Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»



Дата01.01.2018
Размер0.85 Mb.
ТипТесты

Тесты по курсу «Общая социология». Тема 1. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по курсу «Общая социология» проф. А.И.Кравченко

Ответы находятся у преподавателей, ведущих семинарские занятия



ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Познание — это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является

1. создание нового продукта

2. новое знание о мире

3. расширение вмешательства человека в природу

4. синтез полученных прежде знаний
2. Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую … меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Вставьте пропущенное слово:


  1. качественную

  2. научную

  3. строгую

  4. количественную


3. Целью познания служит приобретение не любых, а именно … знаний об объективном мире. Вставьте пропущенное слово:

  1. истинных

  2. точных

  3. качественных

  4. прогрессивных


4. Ученого интересует постоянный …, испытание ранее принятых взглядов, оформленных в теоретическую модель. Вставьте пропущенное слово:

  1. синтез

  2. пересмотр

  3. усвоение

  4. анализ


5. Найдите одно неправильное суждение. В социологической науке принято считать, что:

1. Знание не зависит от личных качеств ученого

2. информация может содержать изрядную долю субъективных привнесений и оценок

3. «знание» — часть объема понятия «информация»

4. Знание в широком смысле понимается как подтвержденная научными средствами информация
6. Подтверждение и опровержение в науке имеют


  1. равную ценность

  2. неравную ценность

  3. подтверждение важнее опровержения

  4. опровержение важнее подтверждения


7. Найдите одно неправильное суждение. К числу важнейших свойств научной теории относится то, что

  1. ее выводы и гипотезы могут подвергаться критике и быть опровергнутыми

  2. научной теорией можно считать лишь такую совокупность утверждений об окружающем мире, которую никогда нельзя опровергнуть

  3. Ученые признают за своими теориями только частичную истинность

  4. научная теория применима к ограниченному кругу явлений при определенных условиях и описывает узкий круг явлений


8. Познание проходит две главные ступени

  1. чувственное и рациональное (логическое) познание

  2. чувственное и эмпирическое познание

  3. рациональное и теоретическое

  4. теоретическое и эмпирическое


9. Найдите одно неправильное суждение. Среди особенностей чувственного познания ученые выделяют то, что:

  1. Чувствен­ные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире

  2. чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явле­ний, познается только единичное

  3. Чувственное познание — высшая ступень — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений

  4. В нем оказываются задействованными пять органов чувств


10. Основным инструментом рационального (логического) познания выступают:

  1. интуиция и воображение

  2. мышление и разум

  3. прогноз и предсказание

  4. ощущение и познание


11. В литературе можно встретить разные определения того, что есть исследование. Правильная точка зрения заключается в следующем:

1. процесс научного изучения ка­кого-либо объекта (предмета, явления — материально­го или идеального) с целью выявления присущих ему закономер­ностей

2. способ критически проверить интуитивное озарение, обращаясь к накопленному человечеством научному знанию либо к собственным экспериментам

3. мыслительные операции с данными, получен­ными через органы чувств

4. получение точных, основанных на цифрах и фактах систем знаний, которые легко изменять, опровергать и, если надо, отбрасывать
12. Найдите одно неправильное суждение. К общим научным методам относятся:

1 анализ


2 индукция

3 анало­гия

4 опрос
13. Найдите одно правильное суждение среди следующих утверждений:

1. Эмпирическим является знание, которое, отражая ту или иную стороны реальности, формулируется учеными с помощью абстрактных понятий.

2. Теоретическим является знание, которое, отражая ту или иную стороны реальности, формулируется учеными с помощью абстрактных понятий.

3. Социологическим является знание, которое, отражая ту или иную стороны реальности, формулируется учеными с помощью абстрактных понятий.

4. Достоверным является знание, которое, отражая ту или иную стороны реальности, формулируется учеными с помощью абстрактных понятий.
14. Найдите одно правильное суждение среди следующих утверждений:

1. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места.

2. Эмпирическое знание универсально, в отличие от теоретического, не зависит от конкретного времени и места.

3. Социологическое знание универсально, в отличие от экономического, не зависит от конкретного времени и места.

4. Социологическое знание универсально, в отличие от психологического, не зависит от конкретного времени и места.
15. Найдите одно правильное суждение среди следующих утверждений:


  1. Эмпирическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать объектом теоретических методов.

  2. Социологическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать объектом эмпирических методов

  3. Теоретическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать объектом эмпирических методов

  4. Научное знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать объектом эмпирических методов


16. Социолог создает богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества, используя всего четыре метода:

  1. наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ документов

  2. прогнозирование, анкетирование, интервью, анализ документов

  3. формализацию, анкетирование, интервью, анализ документов

  4. наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов


17. Когда говорят: механизмом пост­роения теоретического знания выступает логика, то подразумевают, что

  1. все сужде­ния теории должны логически вытекать друг из друга, не должны противоречить друг другу

  2. гипотезы должны соотноситься с реально наблюдаемыми фактами

  3. теоретические понятия должны быть переведены в переменные

  4. теория должна содержать абстрактные утверждения, имеющие логические операторы


18. Найдите одно неправильное суждение среди следующих утверждений. Основными компонентами научного исследования считаются:

1. постановка цели и задач;

2. формулировка исходных гипотез;

3. организация и проведение полевого исследования;

4. построение прогнозного плана социального процесса
19. Найдите одно неправильное суждение среди следующих утверждений. Основными компонентами научного исследования считаются:

1. анализ и обобщение полученных данных;

2. про­верка исходных гипотез на основе полученных фактов;

3. верификация эмпирических утверждений на основе эксплицирования данных

4. окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
20. Классическая концепция науки, доминировавшая на про­тяжении долгого времени, а именно от Аристотеля до пред­ставителей позитивизма, отличала научное значение от нена­учного тем, что характеризовала первое как


  1. универсальное историческое

  2. истинное, всеоб­щее и аподиктическое

  3. субъект-объектное

  4. переходящее от общего к единичному


21. Найдите одно неправильное суждение среди следующих утверждений:

1. Истина — отражение в сознании человека предме­тов и явлений такими, каковыми они являются сами по себе, вне и неза­висимо от познающего субъекта.

2. Истина представляет собой объективно верное вос­произведение действительности в сознании человека.

3. Вечных неизменных научных истин не существует.

4. Истина всегда абсолютна, так как охватывает все содержание исследуемого предмета
22. Найдите одно неправильное суждение среди следующих утверждений:

1. По мере прогресса познания возникают новые знания, с помощью которых перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, раньше считавшиеся истинными.

2. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых опытных данных

3. Истина присуща самим предметам и явлениям

4. Истина не является свойством самих объектов
23. Найдите одно неправильное суждение среди следующих утверждений:


  1. В недрах философии зародились практически все современные науки, в том числе и социология

  2. По мере углубления познания отдельные стороны и области действительности становились предметом углубленного анализа частных наук

  3. Философские корни конкретно-научных знаний продолжают ощущаться в любой дисциплине

  4. Сегодня философия перестала выполнять регулятивную функцию методологии научного познания


24. Найдите одно неправильное суждение среди следующих утверждений:

1. Понятие истины распространяется только на человеческие мысли

2. В познании истине «противоположно» заблуждение, которое, по словам Аристотеля, есть момент в развитии истины

3. Успехи науки не только приближают к истине, но открывают путь к заблуждению.

4. Ложь можно понимать как измышление о том, чего не было, и как сознательное сокрытие того, что было.
25. Применение каких общих методов включает научное исследование?


  1. анализ,

  2. индукция,

  3. анало­гия,

  4. все перечисленное


26. Философское исследование социальной жизни получило название:

  1. политэкономии

  2. соци­альной философии.

  3. социальной физики

  4. истории философии


27. Поставьте нужное слово в следующее утверждение. Вы­сшей формой теоретического познания выступает … постижение мира.

1 социологическое

2 научное

3 эмпирическое

4 философское
28. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как

1. диалектика и метафизика,

2. эмпиризм и сенсуализм,

3. материализм и рационализм

4. идеализм и натурализм
29. Какая из перечисленных ниже отраслей знания выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем другим наукам – естественным и социальным?

1. социология

2. философия

3. физика

4. математика
30. По какому принципу науки выделялись из философии?

1. хронологическому

2. предметному

3. логическому

4. когнитивному
31. Найдите одно неправильное суждение среди следующих утверждений:


  1. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы

  2. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами

  3. Изучение междисциплинарной структуры знания необходимо в тех случаях, когда выделяется предмет науки, его специфика и от­личие от предмета других наук

  4. Социология спо­собна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к философии


32. Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность

1. понятий, описывающих предмет исследования

2. родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи

3. гипотез, выдвигаемых при построении научной теории

4. дисциплин, входящих в общую социологию
33. Какое из приведенных ниже суждений правильное?

1. социология изучает взаимодей­ствие людей в малой группе

2. психология изучает взаимодей­ствие людей в малой группе

3. со­циальная психология изучает взаимодей­ствие людей в малой группе

4. политология изучает взаимодей­ствие людей в малой группе
34. Какое из приведенных ниже суждений правильное?

1. В настоящее время уже сформировалось окончательное мнение о том, куда именно отнести социологию — в разряд социальных или гуманитарных наук.

2. К гуманитарным дисциплинам относят психологией, социальной психологией, эко­­но­микой, политологией, а также антропологией и этно­гра­фией

3. Социологию, наряду с историей, философией, литературоведением, искусствознанием, культурологией относят к социальным наукам

4. В русской традиции социология часто мыслится как наука, исследующая также и духовные проблемы общества, его духовные ценности
35. Современная социология имеет статус:

1. Допарадигмальный

2. Монопарадигмальный

3. Парадигмального дуализма

4. Полипарадигмальный
36. Какое из приведенных ниже суждений правильное?

1. Когда хотят указать на принадлежность психологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов.

2. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека.

3. Когда хотят указать на принадлежность антропологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов.

4. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность психологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека.
37. К социологическим перспективам, ориентирующимся на так называемый сциентизм, относятся

1. структурный функционализм

2. марксизм

3. символический интеракционизм

4. феноменологическая социология
38. Какое из приведенных ниже суждений правильное?

1. Экономику следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина

2. Психологию следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина

3. Социологию следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина

4. Историю следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина
39. К социологическим перспективам, ориентирующимся на так называемый гуманицизм, относятся

1. символический интеракционизм

2. позитивизм

3. структурный функционализм

4. марксизм
40. Представители какой парадигмы уделяют большое внимание изучению социальных статусов и ролей индивидов в малой группе?

1. структурно-функциональной,

2. конфликтной,

3. интеракционистской,

4. феноменологической.
41. Из какой сферы знаний в социологию пришли такие категории, как «общество», «ценности», «инди­вид», «прогресс», «развитие»?

1. антропологии

2. философии

3. культурологии

4. истории
42. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

1. Социология видит общество в единстве всех его сторон.

2. Ключевое выражение в социологии — большие массы людей.

3. Поведение людей изучают все социальные науки.

4. Социальная психология изучает индивида и его внутренний мир.
43. Какая наука считается пограничной дисциплиной, которая сформировалась на стыке социологии и психологии?

1. Антропология

2. Социальная философия

3. Социальная психология

4. Этнография
44. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

1. Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психо­логию.

2. Социальная психология в качестве экспериментальной науки активно развивается с 30-х годов ХХ в.

3. Индивидуально­го, значит независимого ни от других людей, ни от более широкого окружения, в том числе общества, если индивида брать за объект исследования.

4. В ХIХ в. психологи полагали, будто все, что люди чувствуют, думают и делают в группе, может быть объяснено с точки зрения коллективного поведения.
45. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

1. Социология не оперирует таким тонким инструментом, как эксперимент, не использует приборы.

2. Социология имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет.

3. В отличие от социолога, психолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком — обобщенным схематичным типом, чьи особенности характеризуют всех сразу и никого в отдельности.

4. Данные, которые социология получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений.
46. Поставьте нужное слово. … изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации

1. Социология

2. Экономика

3. Политология

4. История
47. Социология тесно связана со всем комплексом социальных наук, основным предметом которых выступает:

1. надстроечные отношения

2. поведение людей

3. взаимодействие малых групп

4. распределение общественных благ
48. Нередко эту науку, у которой с социологией много общего, именуют социологией древних обществ.

1. этнографию

2. историю

3. антропологию

4. археологию
49. Эти специалисты изучают эволюцию экономической, социальной, политической и духовной сферы человеческого общества с древнейших времен.

1. Антропологи

2. Археологи

3. Экономисты

4. Социологи
50. Какая наука предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, кросс-культурных исследованиях?

1. Социология

2. Антропология

3. Этнография

4. Культурология
51. Современная … изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и индустриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки

1. Демография

2. Социология

3. Антропология

4. Этнография
52. Эта наука изучает и сравнивает результаты работы этнографов — эмпирические данные о жизни, быте, характерных чертах народов.

1. Этнология

2. Социология

3. Антропология

4. Культурная экология
53. Какая наука реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение и культурные образцы на основании добытых в раскопках материальных предметов?

1. антропология

2. культурология

3. этнология

4. археология
54. Какая наука возникла на стыке антропологии и социологии?

1. Историческая социология

2. Социология культуры

3. Социология города

4. Психологическая антропология
55. Поставьте нужное слово. …— совокупность знаний, полученных при изучении различных культур, ориентированных на решение практических задач.

1. Психологическая антропология

2. Культурная антропология

3. Прикладная социология



4. Прикладная антропология
56. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

1. Изначально социологи исследовали западное индустриальное общество, а антропологи — доиндустриальное.

2. Если для общей психологии главными являются закономерности психических процессов, механизм их обусловленности врожденными свойствами, то социальная антропология исследует личностные качества, обусловленные принадлежностью к конкретной культуре

3. Картина мира в социальной психологии, экономике, политологии, антропологии и социологии построена вокруг поведения групп людей в социальной среде

4. Картина мира как совокупность философских воззрений на устройство, сущность и природу изучаемого данной наукой фрагмента общества (или социальной реальности) похожа в разных науках, поскольку во многом похож объект изучения — люди
57. В какое время в рамках социологии выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии

1. В начале Х1Х века

2. В ХХ веке

3. В ХХ1 веке



4. В ХУ111 веке
58. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Социальные науки ориентированы преимущественно на количественные показатели, а гуманитарные — на качественные

  2. Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых ее направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют собой сложную систему.

  3. Экономическая социология включает социологию труда, социологию трудовой занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций

  4. Немногим более 20 лет назад социология считалась всего лишь областью философии.


59. Поставьте нужное слово. ... — совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

  1. Общая теория

  2. Частная теория

  3. Научная картина мира

  4. Методология


60. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Отрасли группируются по родственным признакам: близость тематики, общие теоретические уста­новки, единство методологии, сходство методического инструментария.

  2. Внутридисциплинарная матрица социологии строится следующим образом: в столбцах отражаются сквозные (общие) уровни социологического знания — картина мира, общая теория, методология, методика и техника, эмпирическое исследование, частное исследование, прикладное исследование, а в строках — отраслевые социологии (социология культуры, социология труда, социология города, социология молодежи, социология политики, социология менеджмента, социология права, социология семьи и др. отрасли)

  3. Любое знание — теоретическое или эмпирическое — имеет двойное подчинение.

  4. Когда социолог строит программу конкретного исследования, оно обязательно должно быть специализированно, т.е. выполняться в рамках, скажем, социологии труда или социологии семьи.


61. Поставьте нужное слово. … — логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.

  1. Общая теория

  2. Частная теория

  3. Научная картина мира

  4. Методология


62. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Эмпирического исследования по общей социологии нет и не может быть.

  2. Термин «социология в целом» охватывает всю матрицу, т.е. и столбцы, и строки.

  3. Термин «общая социология» включает только те знания, которые не принадлежат ни одной отрасли в частности, но являются общими для всех.

  4. В прикладную социологию входят вопросы методологии и истории, а также темы общей социологической теории, которые относятся ко всем социологическим отраслям.


63. Поставьте нужное слово. …— совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

  1. Общая теория

  2. Частная теория

  3. Научная картина мира

  4. Методология


64. Какое из приведенных ниже суждений правильное?

  1. Рождение новых отраслей социологии чаще всего диктуется потребностями самой науки, а не практикой.

  2. В советское время наиболее активно развивалась социология труда, а в 1990-е годы особое внимание социологов привлекли проблемы бедности и неравенства.

  3. В советское время лидером популярности являлась социология социология культуры.

  4. В советское время более 30% изучаемых социологией тем прямо или косвенно были связаны с социологией труда.


65. Поставьте нужное слово. … — непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории.

  1. Методология

  2. Эмпирическое (фундаментальное) исследование

  3. Прикладное исследование

  4. Методика и техника


66. Термин «социология зна­ния» был впервые введен

  1. Максом Вебером

  2. Максом Шелером

  3. Карлом Мангеймом

  4. Огюстом Контом


67. Поставьте нужное слово. … — учение о системе принципов и способов, правил и нормативов, приемов и операций.

  1. Методология

  2. Эмпирическое (фундаментальное) исследование

  3. Прикладное исследование

  4. Методика и техника


68. Какое из приведенных ниже суждений правильное?

  1. Основная прикладного исследования — приращение научных знаний, выявление новых закономерностей и тенденций в исследуемой сфере реальности.

  2. В методику входит ряд вопросов, в частности о том, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, о том, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т.д.

  3. Внутридисциплинарную матрицу можно представить не только в виде таблицы, но и в виде «дерева».

  4. Основная цель эмпирического исследования — решение конкретной практической проблемы.


69. Когда советские философы отказывали социологии в праве самостоятельности, определяя ее как философскую дисциплину?

  1. 1930-е годы

  2. 1970-е годы

  3. 1950-е годы

  4. 1980-е годы


70. Поставьте нужное слово. … — оперативное исследование, проведенное в короткий срок и на одном конкретном объекте (предприятие, банк, деревня) с целью социальной диагностики той или иной ситуации, выявления причин определенного явления (процесса) и подготовки соответствующих практических рекомендаций.

  1. Методология

  2. Эмпирическое (фундаментальное) исследование

  3. Прикладное исследование

  4. Методика и техника


71. В какой период из отечественной социологии исчезли такие отрасли, как социология развития, социология познания, социология пропаганды, социология техники.

  1. В 1950-е годы

  2. В 1980-е годы

  3. В 1990-е годы

  4. В 1970-е годы


72. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Большинство отраслей отечественной социологии сохранились неизменными на протяжении последних 15–20 лет

  2. Название некоторых отраслей изменилось, так социология народонаселения сегодня именуется статистикой, или социальной демографией.

  3. Две отрасли — социальная психология и социальная антропология — не являются в строгом смысле отраслями социологии.

  4. Примером средней отрасли может служить социология знания.


73. Поставьте нужное слово. … — конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков, наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т.д.

  1. Методология

  2. Эмпирическое (фундаментальное) исследование

  3. Прикладное исследование

  4. Методика и техника


74. Эта наука занимается тем, что изучает место идей в социальном пространстве, показывает, что идеи, как и люди, имеют свои социальные координаты в обществе.

  1. Социология культуры

  2. Идеология

  3. Социология знания

  4. Социология Интернета


75. Одним из важных понятий в арсенале социологии знания является понятие

  1. верования

  2. культура

  3. информация

  4. идеология


76. Поставьте нужное слово. … — целостная и логически стройная система идей и идейных воззрений, которые вырабатываются данной группой (классом, профессиональной группой, сословием, партией, расой, нацией, корпорацией) для объяснения и оправдания созданного ею общественного порядка либо для ниспровержения того порядка, который создан противоборствующей группой (такова идеология пролетариата и большевистской партии).

  1. Мировоззрение

  2. Сознание

  3. Идеология

  4. Религия


77. По мнению какого американского социолога идеология в любом случае оп­равдывает то, что делает лоббируемая ею группа, при этом так интерпретируя социальную реальность, чтобы это оправда­ние не теряло своей правдоподобности 

  1. Питера Бергера

  2. Толкотта Парсонса

  3. Даниэла Белла

  4. Роберта Мертона


78. Какая отрасль социологии изучает закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структу­ру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических ячеек общества.

  1. Политическая экономия

  2. Экономическая социология

  3. Социология производственного коллекти­ва

  4. Социология труда


79. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Современная экономическая социология включила в себя всю проблематику прежней социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соответствующие рыночной реальности.

  2. Экономическое поведение и отношения людей исследуются с помощью общенаучных (эксперимент, теоретический анализ), социологических (анкетирование, наблюдение), статистических (бюджетные и инвентарные обследования), социально-психологических (тестирование, интервью) методов.

  3. Социология города включает множество поддисциплин: социологию образования, социологию науки, социологию морали, социологию религии, социологию искусства, социологию досуга, социологию спорта и др.

  4. В рамках социологии искусства существуют социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств.


80. Найдите один неправильный ответ. В экономическую социологию входят следующие области исследования:

  1. — социальные закономерности, факторы и последствия социальных кризисов, реформ и иных глобальных процессов в обществе;

  2. — эволюция экономических институтов общества и их воздействие на социальную стратификацию; исчезновение одних и появление других социальных групп;

  3. — занятость и безработица: поведение людей на рынке труда; адаптация и социальные последствия потери работы; каналы, механизмы и формы трудоустройства; подбор и расстановка кадров;

  4. — потребительское поведение населения; маркетинговые исследования потребительских приоритетов; социальное воздействие рекламы; формы накопления денег, доходы населения, их сбережение и использование;


81. Поставьте нужное слово. … — система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах экономической жизни общества (производстве, обмене, распределении и потреблении).

  1. Политическая экономия

  2. Экономическая социология

  3. Социология менеджмента

  4. Социология труда


82. Эта наука изучает многообразие форм проявления экономического поведения и выражения экономических интересов людей, а также структуру и механизмы воздействия на людей экономических институтов (собственности, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.) в долго- и кратковременной перспективе.

  1. Политическая экономия

  2. Социология организация

  3. Экономическая социология

  4. Социология труда


83. Предмет этой науки — любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы.

  1. социология культуры

  2. культурная антропология

  3. социология театра

  4. социология города


84. Ее специфика определяется особенностями эмпирических методов — анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, посетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и др.

  1. культурная антропология

  2. социология театра

  3. социология культуры

  4. социология города


85. Специфика социологического изучения содержания телепередач, произведений, художественной литературы, спектаклей, фильмов состоит в том, что социо­логия изучает

  1. индивидуальные, выдающиеся, обладающие уникальностью культурные фено­мены.

  2. имеющие коммерческую ценность культурные фено­мены.

  3. массовые, вероятностные, обладающие регулярностью социальные фено­мены.

  4. массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные фено­мены.


86. Поставьте нужное слово. … — научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии и т.д.

  1. культурная антропология

  2. социология театра

  3. прикладная социология культуры

  4. социология города


87. Найдите одну ошибку в суждениях о научной гипотезе:

  1. Профессионализм заключается не в выдвижении заведомо правильных гипотез, а в создании как можно большего их числа.

  2. Гипотеза должна предполагать факты, а не тенденцию.

  3. Чрезмерно конкретное предположение вообще не является гипотезой, но лишь суждением о том, как в том или ином случае распределятся проценты.

  4. Гипотезу с цифрами опровер­гнуть легко, а значит ее научная ценность очень низкая.


88. В социологической литературе нередко используется в качестве синонима два следующих понятия

  1. отрасль социологии и социологическая перспектива

  2. отрасль социологии и специальная социологическая теория

  3. специальная социологическая теория и социологическое направление

  4. специальная социологическая теория и социологическая школа


89. Эта дисциплина в словарях определяется как специальная социологическая теория, научная дисциплина, изучающая этносоциальные процессы, механизм взаимодействия социальных и этнических явлений.

  1. Демография

  2. Этнология

  3. Народонаселение

  4. Этносоциология


90. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Специальная, или частная, теория вовсе не совпадает с отраслью социологии.

  2. Социологию политики вряд ли можно именовать специальной теорией, поскольку ею занимаются в разных странах сотни и тысячи исследователей, придерживающихся самых разных теоретических ориентаций.

  3. Специальная теория — крупное тематическое направление, отражающее исторически сложившееся разделение труда в научном сообществе.

  4. Отрасль может включать множество частных теорий и сотни эмпирических исследований, которые связаны с другими теориями.


91. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Можно отождествлять отрасль с научной школой.

  2. Научная школа — это одновременно и форма кооперации ученых, и закрепленные исследовательские традиции.

  3. Научная школа — раз­новидность парадигмы.

  4. В конфликтологию, как социологическую отрасль, входят такие различные школы и теории, как марксизм, теория социального обмена Дж. Хоманса, теория конфликта Р. Дарендорфа.


92. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Очевидно, что если какая-то область знания развивается в течение десятилетий, если в ней заняты десятки и сотни ученых из разных коллективов, если в ней проведены тысячи эмпирических исследований, то именовать ее частной, или специальной, теорией вряд ли правомерно.

  2. Социальная структура и стратификация — это, безусловно, не единичная специальная теория, а отрасль социологии

  3. Обычно в науке название новой отрасли окончательно закрепляется только через несколько лет исследований.

  4. Некоторые отрасли, в частности социология села, ушли с исторической сцены вслед за распадом советского общества, реальности которого они отражали


93. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Термин «отрасль знания» в литературе смешивают не только с термином «специальная теория», но и с понятием «дисциплина».

  2. Научная дисциплина, как и отрасль, появляется в процессе разделения и специализации научной деятельности.

  3. Когда мы говорим о чем-то как об отрасли социологии, то подразумеваем, что внутри одной научной дисциплины произошла специализация ученых по разным тематическим областям, в результате чего со временем сформировалась известная совокупность эмпирических исследований и объясняющих их теоретических построений, посвященных крупной сфере общества, одному из ведущих его институтов, а именно образованию.

  4. Термин «социологическая перспектива» предполагает не только результат произошедшего разделения труда в науке, но степень и уровень организации такого труда.


94. Поставьте нужное слово. … — научная дисциплина, изучающая институт образования в его взаимосвязях с другими социальными институтами и структурами, его функцию в системе общественного воспроизводства и т.д.

  1. социология культуры

  2. педагогика

  3. социология образования

  4. социология города


95. Найдите один неправильный признак научной дисциплины

  1. У научной дисциплины имеется свой предмет, объект и методы исследования, присущие (пусть не исключительно, но по преимуществу) только ей и никакой другой дисциплине.

  2. Научная дисциплина представляет собой сложно организованное, многоуровневое знание.

  3. Каждый уровень ее отлича­ется спецификой и обладает присущими только ему приема­ми и методами.

  4. Ее теоретический базис включает научную индукцию и статистическую обработку данных, методы их компоновки и типологизации, процедурный аппарат сбора и анализа первичной информации.


96. Единодушие в профессиональных суждениях по поводу принципи­альных вопросов формирует в сфере науки:

  1. направление

  2. отрасль

  3. школу

  4. дисциплину


97. Какое из приведенных ниже суждений неправильное? Специальная теория —

  1. уровень знания, представляющий собой результат деятельности одного исследователя (редко группы).

  2. может включать множество частных теорий и сотни эмпирических исследований, которые связаны с другими теориями

  3. логически связанная система теоретических утверждений, проверенных на опыте и описывающих узкий сегмент реальности.

  4. описывает не узкий сегмент реальности, а крупную сферу общества или крупную социальную группу, реже — явление.


98. Найти один неправильный признак. Представителей одной научной школы харак­теризует:

1) консенсус, т.е. профессиональное единодушие, согла­сованность установок, общность оценок,

2) социтирование — взаим­ные ссылки друг на друга в статьях и монографиях,

3) изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы)

4) преемственность развития — на­личие учителей и учеников, лидеров и ведомых, соединение в одно целое преподавания и исследования.
99. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Каждая научная школа как организованная группа специалистов арендует или имеет постоянное помещение для проведения дискуссий, конференций, семинаров.

  2. Она выпускает коллективные монографии для демонстрации теоретической платформы и сообщения эмпиричес­ких данных.

  3. Иногда на ее базе организуется какое-либо общество, союз или ассоциация.

  4. Научная школа не входит в отрасль и не является ее частью.


100. Верны ли следующие методологические утверждения?

Предмет социологии— модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой — условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки.

Предмет науки — это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований, т.е. с помощью понятий мы описываем социально реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований.


  1. верно только первое,

  2. оба суждения верны,

  3. верно только второе,

  4. не верно ни одно из предложенных утверждений.


101. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. В отличие от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог

  2. Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полно­стью не совпадает с ним.

  3. Один и тот же социальный объект не может изучаться с целью решения различ­ных научных проблем.

  4. Предмет устанавливает те границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании.


102. Предмет социологического исследования отражает:

  1. Множество аспектов явления

  2. Две важнейшие стороны объекта

  3. Три основные стороны объекта

  4. Лишь одну из сторон объекта


103. Познавательная функция предмета исследования заключается в том, что он:

  1. Отсеивает в объекте исследования все второстепенное, выделяя наиболее устойчивое и важное.

  2. Структурирует совокупность переменных с помощью кванторов существования.

  3. Создает поле прогнозируемости явления.

  4. Создает условия для практической реализации положений теории.


104. В отношении предмета и объекта социологического исследования можно вынести два суждения:

В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъек­та.

Предмет исследования мы выбираем произвольно в соответствии с нашими интересами, целями и задачами.


  1. оба суждения верны,

  2. верно только первое,

  3. верно только второе,

  4. не верно ни одно из предложенных суждений.


105. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Реально и независимо от нас существующий объект, прежде чем стать источником информации, претерпевает определенную трансформацию, воплощаясь в позициях (кодах) докумен­тов сбора первичной социологической информации, затем в таблицах, формулах, графиках.

  2. Специфика науки определяется не методом и даже не объектом, а ее предметом.

  3. В социологии объект может быть один, а теорий - много.

  4. Каждая наука смотрит на объект изучения под своим углом зрения, а угол зрения определяется методом исследования


106. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Программа социологического исследования соединяет все основные элементы, этапы и фазы познавательного процесса.

  2. Ни у одной науки нет монополии на тот объект, который она больше всего изучает

  3. Объект — совокупность понятий, при по­мощи которых данная наука описывает объективную ре­альность.

  4. Попытка провести жесткие междисциплинарные границы на Запа­де не пользуется популярностью.


107. Верны ли следующие суждения о методе и объекте науки?

Использование объекта (людей, транспорта, предметов быта или труда) не раскрывает специфики конкретной науки.



Использование метода, будь то анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, анализ статистики или теоретический анализ, не раскрывает специфики конкретной науки.

  1. верно только первое,

  2. оба суждения верны,

  3. верно только второе,

  4. не верно ни одно из предложенных суждений.


108. Найдите нужное слово и поставьте его в предложение. … — это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной.

  1. объект

  2. метод

  3. предмет

  4. анкетный вопрос


109. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Правильный выбор предмета и объекта исследования для социологии не имеет принципиального значения.

  2. Предмет науки (или теории) обычно рассматрива­ется в терминах идеализированных, или абстрактных, объектов, которые представляют (репрезентируют) тот или иной фрагмент реальности.

  3. По сво­ему логико-теоретическому статусу идеальные объекты являются квази-объектами.

  4. Идеализированным объектом является в социологии любая переменная.


110. Найдите одну ошибку в суждениях о научной гипотезе:

  1. Она эмпирически истинна, когда проверяется на соответствие фактам.

  2. Одно и то же явление или процесс можно измерить несколькими разными способами и получить разные результаты.

  3. Проверка одной гипотезы — это по существу проверка всей теории.

  4. Для выявления границ области своей гипотезы необходимо рассмотреть как можно более узкий круг явлений.


111. Какое количество отраслей в социологии определяют эксперты?

  1. от 20 до 60–70

  2. от 15 до 30–40

  3. от 45 до 100

  4. от 80 до 130–140


112. Найдите одну ошибку в методологических утверждениях:

  1. Гипотеза не является вероятностным знанием, которое требует эмпирического подтверждения.

  2. Ученый проверяет не столько саму теорию, сколько ее гипотезы.

  3. Существуют два способа подтверждения гипотезы: эмпирический и теоретический.

  4. Гипотеза представляет собой новое знание, которого не содержалось в исходных постулатах теории.


113. Что выступает предметом социологии?

  1. совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых социолог описывает проводимое им исследование

  2. совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых какая-либо отрасль социологии описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

  3. совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

  4. совокупность всех теоретических понятий, которые описывают конкретную область действительности, например, социальную мобильность


114. Найдите одну ошибку в методологических утверждениях:

  1. Смена теорий — это научная револю­ция со всеми вытекающими последствиями.

  2. Макс Вебер предлагал различать два похожих явления - вынесение оценочных суждений и отнесение к ценностям.

  3. Теории не различаются своим масштабом.

  4. Наука изучает не все явления, которые можно фиксировать на уровне здравого смысла, но лишь те, которые доступны ей в силу особенностей концептуального языка и применяемых методов.


115. В какие годы социологию смешивали с буржуазной наукой, которой не находилось места в марксистском обществоведении?

  1. 1960-е и 1970-е годы

  2. 1930-е и 1950-е годы

  3. 1920-е и 1930-е годы

  4. 1980-е и 1990-е годы


116. Найдите одну ошибку в методологических утверждениях:

  1. Оперирование исключительно уровнем персональной реальности чревато гиперболизацией обыденных представлений.

  2. Вебер, отстаивая ценностный нейтралитет, по существу отказывался от идеала академической свободы.

  3. Научная гипотеза — это теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженных понятиями.

  4. Теория П. Лазарсфельда и. В. Тиленса, созданная в 1958 г., объясняла успешную карьеру профессора количеством его переходов с одного места работы на другое


117. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Социальные статусы связаны социальными отношениями, тогда как личные статусы связаны межличностными отношениями.

  2. Социальная структура — это не просто совокупность статусов, а их функциональная взаимосвязь.

  3. Роль называют динамической характеристикой статуса

  4. Нормы определяют каждый статус по отдельности либо их совокупность в целом.


118. Найдите одно правильное суждение:

  1. Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества.

  2. Общество меняет­ся, но не меняется его структура.

  3. Роль — социальное положение, позиция человека в обществе.

  4. Самым древним институтом считается государство


119. Найдите одно правильное суждение:

  1. Разновидностью политического контроля выступает социальный контроль.

  2. Субъектом социального контроля выступают три ветви власти в государстве — законодательная, исполнительная и судебная.

  3. Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

  4. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными структурами.


120. Найдите одну ошибку в описании уровней знания в социологии:

  1. В научной теории абстрактные объекты верхнего слоя образуют отно­сительно автономные области (теоретические системы), ко­торые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования.

  2. У эмпирического исследования две важнейшие функции — объяснять устройство реального мира и предсказывать будущие события.

  3. Объяснение осуществляется с помощью построения причинно-следственных (каузальных) моделей, которые получают теоретическое доказательство и эмпирическое подтверждение.

  4. Картины мира варьируются от общества к обществу и даже от сегмента к сегменту внутри одного общества.


121. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

  2. Распо­ложенные друг над другом группы составляют социальную стратифика­цию общества.

  3. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально.

  4. Социальная структура — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами.


122. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Совокупность всех социальных (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) образует социальный со­став населения.

  2. В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не столько индивиды, сколько социальные группы и общности

  3. Совокупность людей, занимающих одну и ту же со­циальную позицию или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной общностью.

  4. Социальное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представи­телем социальной группы) в данном месте и в данное время.


123. Найдите один неправильный признак. Социальные процессы могут характеризовать:

  1. развитие личности (формирование ценностных ориентаций, установок или мотивации поведения);

  2. развитие общества за определенный исторический период;

  3. взаимодействие нескольких индивидов (например, общение);

  4. внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты).


124. Найдите одно правильное суждение:

  1. Под социальным процессом надо понимать отдельное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным явлением— серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или иначе — функциональными) зависимостями.

  2. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему из одного состояния в другое.

  3. Субъектов социального действия именуют еще респондентами.

  4. Переход из одной страты в другую, неравную, либо в равную, описывается понятием «социальная динамика».


125. Эмпирическими референтами называются:

  1. Проверяемые при помощи выдвинутой теории факты

  2. Совокупность респондентов, составляющих выборочную совокупность

  3. Живые люди или материальные объекты, которые охватываются данным термином или понятием.

  4. Респонденты, не ответившие на все пункты анкеты


126. Найдите ошибку. В современной методологии научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти уровней:

  1. Первый, верхний — это научная картина мира (фи­лософские предпосылки),

  2. Второй — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня,

  3. Тре­тий — частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные мо­дели социальных процессов.

  4. Четвертый представлен прикладными исследованиями


127. Найдите одну ошибку в описании уровней знания в социологии:

  1. По степени обобщенности самой абстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи.

  2. Прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.

  3. По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира.

  4. Социологическое знание в целом явля­ется гомогенной системой.


128. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения.

  2. Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальные отношения.

  3. Культурасовокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

  4. Преемственность культуры достигается через социализацию.


129. Найдите одну ошибку в описании уровней знания в социологии:

  1. Эмпирические и прикладные исследования — разные ти­пы социологического исследования.

  2. Основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

  3. Прикладные исследования нацелены на приращение новых знаний

  4. Философское знание составляет основу научной картины мира.


130. Найдите одну ошибку в описании уровней знания в социологии:

  1. На метатеоретическом уровне происходит обобщение, осмысление и крити­ческая переоценка того, что сделано на теоретическом уров­не

  2. Архетипическое зна­ние часто формулируется в неявном виде.

  3. Научная картина мира управляет и регулирует процессом создания общей социологической теории

  4. У Вебера и Дюркгейма разные картины мира, опирающи­еся на разные онтологии (учения о структуре мира) и раз­ные философские традиции: Вебер опирается на традиции реализма, а Дюркгейм — номинализма.


131. Картина мира включает следующие компоненты:

  1. общефилософские положения о строении мира (онтология) и его развитии (динамика, генезис);

  2. общенаучные принципы, выступающие в роли нормативных регуляторов деятельности ученого (объективность и достоверность научного знания, истинность, и др.);

  3. эмпирические стандарты и методические приемы;

  4. эвристические модели, заимствованные их других областей знания и используемые как средство объяснения социальной реальности


132. Найдите одну ошибку в описании уровней знания в социологии:

  1. Картина мира помогает вписать добытые теорией и эмпирией точные знания в абстрактный и неточный мир культурных ценностей.

  2. Теория отражает реальность избирательно и под определенным углом зрения.

  3. Интерпретации нельзя ясно и недвусмысленно вывести из данных.

  4. Теорию нельзя определить как иерархически организованную систему предложений и гипотез, находящихся в отношениях выводимости


133. При формулировке гипотез необходимо помнить следующие правила.

  1. Гипотезы должны быть концептуально ясными.

  2. Гипотезы должны иметь эмпирические референты.

  3. Гипотезы не должны быть привязаны к методам и инструментам.

  4. Гипотезы не должны содержать моральных оценок или суждений.


134. Найдите одну ошибку в методологических утверждениях:

  1. Интерпретации представляют специфический класс обобщений, встречающихся только в социальных науках.

  2. Репрезентативная функция теории заключается в ее способности служить абстрактной моделью (заместителем) реальных объектов (экстенсиональный кон­текст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов), посредством которых осуществляется построение абстрактной модели.

  3. Научная картина мира служит переходным звеном на пути к формированию обыденной картины мира

  4. В социологии многие уровни и компоненты теоретическо­го знания, присущие развитым наукам, присутствуют как бы в свернутом виде.


135. В социологии гипотезы бывают:

  1. каузальными и описательными,

  2. рабочими и пилотажными

  3. абстрактными и конкретными,

  4. количественными и качественными


136. Найдите одну ошибку в методологических утверждениях:

  1. Переменная, позаимствованная из разговорной практики, имеет неопределенные не только референты, но и операции.

  2. В социологии много моделей, которые можно назвать в строгом смысле научными.

  3. Фактически ни одна из существующих научных теорий, будь это физика или социология, не может быть полностью формализована.

  4. Для социологии трудности заключаются не в техническом оснащении, а в методологии.


137. Найдите одну ошибку в методологических утверждениях:

  1. Одни и те же факты не могут быть успешно объяснены двумя и более теориями.

  2. В первоначальном варианте теории К. Маркса содержался довольно жесткий тезис о том, что базис однозначно определяет надстройку.

  3. Гипотезы — стержень научной теории, все другие элементы социологического исследования — программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ — играют обслуживающую роль.

  4. И в физике, и в социологии обнаружение противоречивых фактов вовсе не ведет к гибели теории.


138. Что такое категориальный уровень определения предмета социологии?

  1. Частнотеоретический уровень

  2. Эмпирический уровень

  3. Прикладной уровень

  4. Общетеоретический уровень


139. Найдите одну ошибку в описании уровней знания в социологии:

  1. Решающим признаком теоретического исследования выступает его направленность на совершенствование и развитие концептуальных средств науки

  2. По мнению Т.Парсонса, всякая социальная теория в скрытом виде является теорией политики.

  3. Эмпирическое исследование, в отличие от прикладного, имеет своей главной целью именно проверку гипотез.

  4. Чем больше количество фактов, объясняемых теорией, тем больше уровень ее общности.


140. Какому из требований должны соответствовать сформулированные в исследовании гипотезы?

  1. Гипотезы не должны содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации

  2. Они не должны противоречить ранее установленным научным фактам

  3. Гипотезы должны быть проверяе­мы при данном уровне теоретических знаний, методичес­кой оснащенности и практических возможностях иссле­дования

  4. Гипотезы должны соответствовать всем перечисленным требованиям


141. Найдите одну ошибку в суждениях о научной гипотезе:

  1. В гипотезе предполагается причинная связь между одной и другой группой фактов.

  2. После проверки гипотезы на соответствие/несоответствие фактам она должна быть обоснована теоретически.

  3. Теория не является системой гипотез, объединенных отношениями выводимости.

  4. Методологи утверждают, что гипотеза должна иметь двойной статус — быть логически и эмпирически истинной, о чем мы поговорим ниже.


142. Что называют тематическим (проблемным) полем социологии?

  1. совокупность эмпирических исследований

  2. совокупность теоретических исследований

  3. совокупность прикладных исследований

  4. совокупность всех исследований: эмпирических, теоретических и прикладных


143. Найдите одну ошибку в суждениях о научной гипотезе:

  1. В методологии поощряется выдвижение не только всевозможных следствий из одной гипотезы, но также создание альтернативных гипотез.

  2. Устанавливая истинность гипотез, социолог доказывает истинность самой теории.

  3. Постулаты — это бывшие гипотезы, получившие со временем статус доказанных аксиом.

  4. С методологической точки зрения разработка гипотезы не предполагает выдвижение максимально воз­можного количества следствий.


144. Этот специалист способен оказать городской администрации неоценимую помощь в планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения.

  1. Культуролог

  2. Маркетолог

  3. Социолог-прикладник

  4. Дизайнер


145. Найдите одну ошибку в суждениях о научной гипотезе:

  1. Ученые считают, что при прочих равных условиях предпочтительнее гипотеза, охватывающая более узкую совокуп­ность объектов.

  2. Чем выше уровень обобщения гипотезы, тем ценнее она для науки.

  3. Чем больше переменных включено в структуру гипотезы, тем больше охватываемый ею круг явлений, но тем сложнее ее эмпирическое подтверждение

  4. Гипотеза логически истинна, когда она дедуктивно выводится из теории.


146. Под экстенсивным определением предмета социологии понимается:

  1. Совокупность основных понятий, раскрывающих суть данной науки

  2. Перечень главных отраслей социологии и научных школ

  3. Совокуп­ность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом.

  4. Все понятия, которыми профессиональные социологи оперируют в своей деятельности


147. Вставьте пропущенное слово. Слабым видом закономерности выступает … - направление развития какого-либо явления или события, форма проявления закона.

  1. тенденция

  2. закономерность

  3. закон

  4. взаимосвязь


148. Какое из этих суждений неверное?

  1. Разброс в возрасте респондентов называется вариацией, конкретные величины возраста — значениями, а совокупность всех значений образует переменную.

  2. Среди наиболее часто применяемых социологических перемен­ных — религиозная принадлежность

  3. Необязательно, чтобы переменная имела количественное выражение.

  4. Если операциональное определение понимается как серия инструкций, описывающих действий, которые должен осуществить исследователь для установления значения переменной, но не указан инструмент, то подобную расшифровку вряд ли можно считать полной.


149. С каким из приведенных ниже утверждений вы бы ни за что не согласились?

  1. Эмпиричес­кая схема объекта исследования представляет собой модель реального взаимодействия, типичную схему практических преобразова­ний совокупностей реальных объек­тов.

  2. Каждый элемент эмпирической схемы объекта исследования сопоставляется с одним и только с одним объ­ектом, а не с классом объектов.

  3. В социологии выборочная совокупность рассчитана не на конкретных К.П. Иванова, А.И. Селиверстова и других респондентов, а на типичных ивановых и селиверствовых, которые могут попасть или не попасть в данную выборку.

  4. Если социолог начнет отбирать в алфавитном списке своих респондентов не с этого номера, а со следующего, но применит ту же самую математическую процедуру, что и в первый раз, то в выборке окажутся совсем другие имена, но она по-прежнему будет точно отражать генеральную совокупность.


150. Вставьте пропущенное слово. Собранные в процессе эмпирического исследования данные (ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п.) можно определить как совокупность значений … , приписанных единицам исследования — объектам (людям, вещам, учреждениям).

  1. эмпирического референта

  2. эмпирического признака

  3. концептуального значения

  4. переменных


151. Какое суждение вызывает нарекания с точки зрения своей научной состоятельности?

  1. Многочисленные теории социального дарвинизма, географического детерминизма, психологические школы в социологии не относятся к разряду социологических теорий.

  2. Под социальным исследованием следует понимать такие исследования, в которых социальные факты объясняются через несоциальные.

  3. Социологическое исследование — это междисциплинарное исследование, сформировавшееся на стыке социологии и экономики, психологии и социологии и т.д.

  4. Именно Чикагская школа осуществила переход от case studies к научному социологическому анализу с использованием методов экспериментальной проверки гипотез.


152. Уберите лишнее. Центральными принципами количественной методологии являются:

  1. операционализм,

  2. верификация

  3. квантификация

  4. бихевиоризм



153. Какое из приведенных ниже суждений является ложным?

  1. Социологическое исследование — внутридисциплинарный метод познания, а социальное — междисциплинарный.

  2. Социальное исследование охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые необязательно принадлежат к социологии, а социологическое — узкий круг проблем, заданных предметом социологии.

  3. Социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики, а социологическое - только профессионалы.

  4. Социологическое исследование отражает широкий взгляд на общество, социальное — узкий, специализированный.


154. Под эмпирическим исследованием понимается

  1. сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

  2. неопределенное число ученых, демонстрирующих или приверженных конкретному подходу или пониманию дисциплины, регулярно организующих полевые исследования.

  3. определенное направление научных исследований группы ученых, объединенных общим объектом и предметом анализа.

  4. высказывание или целую систему высказываний, где системообразующим элементом выступает ее основное предположение.


155. Найдите одну ошибку в методологических утверждениях:

  1. Технология (методика и методы) сбора данных отвечает на вопрос «как получить данные», а сами данные представляют результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос «что получено в исследовании».

  2. Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных, но не входит научный отчет, в котором описаны итоги.

  3. Теоретическая модель предмета исследования представляет собой логическую схему всех мыслимых или теоретически прогнозируемых связей, существующих между выделенными нами абстрактными объектами.

  4. Таблица - форма представления данных на основе верификации данных, т.е. выделения однородных групп явлений, объектов, фактов.


156. Найдите один неверный признак. Концептуализация в социологии это:

  1. наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия

  2. подведение частного под общее, но в рамках и средствами конкретной науки

  3. выборка сингулярных теоретических образований, которые в данный момент были признаны социологом научно значимыми для решения конкретной задачи

  4. способ организации мыслительной работы, позволяющий двигаться от материала и первичных теоретических концептов ко все более и более абстрактным конструктам, в пределе отражающим допущения, на которых базируется ТМПИ


157. Понятие операционального определения первым в научный оборот ввел в произведении «Логика современной физики» (1927)

  1. Джорж А. Ландсберг

  2. П. Лазарсфельд

  3. Перси У. Бриджмен

  4. Г. Зеттерберг


158. Какое из этих суждений неверное?

  1. Операционализация и операциональное определение — это не одна и та же процедура.

  2. Р.Мертон считал, что понятие должно быть определено не через свойства объекта, а через операции, производимые с ним учеными.

  3. Почти все понятия социологии нуждаются в переводе в систему переменных.

  4. категории практически не поддаются переводу на язык переменных.


159. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Генеральная совокупность — совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.

  2. Стратифицированная случайная выборка основана на выборке по каждой страте отдельно.

  3. Объем выборки — количество единиц генеральной совокупности.

  4. Ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями — генеральной и выборочной.


160. Найдите один неверный признак. Операционализация в науке — это

  1. своего рода разложение целого на составляющие его части

  2. процедура установления связи концептуальной схемы с методическим инструментарием

  3. наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия

  4. процедура установления связи концептуальной схемы с ее методическим инструментарием, заключающаяся в поиске средств фиксации в наблюдении референтов (денотатов) концептуальной схемы и обосновании их валидности


161. Какое из двух суждений верное?

Под концептуальным определением переменной (либо понятия) подразумевают словесную расшифровку или дефиницию, позаимствованную, как правило, из словаря. Концептуальное означает теоретическое определение, при котором более абстрактные понятия расшифровываются через более конкретные.

Под концептуальным определением переменной подразумевают совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.

  1. оба суждения верны,

  2. верно только первое,

  3. верно только второе,

  4. не верно ни одно из предложенных суждений.


162. Укажите одно неверное суждение. Операциональное определение должно включать три обязательных момента:

  1. описание инструмента измерения;

  2. описание действий ученого по применению данного инструмента;

  3. описание выборочной совокупности

  4. описание условий сбора данных или измерения.


163. Какое из этих суждений неверное?

  1. Переменные различаются тем, что одни из них можно измерить единственным способом (набором единиц измерения), а у других обнаруживается несколько способов.

  2. Простейший тип связи — соединение в одном пропозициональном суждении независимых и зависимых переменных.

  3. В строгом смысле социологическими переменными — независимыми и зависимыми — выступают только категории.

  4. Пропозиции — выводы, представляющие логически истинные дедукции


164. Нисхождение от понятий к терминам представляет собой процесс, который, в зависимости от целей анализа, именуется

  1. конкретизацией,

  2. концептуализацией

  3. формализацией

  4. обобщением


165. Пропозициональные функции — это

  1. один из методов исследования структуры и снижения размерности пространства переменных

  2. выражениями с неопределенными терминами (переменными), которые могут получать то или иное конкретное значение и в этом случае становятся осмысленными (истинными или ложными) высказываниями.

  3. система методических приемов и способов сбора и обработки психологической, социально-психологической и социологической информации для получения объективных данных о скрытых или явных закономерностях поведения (функционирования) сложных, многомерных объектов.

  4. сложно организованная процедура, включающая в себя минимум четыре уровня разнокачественной работы


166. Какое из этих суждений неверное?

  1. Пропозициональные функции и переменные — это язык теоретического исследования.

  2. Благодаря своему непостоянству переменные и пропозиции становятся важным звеном построения языка измерения в социологии.

  3. Все переменные — вчерашние категории, понятия и термины — связаны между собой и только в таком виде способны образовать научную теорию.

  4. При построении программы исследования социолог вначале устанавливает гипотетическую связь — с помощью теоретических рассуждений и логики.


167. Укажите одно неверное суждение из списка:

  1. Логико-теоретическая система взаимосвязи переменных, образующих теоретическую модель предмета исследования, не имеет количественной меры.

  2. В эмпирическом исследовании связь между переменными устанавливается дважды — вначале логически (теоретически), а позже эмпирически.

  3. Гипотетическое постулирование связи переменных очень распространено там, где социолог сталкивается с изученными проблемами.

  4. Логическая связь переменных устанавливается двумя способами — при помощи теоретических гипотез и логического вывода.


168. Связь между этими двумя переменными интерпретируется в

  1. логических категориях

  2. количественных величинах

  3. операциональных терминах

  4. качественных характеристиках


169. Укажите одно неверное суждение из списка:

  1. Логический вывод гласит: изменения в переменной А с необходи­мостью влекут изменения в переменной В.

  2. Теоретико-гипотетический вывод таков: изменения в переменной А с вероятностью влекут изменения в переменной В.

  3. Теоретико-гипотетический вывод о связи двух переменных не является вероятностным.

  4. Логический вывод можно назвать законом, а теоретико-гипотетический вывод, если он получил эмпирическое подтверждение — закономерностью.


170. С каким из приведенных ниже утверждений вы бы ни за что не согласились?

  1. Пропозиции должны быть истинными, поскольку они являются логическими утверждениями о теоретической системе.

  2. Гипотезы — это предсказание того, что может быть истинным в реальном мире, если обработать соответствующим образом эмпирические данные.

  3. Когда ученый ставит вопрос о связи теории с реальностью, он превращает или переводит пропозициональные утверждения в гипотезы.

  4. Эмпирическую схему объекта исследования, как и многие другие приемы исследования, социология позаимствовала у математики.


171. Какое из этих суждений неверное?

  1. Эмпирическая схема объекта исследования призвана заменить реальных пенсионеров, домохозяек или безработных на некие идеализированные объекты, поддающиеся наблюдению, измерению и объяснению.

  2. Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства у объекта и выступаю­щие в виде значения переменной.

  3. Удовлетворенность выступает эмпирическим признаком (референтом) отношения.

  4. Если социолог посчитал (и теоретически грамотно обосновал свой выбор), что расспрашивать людей менее надежно, чем наблюдать их утренний уход на работу, то он построит эффективный инструмент наблюдения, а не станет пользоваться анкетой.


172. Эмпирический факт – это

  1. событие, которое можно обработать статистическими методами

  2. событие, которое переведено в термины переменной

  3. событие, которое можно непосредственно наблюдать

  4. событие, которое подверглось эмпирической обработке


173. Укажите одно неверное суждение из списка:

  1. Утверждение, что начальник станции Петров П.П., как правило, приходит на работу с опозданием, всего лишь субъективная оценка, которую нельзя проверить, но не факт.

  2. задача социолога — обнаружить индивидуальные различия людей, имеющие систематический характер, обобщить их в закономерности, освободившись от всего случайного, неглавного.

  3. Социальные факты становятся социологическим знанием, благодаря их регистрации.

  4. Знание о закономерном дает нам эмпирический факт, фиксирующий устойчивые тенденции.


174. Предметом социологического исследования, основанного на обобщении статистических фактов, выступает

  1. тенденция

  2. закономерность

  3. закон

  4. взаимосвязь


175. Вставьте пропущенное слово. … — объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса.

  1. тенденция

  2. закономерность

  3. закон

  4. взаимосвязь


176. Для того чтобы подтвердить предположение (гипотезу) о наличии повторяющейся устойчивой связи явлений, необходима:

  1. Надежное методическое оснащение исследования

  2. Серия наблюдений или массовых опросов.

  3. Точная операционализация понятий

  4. Применение математической статистики


177. Укажите одно неверное суждение из списка:

  1. Случайная ошибка влечет за собой вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала.

  2. Концептуальный объект идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

  3. Специалисты считают, что существует единая схема социологического исследования, пригодная на разные случаи жизни

  4. Квота — это некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии, которых опрашивает социолог.


178. С социологическими данными можно производить следующие операции:

  1. подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.;

  2. обрабатывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.;

  3. операционализировать

  4. интерпретировать


179. Укажите одно утверждение, которое противоречит научной методологии:

  1. Собственные данные получили название вторичных данных, чужие — первичных данных.

  2. Данные, прошедшие математическую обработку и выраженные в форме таблиц с распределением ответов респондентов, называются первичными.

  3. Индуктивное умозаключение — логическое действие, в результате которого на основании знания об отдельных предметах делается общий вывод, содержащий общий вывод о всех предметах этого класса.

  4. Статистический вывод — это количественный вывод, получаемый после обработки анкет и анализа первичных данных.


180. Статистический вывод — это

  1. наличие определенной зависимости между оценками сходства и различия объектов, полученных от респондентов

  2. индуктивное обобщение, построенное на основе математической обработки и обобщения некоторого множества единиц исследования.

  3. выявление оснований (характеристик), по которым респонденты оценивают объекты, и получают непосредственные оценки объектов по этим характеристикам

  4. перевод концептов в операциональные определения и показатели, т.е. в конечном итоге указание эмпирических значений теоретических смыслов (логическая процедура)


181. Укажите одно утверждение, которое противоречит научной методологии:

  1. Если на разных выборках и разными учеными обнаружена сходная зависимость, то можно говорить о появлении определенной тенденции.

  2. Тенденция перерастает в закономерность, если получает должное теоретическое обоснования.

  3. Теоретическое исследование, не прибегающее к полевому наблюдению или массовому опросу, не может содержать ни логический, ни теоретико-гипотетический выводы.

  4. Статистический вывод невозможно получить, исследуя малые совокупности.


182. В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяют два вида социологического исследования

  1. разведывательное и полевое

  2. точечное и повторное.

  3. пилотное и основное

  4. аналитическое и описательное


183. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Статистический вывод можно сделать только на основе анализа вторичных данных и частотных распределений.

  2. Генеральная совокупность — все возможные социальные объекты или та их часть, которую социолог намерен изучить.

  3. Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов.

  4. Статистические связи выполняют такую же функцию цементирования эмпирических фактов, какую в теоретическом знании выполняла логика.


184. С какой генеральной совокупностью — теоретически мыслимой или реально существующей — социолог должен сравнивать выборочную после полевого исследования и устанавливать меру отклонения, т.е. определять репрезентативность?

Социолог должен сравнивать с первой



Социолог должен сравнивать со второй

  1. верно только второе,

  2. оба суждения верны,

  3. верно только первое,

  4. не верно ни одно из предложенных суждений.


185. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Статис­тические закономерности, статистические правила — это логика эмпирического знания, механизм его построения.

  2. Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

  3. Закон больших чисел гласит, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.

  4. Совокупное действие большого числа случайных факторов (причин, условий) приводит к результату, всегда зависящему от случая.


186. Какое из приведенных ниже суждений является ложным?

  1. Понятие «социальное исследование» значительно шире понятия «социологическое исследование».

  2. Понятие «социальное исследование» не отражает стоящую за ним конкретную науку, а «социологическое исследование» отражает современную науку — социологию.

  3. Социальное исследование нормировано идеалом научного метода, а социологическое — нет.

  4. У социологического исследования есть специфический метод, а у социального нет.


187. Какое из приведенных ниже суждений неправильное?

  1. Закон служит инструментом выявления устойчивых свойств в социальных явлениях и процессах.

  2. Генеральная совокупность — все, кого собирается изучить социолог, пользуясь уменьшенной копией (выборочной сово­купностью);

  3. Выборочная совокупность — те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами

  4. Кого именно относить к выборочной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в генеральную совокупность решают с помощью математических методов.


188. В приведенные ниже высказывания вкралась ошибка, ее надо найти.

  1. Программа социологического исследования относится к типу стратегических документов научного исследования.

  2. Методологическую часть программы социологического исследования — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;

  3. В теоретической модели связи между понятиями, описывающими конкретные явления, имеют гипотетический характер.

  4. Понятия «социальное исследование» и «социологическое исследование» являются синонимами


189. В приведенные ниже высказывания вкралась ошибка, ее надо найти.

  1. Социальные проблемы классифицируются в зависимости от цели исследования, масштабов, продолжительности существования противоречия, его глубины.

  2. Методическую часть программы социологического исследования — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

  3. Гносеологической проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

  4. Все ключевые понятия и категории программы необходимо операционализировать, т.е. разработать средства фиксации данных — индексов, шкал, анкет.


190. В приведенные ниже высказывания вкралась ошибка, ее надо найти.

  1. Предметные проблемы — проблемы, порожденные столкновением интересов групп населения либо социальных институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества.

  2. Социальные проблемы порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов.

  3. Теоретическая модель предмета исследования представляет собой систему понятий, соединенных определенным образом, в соответствии с гипотезой о их взаимосвязях, взаимозависимости.

  4. Понятия можно считать операционализированными лишь в том случае, если разработан специальный методический инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им социального объекта.


191. Заводская социология — это

  1. отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

  2. в Советском Союзе прикладная отрасль индустриальной социологии, в которой были заняты числящиеся в штате предприятия или приглашенные по контракту социологи. Обычная проблематика: исследования трудовых отношений, социально-психологи­чес­ко­го климата, стабилизации и текучести персонала, эффективности труда, разработка практических рекомендаций управленцам.

  3. совокупность социальных исследований, призванных изучить реальные процессы и дать практические рекомендации по улучшению деятельности учреждений культуры.

  4. совокупность подходов прикладных социальных наук или прикладной социологии, ориентированных на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним.


192. Социальная инженерия — это

  1. совокупность подходов прикладных социальных наук или прикладной социологии, ориентированных на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним.

  2. возникшая в нашей стране в начале 90-х, а в Америке и Европе в начале XX века прикладная междисциплинарная (на стыке психологии, социологии, медицины) область знаний и практических действий, ориентированная на помощь социальным аутсайдерам (безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным).

  3. прикладная методика и система решения конкретных управленческих задач на предприятии или в организации, имеющая характер непродолжительного тренинга (метод активного обучения) руководящего персонала.

  4. в Советском Союзе прикладная отрасль индустриальной социологии, в которой были заняты числящиеся в штате предприятия или приглашенные по контракту социологи.


193. Одно из приведенных ниже суждений ложное:

  1. Фундаментальное знание в науке — сравнительно не­большая часть проверенных на опыте научных теорий и ме­тодологических принципов либо аналитических приемов, ко­торыми пользуются ученые в качестве руководящей про­граммы.

  2. По одной только проблеме — удовлетворенность трудом — с 1935 по 1973 г. в США проведено более 8 тыс. исследований, а по изучению стиля лидерства — около 5 тыс.

  3. Прикладные исследования существуют не в каждой научной дисциплине.

  4. Прикладная социология — это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта.


194. Одно из приведенных ниже суждений ложное:

  1. Прикладные исследования - разработки, ориенти­рованные на проектирование и внедрение нововведений.

  2. Социальная инженерия дает возможность много­кратно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социального управления

  3. Оценочные исследования — это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить — в социальных, экономи­ческих или политических терминах — конечный результат (эффект) целенаправленного вмешательства в социальные процессы.

  4. Прикладники менее академических социологов щепетильны в отношении описания методологии и методики своего исследования.


195. Психотехника — это

  1. область социальной психологии, выделившаяся в последние годы и считающая своим пред­ме­том не столько социально-психологические исследования, сколько практическое «вмешательство» в социальные процессы.

  2. прикладное направление в советской психологии труда в 1920–30-е годы, изучавшее широкий круг социальных вопросов от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала, — послужило историческим предшественником заводской социологии.

  3. существовавшее с середины 1960-х до середины 1980-х годов прикладное направление в неакадемической сфере: на производстве, в сельском хозяйстве, в органах регионального управления.

  4. совокупность подходов прикладных социальных наук или прикладной социологии, ориентированных на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним.


196. Одно из приведенных ниже суждений ложное:

  1. К 1960-м годам закладываются общетеоретические основы американской социологии.

  2. У фундаментальной и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и точка зрения на социальную действительность.

  3. В СССР прикладная социология управления начала интенсив­но формироваться с середины 1940-х годов.

  4. За время существования земской статистики вышло в свет свыше 15 тыс. статистических изданий, из них 3 425 томов относятся к фундаментальным работам.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница