Теории и проявления идентичностей



Скачать 99.25 Kb.
Дата14.04.2018
Размер99.25 Kb.
ТипАнализ

ТЕОРИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ

А.М Букатая (Минск)

Анализ произведений художественной литературы может внести существенный вклад в понимание особенностей национальной специфики, а именно национальной психологии и эстетики. Традиционализм литературной мысли Китая заключается в чётком и последовательном следовании канонам древности, как на идейном уровне, так и на исключительно текстовом уровне (имеется в виду цитирование). Весь комплекс словесности (а художественная литература есть её составная часть) является отражением национальной картины мира. «Существенный вклад в понимание национального менталитета может внести анализ литературных произведений, в которых отражается национальная картина мира – своеобразный результат «работы» национальной ментальности»[3, с. 25].

Таким образом, обращение к анализу художественных произведений для изучения особенностей национальной специфики, проявления национальной идентичности не является новым, однако представляется актуальным, особенно в свете развития глобализационных процессов в современном мире. В настоящее время в теории литературы актуальной является проблема национальной идентичности. Наиболее интересно, ярко и доступно она находит выражение в литературе последнего десятилетия ХХ – начала ХХI вв. Столкновение мировоззрений представителей разных культур часто ведёт к синкретизму, который (в зависимости от окружения) может быть незаметен или наоборот ярко выражен. Отличительные черты национального понимания мира проявляются в культуре Китая, китайской литературе, следовательно, исключительно остро стоит вопрос о том, что выделяет китайское этническое самосознание из ряда других национальных идентичностей.

Необходимо обратиться к самому определению идентичности. Их существует великое множество. Всё дело в том, какая идентичность нас интересует. Как правило, мы имеем в виду набор факторов, неких категорий, которые позволяют человеку «отождествлять себя с неким сообществом - семьёй, дружеским кругом, профессиональным сообществом, религиозной общиной, нацией, расой, и т.д.» [5]. Необходимо, изначально определять это сообщество, определённый круг. Ведь для того, чтобы считать себя частью целого, необходимо, чтобы целое было с этим согласно. Но не всегда общество может признавать своим членом индивида, который безоговорочно причисляет сам себя к этому кругу. И не всегда право общество, и не всегда – отдельный индивид. Мы часто наблюдаем такие «нестыковки», это может касаться кругов интеллигенции, учёной элиты, литераторов и др. Но со временем ситуация может меняться. Также очень важным является признание законности членства в данном сообществе со стороны третьих лиц. Литератор, политолог, деятель культуры или учёный может оказаться изгоем в своей стране, но может быть признанным всем остальным миром, или его может отвергать круг его коллег (как в родной стране, так и за рубежом), но остальные не ставят под сомнение его принадлежность к данному сообществу.

В переводе с латыни идентичность обозначает полное соответствие, равенство вещей и людей. В психологии – это внутренняя согласованность внутри себя (со своей персоной). Различия определений зависят от того, каких точек зрения придерживаются различные философские школы, психологические направления, социологические учения и т. д. Также, одним из наиболее приемлемых, можно рассматривать такое определение: «идентичность – тождественность человека самому себе, твёрдо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру» [4].

Выделяется также культурная, этническая и личная идентичность [4]. Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Культурные последствия расширяющихся (особенно в последнее время) контактов между представителями разных стран и культур выражаются в постепенном стирании культурной самобытности. Для молодёжной культуры это особенно очевидно (одинаковая одежда, музыка, идолы спорта, кино и т. д.). Но старшие поколения стремятся сохранить существующие особенности и отличия своей культуры, что вполне естественно. И именно поэтому в межкультурной коммуникации особенно актуальна проблема культурной идентичности, принадлежности индивида к той или иной культуре. «В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире» [4].

Каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, мировоззрение, ценности и многие другие средства общения, принятые у окружающих его людей. И это вызывает необходимость в культурной идентичности. Таким образом, в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества и заключается культурная идентичность. Это совокупность определённых устойчивых качеств.

Межкультурные контакты развиваются, и это делает актуальной проблему не только культурной, но и этнической идентичности. Ведь культурные формы жизнедеятельности предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической общности. Таким образом, этнос является для человека самой надёжной социокультурной группой. Но зачастую окружающий мир перестаёт быть понятным. В поисках целостности и упорядоченности начинается поиск. И всё больше людей ищет поддержку в ценностях своего этноса, проверенных временем, а усиление чувства внутригрупповой солидарности и единства является результатом.

Также важным фактором является то, что закономерность развития любой культуры – это всегда преемственность в передаче и сохранении её ценностей, потому что человечеству необходимо саморегулироваться и самовоспроизводиться. Основой этнической идентичности являются разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами некоторой этнической группы. Значительная их часть является результатом осознания истории, культуры, традиций, государственности и т. д. и включает мнения, убеждения, верования, идеи, которые могут выражаться в мифах, легендах, обыденных формах мышления и поведения. В соответствии с этнической идентичностью мы и строим отношения с другими этническими группами, определённым образом ведём себя внутри и вне своей группы. «Однако этническая идентичность – это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней» [4]. Она также даёт человеку наиболее широкие возможности для самореализации, которые опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней. Основой социального положения каждого индивида является его культурная и этническая принадлежность.

Каждый человек является носителем той культуры, в которой он вырос, хотя в повседневной жизни обычно он этого не замечает. Однако при встречах представителей разных культур становится очевидным, что особенности существуют. Через сопоставление и противопоставление позиций различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними происходит становление личной идентичности человека. Это совокупность знаний и представлений человека о своём месте и роли как члена социальной или этнической группы, о своих способностях и деловых качествах. Идентичность человека возникает в результате его отношения к соответствующей социокультурной группе. Но человек одновременно является участником разных социокультурных групп, а значит, обладает сразу несколькими идентичностями (по полу, этносу, расе, религии, национальности и т. д.) Эти признаки связывают нас друг с другом, но сознание и опыт каждого изолируют и разделяют нас.

Особенно выпукло и очевидно китайская идентичность, особенности национальной специфики вырисовываются в литературе китайского зарубежья. Авторы, относящиеся к нему, обладают «двоякой» идентичностью, они могут также называться представителями т. н. литературного пограничья. Они – результат межэтнической коммуникации, что находит отражение в их культурном самоопределении. Провести чёткую грань между культурной и этнической идентификацией не представляется возможным, они части друг друга и в новой китайской иммигрантской литературе они существуют в неразрывной связи.

Одной из основных тем этой литературы является столкновение двух культур: западной и восточной. И в таком случае очень сложно выделить границы идентичности, так как западные и восточные традиции здесь пересекаются. Восточная, естественно, преобладает, но это видно именно на контрасте. Формой сохранения и передачи национальной идентичности называют этносоциальную память. «Социальная память сложное и многокомпонентное явление (историческая память народа, культурная память, политическая память и т.д.), которое выступает обязательным условием существования общества, базируется на накоплении, хранении и трансляции социально-значимой информации. Этносоциальная память, как подсистема социальной памяти, определяет специфическую форму аккумуляции и трансляции социально-этнического опыта» [2]. Содержание её состоит из культурного генофонда народа, который включает элементы этнической культуры, такие как: язык, народное искусство, материальная культура народа, национальные обычаи и традиции, народная философия и традиционная система воспитания, этика народа и т.д. Главная функция этносоциальной памяти — это сохранение и передача самоидентичности национальной общности путём социального наследования от одного поколения к другому. Этносоциальную память можно назвать «национально-генетическим кодом» [2], который составляют факты, сюжеты, характеризующие своеобразие исторического пути народа, совокупность культурных, материальных и понятийно-ценностных категорий, лежащих в основе этнической идентификации. Иными словами, этнический стержень этносоциальной памяти хранит определенный набор этнических параметров, и их применение служит средством самоидентификации, демонстрации своей принадлежности к данному этносу. В последние годы этносоциальная память стала мощным источником для общественных настроений, выражения национального самосознания народов. «Использование потенциала этносоциальной памяти каждой нации, аккумулируемого национальным самосознанием, приведение в действие данного потенциала на благо прогресса является сложной и ответственной задачей общества» [2].

Восточный тип идентификации коренным образом отличается от западного типа. И не просто из-за различия мировоззрений. В этих типах заложено различное отношение к границам, создающим самую возможность культурного самоопределения. «Чтобы разобраться в этом, обратимся непосредственно к истокам пограничной проблематики, возникшей в лоне «осевого времени» в восточной и западной религиозной философии» [1]. Уже древние мыслители хотели рационализировать мифологические представления о началах всего сущего. В разных концах света почти в одно и то же время возникают учения, несмотря на всю разноплановость, имеющие весьма схожие концепции границы: пифагорейская школа в Элладе и даосизм в древнем Китае. Именно эти философские учения закладывают основы всех дальнейших интерпретаций границы и позволяют судить о базовых измерениях культурных идентификаций. Пифагорейское вечное начало  демонстрирует первое парадоксальное содержание границы. Вечное  — значит беспредельное, бесконечное; начало — предел возникновения, точка отсчета. Характеристика границы также имеет универсальное значение, так как в паре предел-беспредельное схватывается именно момент противоречия возникновения, зарождения. Схожие идеи можно обнаружить и в древнекитайской философии. В даосизме граница также получила своеобразное осмысление в попытке объяснения невыразимости Дао. Одним из терминологических «проводников» Дао выступает Тай цзи («Великий предел»). Тай цзи выражающает идею предельного состояния бытия, идею начала отделенности и определенности всего сущего. Если первое изначальное состояние Дао есть Беспредельность (У цзи), Пустота (Сюй у), то Великий Предел — это некое состояние полноты Дао, после которой следует его проявление. Все проявления и изменения мира основаны на взаимодействии двойственности инь и ян, но, по сути, сводятся к единому Великому Пределу, так как все они и есть следствия Дао.

Само по себе Дао бессущностно и пустотно и обнаруживает себя лишь тогда, когда задаёт какое-то наличие и форму, то есть задает границы. В то же время оно выступает в качестве беспредельного начала. Дао всегда остается началом и концом всего сущего, некой недостижимой границей, за и вне которой нет и не может быть ничего, кроме него самого. В этом противоречии и заключена диалектика беспредельного и предела, которую можно обнаружить в этом учении. В сравнении пифагорейского и даосского учений нетрудно заметить много схожих положений. И их философские интенции всё-таки оказываются различными, даже противоположными. Античный космос представлял собой конечное, прекрасно оформленное тело. Предел ограничивал беспредельное космоса, оформлял его в стройных пропорциях и исчислимых мерах. Беспредельное в этом смысле изначально несовершенно, но в нём происходит божественное определение и оформление, поэтому отношение к беспредельному, присущее античному мироощущению, скорее негативное. В отличие от него даосское (соответственно древнекитайское) понимание беспредельности пронизывает священный трепет перед его величием и непостижимостью. Беспредельное здесь совершенно, изначально. Всё это отражено на мировоззренческом различии критериев восточной и западной философии, а, следовательно, - культуры, которая, в свою очередь, есть часть этносоциальной памяти, и влияет на формирование национальной идентичности. Тенденция к определению как процедуре налагания пределов на беспредельное целое остается, по существу, если не чуждым, то непонятным восточному духу актом. «Проблема идентичности значит для восточного человека не больше, чем проблема глобализации: она просто снимается в изначальном тождестве всего человеческого мироустройства с высшим беспредельным началом» [1].



На протяжении всей истории отношение к литературе на Западе и Востоке (конкретно в Китае) существенно разнилось. Словом «вэнь» («словесность») в китайской картине мира обозначается целая область, в которую включается и культура и литература. Этот же иероглиф входит в состав слов wenxue (литература) и wenhua (культура). Важно не только изучение вопросов национального самоопределения для понимания литературы (как древней, так и современной), но и обращение к анализу произведений художественной литературы для понимания национальной картины мира современного представителя китайской нации.
Список использованных источников

  1. Бахтызин, А.М. Границы идентичности: западные и восточные традиции/ А. М. Бахтызин. [http://anthropology.ru/ru/texts/bakhtyzin/east07_05.html]

  2. Молдобаев, К.К. Этносоциальная память как форма сохранения и передачи национальной идентичности / М. М. Молдобаев. [http://anthropology.ru/ru/texts/ moldobaev/ east07_04.html]

  3. Попова, М. К. Национальная ментальность и национальные литературы в (пост)имперскую эпоху/ М. К. Попова, П. А. Бороздина, Т. А. Тернова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006.

  4. Сущность и формирование культурной идентичности. [http://www. countries.ru/library/intercult/mki/htm]

  5. Теории идентичности. [http://www.people.nnov.ru/VOLKOV/social_ psychology/beger_p_luckmann_t/chapter3_3.html]

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница