Теория функциональной системы как методологическая основа нейрофизиологии поведения



страница1/14
Дата10.05.2018
Размер0.53 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

УСПЕХИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

НАУК

Том 9 № 1 1978

УДК 612.821.6+612.822.3

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ

В. Б. ШВЫРКОВ Институт психологии АН СССР, Москва

Статья посвящена методологическому анализу проблемы поведения в понятиях теории функциональной системы. Рассматриваются вопросы каче­ственного отличия поведения от элементарных физиологических функций, целенаправленности поведения, структуры поведения, организации физио­логических процессов в целостном поведении, «операциональной архитек­тоники» функциональной системы элементарного поведенческого акта и психофизиологическая проблема. Задачи нейрофизиологии поведения, по мнению автора, должны вытекать из представления о поведении как цик­лическом процессе обмена информацией между средой и целостным орга­низмом, в основе которого лежат системные механизмы организации эле­ментарных физиологических процессов в единую функциональную систему поведенческого акта.



ВВЕДЕНИЕ

Для многих областей исследования, в том числе для нейрофизиоло­гии и психологии, поведение в самом общем плане можно определить как соотношение организма со средой. Поэтому изучение поведения должно включать и анализ среды, и анализ процессов, происходящих в организме, и анализ взаимодействия организма со средой.

В изучении поведения проблема элементарного явления всегда рас­сматривалась как ключевая, определяющая все дальнейшие теоретиче­ские построения и направления поисков. Со времен Декарта за элемен­тарное проявление поведения всегда принималась ответная реакция ор­ганизма на тот или иной агент внешней среды. Полемика по вопросу о процессах, протекающих в интервале между «стимулом» и «реакцией», собрала в себе как в фокусе все противоречия психологии, физиологии и всех других наук, изучающих «мозг и поведение.

Измерение этого интервала в тех или иных модификациях экспери­ментов широко используется для характеристики самых разных физио­логических, кибернетических и психологических процессов и состояний, причем принимается даже, что «метод измерения времени реакции явля­ется лучшим методом для изучения высших функций и имеет большое будущее» [66].

Несмотря на сложность и многообразие процессов, которые связыва­ют с элементарным поведенческим актом, нейрофизиологическая трак­товка процессов, .протекающих между «стимулом» и «реакцией», долгое время сводилась к проведению возбуждения от рецепторов к эффекто­рам, как это диктовалось рефлекторной теорией.


6 Успехи физиологических наук, № 1

81

Представление .о поведенческом акте жак рефлексе было основано не на прямом изучении нейроиальных .механизмов поведения, не на физио­логических фактах и даже не на анатомических представлениях, а иск­лючительно на идеях механистического детерминизма. В «Ответе физи­олога психологам» И. П. Павлов писал: «Общепринято, что идея рефлек­са идет от Декарта, а что же было известно о детальной конструкции центральной нервной системы, да еще в связи с ее деятельностью, во вре­мя Декарта? Ведь физиолого-анатомическое отделение чувствительных нервов от двигательных произошло лишь в начале XIX столетия. Ясно, что именно идея детерминизма составляла для Декарта сущность поня­тия рефлекса и отсюда вытекало представление Декарта о животном, организме как о машине. Так, понимали рефлекс и все последующие фи­зиологи, привязывая отдельные деятельности организма к отдельным раздражителям, выделяя при этом постепенно элементы нервных кон­струкций в виде разных афферентных и эфферентных нервов и в виде специальных путей и пунктов (центров) центральной нервной системы и, наконец, собирая вместе с тем характерные черты динамики этой по­следней системы» [44, стр. 495].

Современные достижения .нейрофизиологии стали возможны только на основе этого аналитического подхода, который позволил нейрофизио­логам, работающим с локальными процессами или субстратами, исполь­зовать тот же подход, который применялся и блестяще оправдал себя в механике. Проблематика подавляющего большинства эксперименталь­ных исследований нейрофизиологических процессов в поведении также вытекает из механистических рефлекторных .представлений, что и обус­ловливает как методику (нанесение «стимулов» и регистрацию «реак­ций»), так и трактовку экспериментальных данных (поиск «путей про­ведения возбуждения», вычисление количества «синаптичеаких задер­жек» и т. д.).

В настоящее время .принцип «механистического детерминизма» (он же «линейный», он же «наивный физиологический») в применении к объ­яснению биологических процессов и поведения критикуется с самых раз­личных позиций, в том числе с философской [24, 49], кибернетической [38, 48], психологической [36], биологической [43] и нейрофизиологиче­ской [15, 17,22,53].

Хотя неудовлетворительность рефлекторного объяснения элементар­ного поведенческого акта довольно давно очевидна для (многих, однако разработка более конструктивных решений этой проблемы долгое время сдерживалась тем обстоятельством, что для отказа от .многовековых рефлекторных традиций в физиологии необходима весьма значительная перестройка всей системы сложившихся представлений. Как замечает Б. Берне по поводу одного из ранних и наиболее ярких критиков реф­лекса: «Аргументация Лешли была слаба... по той причине..., что Леш-ли подверг рефлекторную или телефонную теорию поведения количест­венной проверке и обнаружил ее несостоятельность, но не предло­жил другой какой-либо перспективной системы понятий» [17, стр. 19].

Такую систему понятий дает созданная П. К- Анохиным теория функ­циональной системы. Как отмечает В. Ф. Сержантов, «принятие этой концепции влечет определенные следствия для всей теоретической сис­темы биологии и психологии: принцип функциональной системы позво­ляет дать более глубокую интерпретацию биологических и психологиче­ских понятий, сформулированных в науке до сих пор, отсюда вытекает необходимость /перестройки всей концептуальной структуры этих облас­тей науки» [49, стр. 74].

В настоящей работе (мы рассмотрим только методологический аспект и проблематику нейрофизиологии поведения, диктуемую теорией функ­циональной системы. Цель работы —методологически обосновать поста-



82

новку новых вопросов в нейрофизиологии поведения, а не дать какие-либо готовые ответы.

Применение понятийного аппарата теории функциональной системы к проблемам элементарного поведенческого акта коренным образом из­меняет саму методологию исследования. Поэтому анализ нейрофизиоло­гических механизмов элементарного поведенческого акта с позиций тео­рии функциональной системы требует предварительного рассмотрения поведения в понятиях теории функциональной системы.

Мы проведем такое рассмотрение в сопоставлении с известными и привычными рефлекторными представлениями, однако основной нашей задачей будет не сравнение двух подходов, а определение предмета ис­следования и постановка конкретных задач, подлежащих эксперимен­тальному нейрофизиологическому решению.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница