Теория общества проф



Скачать 120.07 Kb.
страница1/5
Дата14.04.2018
Размер120.07 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5

Александров Н.Н.
Теория общества
Данная теория содержит две стороны: общественная статика и динамика общественного развития. Это статья первая, про статику.
ОБЩЕСТВЕННАЯ СТАТИКА

Модель общественной статики основывается у нас на системном и деятельностном подходах.

Система есть структурированный состав, обладающий целостностью. Общество системно, поэтому в нем обнаруживается целое, состав и структура.

Второй исходный постулат: общество есть деятельность. Отсюда наш термин «общество-деятельность». Мы говорим общество, подразумеваем деятельность, мы говорим деятельность, подразумеваем общество. Деятельность присуща только людям и происходит только в обществе. У деятельности есть и такой признак, как «инструментальный характер»: деятельность всегда связывает людей и технику.


Надсистема общества

Если посмотреть на этот план структурно и иерархически, мы обнаружим, что деятельность людей задана им извне, из надсистемы. И это так, поскольку она а) целесообразна (цель) и б) обеспечена мотивом (ценность). Цели, хоть они и формализуются людьми, не принадлежат им. Все цели исходят из общества=деятельности.

Высшим источником целей является ноосфера (разум). Таким образом, цели имеют искусственное происхождение, в противоположность всем «естественным» регуляторам человеческого поведения (и предваряющего их эволюционно поведения животных).

Источником всех проявлений мотивации (ценности, потребности, установки и т.д.) является ментосфера. Если цели – сознательный регулятор деятельности, то исходящая из ментосферы мотивация есть бессознательный регулятор деятельности и поведения людей.

Мы обнаруживаем в деятельности два обязательных контура управления деятельностью.

Продолжим системный анализ. Мы шли по иерархии сверху и обнаружили там цели и ценности. Теперь рассмотрим состав общества и способы связывания этого состава в целостность (организованности).


Подсистемы и состав общества

Для осуществления деятельности (целевой, мотивированной и орудийной) общество содержит а) людей (атропосоциум) и б) технику (техносоциум).

Эти две подсистемы общества происходят и берут свой материал из природы. Абиотическая природа является основным источником материала для технического социума. Биотическая природа, биосфера, является основным источником материала для человеческого социума и частично – для технического.

Деятельность орудийна, причем к орудиям деятельности относится и материализованная их составляющая, и идеальная составляющая. Это неразрывное единство, проявлением которого является, например, техника и наука. Техника может быть вещественной, энергетической и информационной, но это все – материальная проявленность орудий. Но сама по себе техника мертва без идеальной составляющей ­– методов, методик, алгоритмов, способов, технологий деятельности.

Понятие «социум» здесь относится только к составу общества. Это человеческий социум (антропосоциум) и технический социум (техносоциум).

Рис. 1. Два социума в составе общества.

Организованности общества

Люди и техника могут организовываться двумя способами: культурным и машинным.

Культурная организованность людей первична, ее основанием является сборка людей в социальные группы на бессознательном уровне, где происходит управление через мотивацию. Группы как целое обладают либо а) собственным сознанием (и «целями»), либо б) мотивируются программами более высокого уровня, что проявлено нам как трансперсональное «коллективное бессознательное» (К. Юнг, В. Бехтерев, С. Грофф и др.). В целом регулятором, направляющим поведение людей в социальных группах, является ментосфера (в узком смысле – психосфера общества). Это понятие, накрывающее огромное количество наблюдаемых проявлений психической жизни вне человека и относящееся к группам людей.

Культура в обществе является непрерывно действующим механизмом трансляции установок ментосферы (и поскольку культура есть механизм, она безсубстанциальна, а культурология не имеет предмета). Этот контур устроен иррационально, поскольку мотивация людей в первоначальном виде не имела, да и поныне не имеет, отношения к их разумности. Мотивация есть подсознательное направление, условно говоря, программирование поведения людей ментосферой. Это контур, унаследованный от животного мира (стаи, популяции, этносы, биосфера), невзирая на то, что в обществе его действенность обеспечивается культурой. Высшим уровнем мотивационного управления является менталитет, в основе которого лежит определенная «картина мира».

Таким образом, генетически этот ментосферный контур и транслирующая его протокультура первичны, являются условием возникновения общества, а все остальное в обществе, включая проявления разума, – вторично. К тому же, связка «ментосфера – культура - менталитет» – это единственный контур, который существует во времени, связан с жизнью нас как биологических особей. В этом смысле данный контур является естественным, исходно он не управляется нами сознательно.

Культура есть приводной «механизм» ментосферного контура управления. Через нее ментосфера организует в сообщества человеческий социум. И только потом, через человека общественного, культура обеспечивает и особую организованность технического социума.

Антропология ХХ века, особенно полевые исследования, хорошо продемонстрировали, что дотехническая протокультура достаточно самостоятельна и очень устойчива. Выработанные там механизмы традиций и ритуалов настолько действенны по сей день, что в теории организаций приходится вводить такой раздел как «организационная культура». Дизайн, приар, брендинг – это все продолжение этой линии.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница