Термин Средние века появился в 15 веке среди итальянских гуманистов. Так они называли Эпоху, отделяющую от них времена классической древности (античности). Термин закрепился



страница1/3
Дата14.05.2018
Размер1.38 Mb.
  1   2   3



1.

Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы относится к 4-5 веку, когда после распада римской империи на арену мировой литературы выступили новые, варварские народы со своим особым общественно-политическим устройством, бытом и нравами.

Термин Средние века появился в 15 веке среди итальянских гуманистов. Так они называли Эпоху, отделяющую от них времена классической древности (античности). Термин закрепился. Сейчас существует целая наука, которая занимается комплексным изучением средневековой эпохи. Эта наука – медиевистика, от медиус – средний. Не существует четких хронологических границ этой эпохи – разные мнения у разных ученых. Самая распространенная версия: нижняя граница – 5 век (гибель Римской империи 453 г.), верхняя граница порождает больше всего споров, но чаще – 15 век, начало возрождения. Споры о верхней границе идут, так как эпоха возрождения в разных странах началась в разное время.

Крушение античного рабовладельческого общества открыло путь для переселения многочисленных варварских народов. Участниками этого «великого переселения народов» были в разное время германцы и славяне, арабы, монголы и тюрки. Народы эти явились создателями средневековых феодальных государств, возникших на развалинах античного рабовладельческого общества. В рамках этих государственных образований сложились в дальнейшем и современные европейские народы.

К моменту распада Римской империи население западных провинций – Италии, Галлии, Испании – романизировано (усвоило лат.язык, римские учреждения и цивилизацию). Латинский язык постепенно вытеснил местные языки и получил всеобщее распространение, но не в классической литературной, а в народной форме, «вульгарной латыни». Из этой народной латыни постепенно развились романские языки.

В эпоху «великого переселения» всеобщее разложение рабовладельческого общества открывает границы Римской империи для экспансии варварских народов, в т.ч.германцев, которые захватывают одну за другой большинство её западных провинций и самую метрополию. В захваченных ими римских провинциях германцы основывали варварские государства; однако довольно скоро под влиянием более высокой культуры завоёванных народов они утратили свой язык, подверглись романизации и растворились в романском населении. Германскими по языку остаются в основном только те территории, которые германцы занимали до великого переселения (Германия, Скандинавия), а также большая часть Британии. В эпоху великого переселения германцы, как и другие варварские племена, расселившиеся на территории Римской империи, находились на высшей ступени варварства, которая характеризуется разложением патриархально-родовых отношений. В период с 5 по 10 в. в романских и германских странах развиваются новые общественные отношения эпохи феодализма.

Столкновение двух систем способствовало, с одной стороны, развитию тенденций , уже заложенных в античном обществе периода его разложения, с другой стороны, оно привело к распаду германских родо-племенных институтов.

Формировавшаяся феодальная структура общества, порождаемые ею противоречия и проблемы обусловивали тематику и проблематику средневековой литературы. Большое влияние на развитие литературного процесса в этот период оказало сложное взаимодействие трёх факторов: устного народного творчества, наследия античной культуры и христианства.

Фольклор был тем постоянным и неиссякаемым источником, который питал всю средневековую литературу. Он стал основой героического эпоса, самого значительного литературного жанра средневековья. Куртуазная лирика также заимствовала свои мотивы и образы из народной песни. К народной сказке во многом восходит рыцарский роман. Воздействие устного народного творчества сказалось на жанрах церковной литературы.

Другим значительным фактором, повлиявшим на развитие литературы в средние века, явилось античное наследие, прежде всего римское, поскольку греческое искусство до самого возрождения почти не было известно. Отношение к античности менялось на различных этапах средневековья. На первых порах германского завоевания многие памятники античной культуры были уничтожены. Но примерно в 8 веке начался процесс интенсивного собирания и освоения того, что сохранилось. Латинский язык стал языком богослужения, церковной письменности, гос.администрации, светской литературы. Произведения Аристотеля, Вергилия, Платона и других античных авторов, хотя и подверглись церковной цензуре, тем не менее включались в школьное преподавание. В ранней куртуазной лирике чувствуется влияние поэзии Овидия. У истоков рыцарского романа наряду с фольклором находятся многочисленные обработки сказаний о Трое, Эдипе, Александре Македонском. Разработанный ещё Вергилием в «Энеиде» сюжет загробного путешествия стал весьма популярным.

Христианизация народов Европы носила вначале очень поверхностный, формальный характер, сводясь к официальному исповедованию основных догм и соблюдению главнейших обрядов. Однако с течением времени христианское учение глубоко проникло в моральное сознание и быт не только верхушки общества, но и народных масс.

Католическая церковь, обладая в середине века огромной политической и идеологической силой, подчинила себе философию, мораль, право, образование, литературу, искусство. Важным средством укрепления католической церковью своего авторитета было то, что духовенство обладало единым международным языком – латынью, которую оно объявило священным языком. У духовенства была огромная экономическая сила. Бывали периоды, когда у духовенства сосредотачивалось до 1/3всей земельной собственности.

На протяжении всего раннего средневековья католическая церковь выдвигает идею теократии, т.е. притязает на высшее управление государством. В основу этой доктрины легло рассуждение одного из важнейших отцов церкви Августина, изложенное им в трактате «О граде божием» ( о земном о божием государствах).

На начальное развитие средневековой литературы католическая церковь оказала огромное влияние. Специфические жанры средневековой литературы: духовные гимны, жития святых, видения, легенды – церковного происхождения. Внутри церкви зародилась культовая драма. Ранняя историография и различного рода дидактика в значительной степени следуют монастырско-латинским образам. Религиозные формы мышления проявились и в литературных жанрах, далёких от церкви. Так, христианская символика присутствует в героическом эпосе, концепция любви-поклонения в куртуазной литературе во многом берёт своё начало от религиозного культа девы Марии. Аллегорическая поэзия, весьма, распространённая с средние века, несёт на себе печать церковного влияния.

Но не следует преувеличивать роль христианской религии для средневековой культуры, развитие которой, как было сказано выше, определялась взаимодействием всех формировавших её факторов, и прежде всего творчеством народных масс.
2.

Христианизация народов Европы носила вначале очень поверхностный, формальный характер, сводясь к официальному исповедованию основных догм и соблюдению главнейших обрядов. Однако с течением времени христианское учение глубоко проникло в моральное сознание и быт не только верхушки общества, но и народных масс.

Католическая церковь, обладая в середине века огромной политической и идеологической силой, подчинила себе философию, мораль, право, образование, литературу, искусство. Важным средством укрепления католической церковью своего авторитета было то, что духовенство обладало единым международным языком – латынью, которую оно объявило священным языком. У духовенства была огромная экономическая сила. Бывали периоды, когда у духовенства сосредотачивалось до 1/3всей земельной собственности.

На протяжении всего раннего средневековья католическая церковь выдвигает идею теократии, т.е. притязает на высшее управление государством. В основу этой доктрины легло рассуждение одного из важнейших отцов церкви Августина, изложенное им в трактате «О граде божием» ( о земном о божием государствах).

На начальное развитие средневековой литературы католическая церковь оказала огромное влияние. Специфические жанры средневековой литературы: духовные гимны, жития святых, видения, легенды – церковного происхождения. Внутри церкви зародилась культовая драма. Ранняя историография и различного рода дидактика в значительной степени следуют монастырско-латинским образам. Религиозные формы мышления проявились и в литературных жанрах, далёких от церкви. Так, христианская символика присутствует в героическом эпосе, концепция любви-поклонения в куртуазной литературе во многом берёт своё начало от религиозного культа девы Марии. Аллегорическая поэзия, весьма, распространённая с средние века, несёт на себе печать церковного влияния.

Но не следует преувеличивать роль христианской религии для средневековой культуры, развитие которой, как было сказано выше, определялась взаимодействием всех формировавших её факторов, и прежде всего творчеством народных масс.

3.


Каталог: study
study -> 1. Философия,ее предмет и функции. Взаимосвязь Ф. и частных наук
study -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
study -> Предпосылка и столь же естественная
study -> Предварительные замечания
study -> Лекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План лекции: Специфика и функции философии
study -> Билет Объект изучения и предмет социологии
study -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
study -> Вопросы для экзамена для 10-з класса раздел «Социальная сфера»
study -> «Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии» Курсовую работу


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница