Тезисы конференции. А. Н. Бабин Рагамала. Текст и изображение в индийской традиции визуализации музыкального



Скачать 243.94 Kb.
страница1/12
Дата12.03.2018
Размер243.94 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



«Письменные памятники Востока. Проблемы перевода и интерпретации». Москва, ИВ РАН, 27-29.10.2014 (тезисы конференции).

А.Н.Бабин

Рагамала. Текст и изображение в индийской традиции визуализации музыкального *1

Доклад посвящен феномену рагамала (санскр. «гирлянда раг»), связывающему музыкознание, театральное искусство, лирическую поэзию и живопись, проделавшему путь от возникновения представлений об антропоморфном образе раги1 до его живописного воплощения.

Изначально словом «рагамала» называлась система классификации раг, которая подразумевает их деление на «мужские» (слово «рага» - мужского рода) и «женские» (рагини) и выглядит как совокупность «семей». Примерно с VIII в. в музыковедческой литературе Индии характеристику раг начинают дополнять их дхъяна мурти («образы для созерцания»). Первые известные живописные изображения раг и рагини, исполненные на полях манускрипта «Кальпасутра» (ок. 1475 г.), следовали иконографическим схемам джайнского трактата о музыке «Сангитопанишатсароддхара» (I пол. XIV в.), содержавшего подробные описания их облика и атрибутов.

Визуальный образ раги формировался также под влиянием традиций индийского театра (в особенности, драматургии), который всегда был неразрывно связан с музыкой. Раги представляются в литературе не только в виде отвлечённых божественных или полубожественных фигур с определённым набором атрибутов, но и в образе наяка и найика (т.е., героев и героинь), типология которых встречается уже в «Натьяшастре» (составление свода относится примерно в I–II вв.), находящихся в той или иной эмоциональной ситуации, в тех или иных сюжетных «предлагаемых обстоятельствах». На стиль поэтического описания также повлияла средневековая литература, выдержанная в шрингар-раса (т.е. любовная лирика); особую популярность получила тема разлуки (вирах), перекликающаяся с литературными традициями бхактов и суфиев, где концепция разлуки занимает особое место.

Изображения раг, описанные в сборниках шлок (стихотворных строф) на санскрите, хинди и, впоследствии, персидском, нашли своё воплощение в традиции живописи, где иллюстрированные серии миниатюр «Рагамала» исполнялись с XVI по XIX вв. при дворе раджпутских правителей Раджастана и пригималайских горных княжеств, в Центральной Индии и Декане, в Непале и Бенгалии. С середины XVI в., происходит изменение характера проявления музыкального в живописной миниатюре: на смену иератическим изображениям фигур на полях «Кальпасутры» приходят сюжетные сцены на отдельных листах. Рага персонифицируется в образенаяки/найики, знаменуя произошедшее ранее привнесение традиции описания её визуальной формы из среды музыкознания в сферу поэзии. Другое новшество состоит в том, что на живописных листах появляются дхьяна шлоки (для манускрипта «Кальпасутры» раги были периферийным предметом изображения и имели только подписи).

1 Индийская рага определяется исследователями как особый тип ладо-интонационного образования, в котором определённый звукоряд и характерные мелодические интонации согласуются с эмоционально-образной сферой (раса); см.: Морозова Т.Е. Рага в музыке Хиндустани. Современный период. М.: Икар, 2003. С. 77.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница