«Теория культуры» по направлению подготовки 033000. 68 Культурология Руководитель магистерской программы



Скачать 89.01 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2018
Размер89.01 Kb.
  1   2

Аннотация магистерской программы

«Теория культуры»

по направлению подготовки

033000.68 Культурология
Руководитель магистерской программы: доктор философских наук, профессор кафедры теории, истории культуры и музеологии Института исторического, гуманитарного и социального образования ГОУ ВПО НГПУ Н.В.Исакова
Актуальность открытия магистерской программы обусловлена общим контекстом развития науки и образования. Она находится в русле процесса формирования многоступенчатой системы профессиональной подготовки, нацелена на интеграцию социально-гуманитарного образования с научной деятельностью и ориентирована на индивидуализированное обучение.

Содержание данной магистерской программы продиктовано рядом причин. Прежде всего, это – востребованность развития гуманитарного знания, особенно в переломные социальные периоды, связанные с необходимостью принятия кардинальных решений о дальнейших путях жизнедеятельности человека. Далее, это – бурно расширяющиеся исследования культуры и, соответственно, активно развивающаяся, в сравнении с другими гуманитарными науками, культурология. Именно она увязывается с формированием образов будущего, поскольку в ее рамках исследуется семантика человеческой деятельности, неизбежно коррелирующая с нормативным характером этой деятельности, а следовательно, со стратегией выживания человеческого общества. Все это требует теоретических представлений об изучаемой области: видения ее как особого класса социальных явлений, внутренне организованного и потому являющего собой единство многообразного.


Указанные причины обуславливают специфику данной магистерской программы: сочетание нескольких принципиально значимых акцентов.

<> Основной акцент сделан на фундаментальности подхода к изучению культуры. Это предполагает, прежде всего, использование философско-методологической базы и главным образом освоение и применение в практике анализа культуры универсального ф и л о с о ф с к о г о д и а л е к т и ч е с к о г о метода. Это, кроме того, использование о б щ е н а у ч н о г о с и с т е м н о г о подхода, позволяющего представить культуру как упорядоченное, многостороннее и многоуровневое, множество культурных феноменов. Это также применение м е ж д и с ц и п л и н а р н о г о подхода, который дает возможность рассмотреть культуру в контексте человека, эволюции человеческого общества – т.е. как характеристику человека – и для этого привлечь к анализу комплекс наук: философию, антропологию, социологию, психологию, филологию. Только фундаментальный подход позволяет выявить наиболее глубоко природу культуры; представить культуру как целостное образование, т.е. избежать субъективизма в ее трактовке; охарактеризовать место культуры в жизнедеятельности человека.

<> Другой акцент в изучении культуры – прикладной характер культурологических знаний (например, влияние на социальную практику или формирование мировоззрения). Этот акцент напрямую определяется фундаментальностью подхода к изучению культуры, что позволяет адекватно распознавать культурные феномены среди множества социальных; сфокусировать внимание на ее эффективной роли в оптимизации образа жизни человека, на путях преодолении многочисленных деструктивных социальных тенденций и в целом гармонизации отношений человека и мира.

<> Третий – инструментальная нацеленность курса: ориентированность на поиск количественных, или комплекса эмпирических, характеристик культуры и приведение их в соответствие с качественными ее характеристиками, или теоретическими представлениями о ней. Это позволило бы фиксировать степень и формы проявления культуры в реальной жизни. Корреляция предельно общих, фундаментальных знаний о культурном феномене и его конкретных показателей – серьезная научная проблема, требующая от обучающихся большой самостоятельной работы на основе грамотно применяемых полученных теоретических и практических знаний.

<> Четвертый акцент – региональная специфика курса. Целый ряд дисциплин представляют собой проекцию общекультурной проблематики на конкретные реальные явления и отношения. Они заострены на решение региональных культурологических – общественно значимых – задач, теоретических и практических. К таковым относятся, в частности, проблемы взаимоотношений Востока и Запада, межэтнических и международных культурных контактов.
Цель магистерской программы «Теория культуры» – способствовать расширению у студентов профессиональной эрудиции путем изучения различных дисциплин, где непосредственным объектом выступает культура или смежных (значимых здесь), а также способствовать выработке аналитических умений и навыков по использованию разнообразных знаний о культуре для постепенного перехода к ее системному видению. В этом направлении должны быть предприняты шаги для решения целого ряда задач. А именно:

• формирование целостного представления о культуре в единстве ее внутренних и внешних связей;

• определение места и роли культуры в оптимизации жизнедеятельности человека;

• очерчивание границ культуры в контексте общества как целого;

• выявление наиболее социально значимых областей и проблемных зон в познании реального существования культуры.
Требования к подготовке выпускника магистерской программы, который должен:

● овладеть философской методологией (главным образом универсальным философским диалектическим методом) и общенаучным системным подходом и применять их в исследованиях культуры;

● быть компетентным в комплексной характеристике человека как контексте для рассмотрения природы культуры;

● иметь представление о связи культуры с мировоззрением человека, ее роли в решении социальных проблем и в выработке стратегии существования человеческого общества, о зависимости эффективности оптимизации жизнедеятельности социума от культурного уровня субъектов, его составляющих;

● быть готовым интерпретировать фундаментальные знания о сущности культуры в операциональных терминах для адекватной идентификации явлений культуры среди множества социальных явлений;

● освоить методы анализа культуры и получить навыки использования их в исследовательской деятельности;

● ориентироваться в проблематике особо значимых сторон и сфер культуры (ценностно-нормативная деятельность человека, религиозная и художественная формы культуры, политика в области образования, связанные с картиной мира человека языковые процессы, фольклор как важнейшая сторона традиционной культуры, этнокультурные взаимодействия, социокультурная среда, управление сферой культуры);

● быть знакомым с теоретическими и практическими аспектами региональных проблем культуры и иметь представление о возможных путях их решения;

● уметь применять в своей профессиональной деятельности полученные знания и навыки в постижении культуры.
Содержание магистерской программы определяется ее отмеченной выше спецификой и поставленной целью. Содержание проявляется в фокусировании внимания в константной, федеральной части общенаучного цикла (М.1) Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на философско-методологической основе системного видения культуры, а в константной части – теоретико-методологическом модуле профессионального цикла (М.2) – на принципах формирования системных, т.е. теоретических представлений о культуре. В вариативных частях программы ее специфика проявляется в подборе дисциплин, предложенном вузом.


Каталог: upload -> nauka -> magis -> annotacii
nauka -> Диалог культурных традиций в поэтическом мире и. А. Бродского
nauka -> Лесковский и замятинский тексты в творческой рефлексии л. М. Леонова
nauka -> Романы Гайто Газданова: Динамика художественной формы
nauka -> Итальянские заимствования в русском языке: семантико-прагматический и лексикографический аспекты
annotacii -> Программа «психологическая и социально-педагогическая виктимология»
annotacii -> По направлению подготовки 050100. 68 Педагогическое образование Руководитель программы – Матханова Ирина Петровна, д-р филол наук, профессор кафедры современного русского языка фгбоу впо нгпу
annotacii -> Программа «географическое образование»
annotacii -> Программа «Художественное образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница