Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни



страница1/12
Дата31.12.2017
Размер0.7 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Оглавление



Введение 2

1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни (образования, карьеры современной молодежи) 6

1.1. Социальные проблемы планирования образования, карьеры и иных жизненных планов современных студентов 6

1.2. Психолого-личностные основы формирования плана жизни у молодежи 12

1.3. Методология исследования особенностей планирования жизни студентов
16

2. Экспериментальное исследование социологических факторов планирования жизни студентами СПбГУ 24

2.1. Цель, задачи и методология исследования 24

2.2. Анализ полученных результатов 25

2.3. Сравнительный анализ факторов планирования жизни разными поколениями студентов исследования
29

3. Рекомендация по развитию системы планирования жизни современных студентов 37

3.1. Направления взаимодействия элементов системы образования СПбГУ с планированием жизни студентов 37

3.2 Мероприятия по повышению мотивации студентов к планированию жизни (карьеры, образования) 42

Заключение 55

Список использованных источников 58

Приложения 62



Введение

Жизненные планы рассматриваются как определяемая личностью совокупность целей, их последовательность и способы реализации на жизненном пути. Фундаментом жизненных планов являются конкретные социальные, экономические, политические и духовные условия общества на каждом этапе его развития. План жизни определяется как образ потребного будущего, который, в свою очередь, может быть понят как составная образа мира. План рассматривается также в связи с опережающим отражением в двух его формах - в форме составления видения и целеполагания.

Определяющим для жизненных планов является то, что они строятся на основании целей и цели входят в структуру планов, при этом цель рассматривается как предпосылка процесса планирования личностью своей жизнедеятельности. Высший уровень организации личностью своей жизнедеятельности - стратегический план жизни на несколько лет вперед.

Жизненные планы и программы рассматриваются как проявление жизненной активности и как механизмы психологической регуляции личностью своей жизнедеятельности. В отличие от программ, жизненные планы более детализированы, в планах фиксируются менее фундаментальные жизненные цели и выборы субъекта, чем в программах, а также с необходимостью представлены сроки их осуществления.

Всевозрастающая регламентация общественной жизни, усиление бюрократизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают многообразные возможности внутреннего мира человека; рядовая личность не может проявить в полную меру свои способности, найти силы, способствовавшие бы сохранению собственной аутентичности.

Реалии рубежа ХХ-ХХІ веков превращают индивидуальность в новую онтологическую силу, а обращение к экзистенциально-антропологическому анализу, к концептуализации вечно мятущейся и ищущей субъективности, разворачивающейся в направлении уникализации "экзистенции", актуализируют проблему человека как самоочевиднейшую в широком смысле философскую задачу.

Актуальность темы заключается в том, что проблема планирования личностью своей будущей жизни в настоящее время аргументирована отсутствием мотивации со стороны молодежи к целеполаганию и постановке задач целедостижения.

Целью дипломной работы является исследование теоретических аспектов формирования проблемы планирования жизни современных студентов СПбГУ и разработка практических рекомендаций по их решению.

Для достижения поставленной цели видится необходимым решение следующих задач:


  • Выявить социальные проблемы планирования образования и карьеры современных студентов.

  • Раскрыть психолого-личностные основы формирования плана жизни у молодежи.

  • Разработать методологию исследования особенностей планирования жизни студентов.

  • Реализовать экспериментальное исследование социологических факторов планирования жизни студентами СПбГУ.

  • Провести сравнительный анализ факторов планирования жизни разными поколениями студентов.

  • Исследовать анализ полученных результатов исследования.

  • Уточнить направления взаимодействия элементов системы образования СПбГУ с планированием жизни студентов.

  • Разработать мероприятия по повышению мотивации студентов к планированию жизни (карьеры, образования).

Предметом исследования дипломной работы выступают методы и факторы планирования жизни современных студентов.

Объектом исследования являются студенты старших курсов высшего учебного заведения.

Теоретико-информационная база исследования включает учебную и специальную литературу по теме исследования, в том числе труды отечественных и зарубежных специалистов - социологов, психологов, философов и этнологов таких как: Лисовский В.Т., Чупров В.И., Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А., Козлов А.А. и т.д. Также в работе использовались материалы публикаций в периодических изданиях и ресурсы сети интернет.

Методологическую базу исследования дипломной работы составили такие методы частного и общего научного познания, как дедуктивный метод, метод количественного и качественного анализа, сравнение, синтез, обобщение и некоторые другие. В практической части были использованы такие методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование. При разработке рекомендаций также использовались методы моделирования и проектирования.

Проблема дипломного исследования заключается в том, что современные студенты СПбГУ не мотивированы к планированию жизни в сфере карьеры образования и личностного развития. По мнению автора, основной причиной является отсутствие либо неэффективность проведения профориентационной работы со старшеклассниками до поступления в ВУЗ.

Гипотеза экспериментального исследования: разработка и реализация эффективных мероприятий по взаимодействию образовательной среды с планированием жизни студентов позволяет смотивировать их к образовательному, карьерному и личностному развитию как основных элементов планирования жизни.

Базой исследования являются студенты 3-4 курса разных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

Теоретическая ценность дипломного исследования заключается в том что в работе изучен большой пласт литературы по проблемам молодежи и молодежной политике в сфере планирования жизни.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенных опросов, анкетирования и апробации предложенных мероприятий могут быть практически применимы в разработке и внедрении мотивационных программ по планированию жизни современной молодежи в нашей стране. Апробация предложенных мероприятий обосновала целесообразность и эффективность их реализации в образовательных пространствах ВУЗов Российской Федерации.

Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка выявления потребностей современной молодежи (студентов старших курсов) в сфере планирования жизни и предложений мотивационных программ с целью их самоопределения по отношению к будущему.

Структура дипломной работы представлена введением, основной частью, включающей три главы, заключением, списком использованных источников и приложениями.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница