Теория семейных систем Мюррея Боуэна



Скачать 385.88 Kb.
страница1/4
Дата28.07.2018
Размер385.88 Kb.
  1   2   3   4

А.Я.Варга*, И.Ю.Хамитова**
Теория семейных систем Мюррея Боуэна.
Один из самых ярких системных семейных психотерапевтов ХХ века – американский психиатр – Мюррей Боуэн.

Мюррей Боуэн (31 01 1913 - 09 11 1990) родился в г. Веверли, штат Теннесси. Этот небольшой городок, расположенный примерно в шестидесяти милях к западу от Нэшвилла насчитывал в 1913 году приблизительно 1000 жителей. В своей семье Мюррей был старшим из пяти детей.

Начальную и среднюю школу Мюррей заканчивал в Веверли, а затем в 1934 году, закончив Ноксвиллский Университет Штата Теннесси, получил степень бакалавра. В 1937 году Мюррей Боуэн заканчивает Медицинскую Школу в Мемфисе, Штата Теннесси. Затем следует интернатура по хирургии в Белевильской и в Грасландский больницах в Нью-Йорке (1938-1941).

Окончив медицинское обучение, Боуэн был призван в армию. И с1941 по 1946 годы, то есть всю Вторую Мировую Войну, прослужил в США и Европе, пройдя путь от лейтенанта до майора. Опыт, полученный на войне способствовал тому, что область его интересов всё больше смещалась от хирургии к психиатрии. И когда, после окончания военной службы его пригласили в качестве практикующего хирурга в клинику Мейо, Боуэн принял решение специализироваться в области психиатрии.

В 1946 году Мюррей Боуэн начинает специализироваться по психиатрии.

В 1954 году Боуэн на базе Национального Института Психического Здоровья начинает уникальную пятилетнюю научно исследовательскую работу по изучению семей со взрослым ребёнком шизофреником.

В 1959 году Боуэн переходит на Медицинский Факультет Джорджтаунского Университета, где становится клиническим профессором и возглавляет программы психиатрической помощи семьям.

В 1975 году Мюррей Боуэн основал Джорджтаунский Семейный Центр, бессменным директором которого он оставался до самой своей смерти. Кроме того, практически всё это время он занимался частной практикой.

Все эти годы Боуэн чрезвычайно активно занимался и преподавательской деятельностью. Как приглашённый профессор он преподавал в ряде медицинских школ, включая Университет в Мэриланде (1956-1963), Медицинский Колледж в Вирджинии(1964-1978).

Мюррей Боуэн - учёный, исследователь, преподаватель, клиницист, посвятивший всю свою жизнь изучению человеческого поведения и рассматривавший человека в контексте всей его жизни. Боуэн активно участвовал в работе профессиональных организаций. Он был членом: Американской Психиатрической Ассоциации, Американской Ассоциации Онтопсихологии и Группы Продвижения Психиатрии. в течении двух сроков он возглавлял Американскую Ассоциацию Семейной Психотерапии.

Благодаря усилиям Мюррея Боуэна, его вере в новую идею, его смелости идти против господствующей в те годы тенденции рассматривать все аспекты человеческого поведения опираясь только на теорию Фрейда, мир был вознаграждён новой психологической теорией, радикально новым методом в психотерапии. Он разработал теорию семейных систем, которая отличается от классического системного подхода рядом существенных черт.

В любом системном подходе утверждается, что семья- это социальная система, законы функционирования которой лежат в основе нормы или патологии семьи и, соответственно, нормы или патологии людей, входящих в эту семейную систему. Однако, если в классическом системном подходе выделяются прежде всего информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория Мюррея Боуэна сосредотачивается на эмоциональном функционировании семьи. М. Боуэн вводит понятие эмоциональной системы. Эмоциональная система – это сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всем животным, по крайней мере начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц. Пищевое и брачное поведение, выращивание потомства и поведение в социальной группе и у людей и у животных определяется эмоциональной системой «В широком смысле слова термин эмоция может относиться ко всем процессам, которые автоматически управляют организмом в его окружении. В таком случае эмоция включает генетические факторы, приобретенные в опыте механизмы и функциональное состояние организма на каждый данный момент. Например, все живые существа каким-либо образом присваивают питательные вещества. Тип их поведения при этом во многом определяется тем, едят ли они сами, или их едят. Функциональное состояние особи определяет непосредственное поведение, а постоянная потребность в получении пищи определяет типы и репертуары движений в больших интервалах времени. Например, функциональное состояние организма определяет, кормится животное или отдыхает. Миграции и территориальное поведение тоже являются продуктами функционального состояния, возникающего в ответ на условия внешней среды. Такую организацию непосредственного и долговременного поведения уместно называть эмоциональной.» ( D.V.Papero, «“The Family as a Unit” in Bowen Family Systems Theory»ch. 2 pp.21-36, Boston, Allyn and Bacon, 1990).

В теории М.Боуэна много внимания уделяется эволюционным аспектам функционирования людей. Именно особенности эмоциональной системы семьи (организации, общества) определяют отношения людей в этой семье (организации, обществе).

Человеческая семья может быть описана как “эмоциональное поле”. Термин «поле» показывает сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. «Эмоционально детерминированное функционирование членов семьи создаёт эмоциональную атмосферу, или поле, которое, в свою очередь влияет, на каждого. Это аналог гравитационного поля солнечной системы, где каждая планета и солнце своей массой уравновешивают поле, а оно, в свою очередь, регулирует отношения в системе. Никто не может “увидеть” гравитацию, как никто не может увидеть эмоциональное поле. О существовании гравитации и эмоционального поля можно судить по тому, что пути планет предсказуемы, а люди строят своё поведение в зависимости от реакций друг на друга.» Kerr M.E. & Bowen, M., “The Emotional System” in Family Evaluation. N-Y,Norton &Company, 1988. Эмоциональная система регулируется двумя противоположно направленными силами – стремлением к совместности, в пределе к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью поведения, преобладанием аффекта над интеллектом. В системной теории Мюррея Боуэна выделяются два параметра – уровень тревоги и дифференциация «Я». Тревога это базовая характеристика эмоциональной системы. Индивиды, находящиеся в высоко тревожной системе развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. В человеческой семье наиболее распространены 4 паттерна: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребёнка симптоматическое поведение одного из супругов. Не смотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, функция у всех этих процессов одна – снижение тревоги. Уровень тревоги системы своего рода наследственная характеристика, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей. Человек, в отличие от животных, способен использовать интеллектуальную систему. Она позволяет вести себя разумно, даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, при принятии решений учитывать прежде всего цели и принципы.

Работая с семьями шизофреников, Боуэн заметил, что родители шизофреников с трудом различали чувства ( субъективное ) и мысли ( объективное ). Более того, чувства и мысли часто использовались ими как синонимы. Они не в состоянии различить субъективную истину и объективный факт. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу о том, что во всех видах семей (от самых нарушенных до великолепно функционирующих) существует слияние между чувствами и интеллектом. Различия будут лищь в способах и степени, в которой они слиты или дифференцированы друг от друга. Это и есть – концепция дифференциации Я. Боуэн утверждает, что «чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от проблем всех видов. По степени дифференциации Я люди образуют континуум. » Боуэн обнаружил: жизнь индивидума в гораздо большей степени регулируется эмоциональной системой чем мы признаем. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому в какой степени он в состоянии различать процессы связанные с чувствами и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я у человека тем менее он способен делать такие различения. (Bowen, M. «Family Therapy in Clinical Practice» New York: Jason Aronson 1978.



Далее Боуэн полагает, что «все эмоциональные расстройства – часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого ( то же с семьями, нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы - части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная чем качественная» (Bowen, M. «A Family Concept of schizophrenia», 1957).

Боуэн полагал, что всех людей в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.


































0

25

50

75

100

слияние







дифференциация



Люди на одном конце континуума не видят различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько сплавлены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Эти люди менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются .

Хотя Боуэн отмечал, что разделение между эмоциями и интеллектом может быть только относительным, однако, люди на другом конце континуума более гибки и способны к адаптации, более эмоционально независимы, в большой степени свободны от проблем любого рода. Во время стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным.

Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. Но они плохо адаптируются к жизни, и если у них появляются дисфункции - это состояние может стать хроническим . Хорошо дифференцированные люди также могут иметь дисфункции, но они быстро восстанавливаются.

Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматическое реагирование эмоциональной системы происходит независимо от интеллектуальной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в интеллектуальном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базовым уровнем дифференциации может утратить интеллектуальное функционирование даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

В теорию Мюррея Боуэна входит 8 концепций:



  1. Концепция о дифференциации Я. В этой концепции описываются эмоциональная и интелектуальная системы человека, вводятся понятия дифференциации, псевдо Я ( ложное Я, легко изменяемое, подверженное влияниям извне, конформное, не имеющее убеждений и принципов, содержание которого определяется или стремлением соотвтетствовать ожиданиям, получать одобрение и принятие или бессмысленным бунтом) и твердое, истинное Я ( мало подверженное внешним влияниям, определяемое ценностями, принципами и внутренней этикой) , а также описывается шкала дифференциации.

  2. Концепция о триангуляции. В ней описывается ээмоциональный процесс между двумя людьми или группами приводящий в ситуации повышенной тревоги к тенденции вовлечения третьего. Цель вовлечения третьего – снижение тревоги в социальной системе (семье или организации) В схематичном виде процесс выглядит так: жена поссорилась с мужем, и эмоционально объединяется со своей матерью, жалуется ей на мужа, получает эмоциональную поддержку от нее. Затем в какой-то момент ссорится с матерью, мирится с мужем, начинает дружить с ним «против» матери. Другим примером может служить появление симптоматического поведения у ребёнка при возрастании напряжения в родительской диаде.

3. Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения.Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое и эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам. Люди в семье находятся друг с другом в отношениях взаимозависимости, и реагируют на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Например, на отвержение обычная автоматическая реакция – увеличение дистанции_ от физического ухода до перехода на формальное общение. Эмоциональная реактивность является медиатором в отношениях. Степень и способ эмоционального реагирования супругов определяется уровнем дифференциации Я. Ситуации стресса могут вызывать появление симптомов в трёх областях, а именно: 1) супружеский конфликт, 2) дисфункция у супруга, 3) проекция тревоги на одного или более детей. Одна из этих трех областей или какое-либо их сочетание должны «вместить» определенное количество недифференцированности свойственной супругам.

4.Концепция о проективных процессах в семье описывает процесс, посредством которого родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. Триангулированный ребенок – тот, на котором проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Он более всего включён в процессы взаимоотношений родителей, слишком сосредоточен на них в ущерб решения задачи – построения собственной идентичности. В результате, он менее всего способен адаптироваться к жизни и в итоге имеет более низкий по сравнению с сиблингами уровень диффернциации Я. Например, деловые отношения между мужем и его братом могут постоянно «подпитывать» тревогу в семье. Жена может считать, что ее шурин в бизнесе имеет преимущество над мужем. Поэтому жена часто может давить на мужа, чтобы он «взял верх» над своим братом. Такие «разговоры» могут приводить к периодам напряженного молчания и дистанцирования. Эта напряженность может отразиться на ребенке – например, он страдает энурезом.

5.Концепция о многопоколенной передаче является одной из важнейших концепций теоретической системы Боуэна и описывает проективный процесс в семье проходящий через многие поколения. Процесс, в результате которого родители передают детям разные уровни недифференцированности. Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят способы прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих. Таким образом, все мы выносим из родительских семей определённый «багаж». Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, нередко повторяются из поколения в поколение. Зная о передаче определенных паттернов через многие поколения, можно предсказать те же самые процессы для будущих поколений.Тщательно изучая историю семьи и учитывая детали жизни текущего поколения, можно восстановить способы функционирования прошлых поколений. Узнавание и исследование таких паттернов может помочь семье понять, какие способы адаптации она использует, и избежать повторения неприятных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие способы совладания с ситуацией

6.Концепция об эмоциональном разрыве описывает паттерн, определяющий то, как люди обращаются со своими незавершенными эмоциональными привязаностями.

Мюррей Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах. Это и эмоциональный разрыв, связанный с социальной ситуацией, например жена репрессированного порывает с ним все контакты, и в то время, когда он был в тюрьме и лагере, и потом, когда он вышел, потомки считают его умершим, или пропавшим, он становится фигурой умолчания, история эта - семейным секретом. Это и «унаследованный» эмоциональный разрыв, когда у бабушки и ее сестры (обе уже покойницы) давно-давно произошла ссора и они прекратили всякое общение, а их потомки не общаются друг с другом, чувствуют негативные эмоции, но не знают, почему. Выразительная иллюстрация эмоционального разрыва в социальной группе это отстутствие контактов между студентами Анны Фрейд и студентами Мелани Кляйн в течение более 20-ти лет, после того, как эти профессора умерли. Самый часто встречающийся случай эмоционального разрыва связан с невозможностью соотвтетствовать ожиданиям. Допустим, человек имеет идеализированные представления о своих родителях и испытывает чувство вины, что не оказался «более достойным сыном/дочерью». Когда такой человек встречается со своими родителями, он/она стремится изо всех сил соответствовать тому образу, который, как он думает, соответствует их представлениям, более всего успокоит и поддержит их, и, как следствие, он и сам начнет чувствовать себя спокойнее. Стремление быть кем-то, кем на самом деле не являешься для того, чтобы избежать напряжений во взаимоотношениях, приводит к эмоциональному разрыву.

  1. Концепция о позиции сиблингов описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье . Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции. Эти функции выполняются конкретными людьми в семейной системе . Когда один человек выполняет определенные функции, то другие члены семейной системы не будут их исполнять. Человек рождается в определенной сиблинговой позиции . Благодаря рождению в конкретной позиции, человек принимает на себя и те функции, которые связаны с этой позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье. Характер и тип его функционирования формирует развитие его личности, а его личность – по мере своего развития - в свою очередь, оказывает обратное влияние на содержание его функционирования. Например, не все старшие братья (своих братьев) по своим личностным качествам похожи друг на друга. Зрелый, хорошо развитый старший брат легко принимает на себя функции лидера и ответственность, но не пытается контролировать или вмешиваться в дела других людей, подавлять их. Он позволяет другим брать ответственность на себя. В отличие от этого, незрелый старший брат может оказаться догматичным и властным лидером, не способным уважать права других людей. В подобных случаях у него может быть младший брат , который в реальности становится «функциональным» старшим братом. Этот «функциональный» старший ребенок имеет больше характеристик именно старшего (брата или сестры), чем ребенок, старший по времени рождения. Степень, в которой профиль личности соответствует «нормальному», позволяет узнать уровень дифференциации данной семьи. Например, ответственный, с низким уровнем тревожности старший ребенок – в высокой степени свидетельствует о хорошем уровне дифференциации в семье. И наоборот, гипофункциональность старшего ребёнка свидетельствует о низкой степени дифференциации. Кроме того, степень, в которой люди соответствуют профилям, позволяет предсказать, какая степень слияния будет у супругов в браке и какие эмоциональные процессы в ядерной семье будут преобладать.

  2. Концепция о социальной регрессии гласит: эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. В обществе так же как и в семье есть периоды повышения тревоги. В обществе существуют те же механизмы снижения тревоги, что и в семье, например, с помощью слияния, объединения, конформизма, и затем тоталитаризма. Чем дольше и сильнее присутствует тревога в обществе,тем более явственно наблюдается социальный регресс – аналог низкого уровня дифференциации в семье. Популизм во внутренней политике, агрессивность во внешней политике, варварское отношение к экологии, рост числа экстремистских группировок – признаки социального регресса в обществе. Россия на рубеже 19 - 20 веков, Гитлеровская Германия, Америка времен Вьетнамской войны – примеры регрессивных социумов.

Теория Мюррея Боуэна развивается. Существуют профессиональные объединения его последователей и обучающие центры. Одни из крупнейших центров, осуществляющих обучающие тренинговые программы – Западно – Пенсильванский Семейный Центр, находящийся в Питтсбурге и Массачусеттский Теоретический Боуэновский Центр.

В Москве в течение двух лет работал практический семинар по изучению теории семейных систем Мюррея Боуэна. Семинар был организован Обществом семейных консультантов и психотерапевтов. Преподаватели – Кэтрин Бэйкер *и Питер Тайтельман**, ученики Мюррея Боуэна.

Некоторые российские коллеги продолжили обучение в Западно – Пенсильванском Семейном Центре в Питтсбурге.

В издательстве Когито-Центр готовится к изданию сборник переводов основных трудов Мюррея Боуэна и его ближайших сотрудников и учеников. Вниманию читателей журнала «Психотерапия» предлагается серия публикаций тех статей Мюррея Боуэна, которые не вошли в сборник, но представляют несомненный интерес и адекватно представляют теорию семейных систем. Это первые публикации трудов Мюррея Боуэна на русском языке. Далее предлагается отрывок из изданной в1978 году книги Мюррея Боуэна «Семейная терапия в клинической практике».(Bowen, M. «Family Therapy in Clinical Practice». New York: Jason Aronson1978).

Мы приводим в сокращённом варианте главу «О дифференциации Я», при этом максимально стараясь сохранить авторский стиль.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница