана. Время – универсальная, объективная система последовательности, длительности процессов мира. Его свойства: однонаправленность (прошлое – настоящее - будущее), одномерность, вечность, необратимость. Восприятие времени зависит от эпохи и культуры (время правления династии, личностное время, физическое время, биологическое и историческое время). Однонаправленность, например, мы фиксируем эмпирически. Возможны пульсации, флуктуации в микро-, макро- и мегамирах (феномен реинкарнации, теория большого взрыва). Теоретически возможны модели n-мерного пространства – времени. Широко используется модель четырехмерного пространства – времени Г. Минковского. Философия интегрирует все представления и теоретические модели времени как феномена.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница