Теоретические основы социально-культурных практик французского ситуационизма: философский анализ



Скачать 290.93 Kb.
страница1/7
Дата02.07.2018
Размер290.93 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7

На правах рукописи

Михайленко Степан Борисович

Теоретические основы социально-культурных практик


французского ситуационизма: философский анализ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Специальность – 09.00.11 – Социальная философия

Москва – 2013

Диссертация выполнена на кафедре философии

Московского государственного областного университета


Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Кравченко Виктория Владимировна
Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Меликов Ибрагим Мустафаевич

кандидат философских наук, доцент Шинелин Владимир Николаевич
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Защита состоится « 6 » июня 2013 г. в 15:00 на заседании Диссертационного совета по философским наукам Д.212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а. Автореферат диссертации представлен на сайтах vak.ed.gov.ru и www.mgou.ru

Автореферат разослан « 6 » мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Доктор философских наук, доцент Я.В. Бондарева



Актуальность темы исследования

Важность и актуальность философского исследования, посвященного теоретическим основаниям социально-культурных практик французского ситуационизма, необходимо аргументировать рядом взаимосвязанных и взаимообусловленных позиций.



1. Теоретический аспект. 1960-е гг. стали временем интенсивного обновления марксистской теории. Характер послевоенного общества в развитых капиталистических странах требовал создания адекватных современных моделей его анализа. Деятельность Ситуационистского Интернационала (группы интеллектуалов, существовавшей в 1957-1972 гг. и издававшей одноимённый журнал) представляла собой коллективную попытку формирования такой модели. Наиболее важным этапом на пути формирования ситуационизма стала публикация в 1967 г. книги «Общество спектакля» лидера и основателя организации, французского философа Ги Дебора. Несмотря на то, что в соответствии с названием, ситуационистская организация действительно имела международный характер, мы концентрируем наше исследование на деятельности французской секции, непосредственно занимавшейся теоретико-философской деятельностью, в то время как деятельность иных секций (например, скандинавской или британской) происходила преимущественно в сфере эстетики.

В эти годы процессы теоретического обновления развивались не только в революционной теории, но и в гуманитарных науках (философии, социологии, истории и т.д.), в орбиту академических исследований включались практические достижения и теоретические результаты исследователей-энтузиастов, которые иногда давали толчок к формированию новых направлений в науке (например, в теории повседневности и гендерной тематике). В теоретическом плане идеи, высказывавшиеся ситуационистами, оказали влияние и на развитие этих процессов.

Принципиально важно, что социально-философские идеи ситуационистов уже становились основой для социальной практики (наиболее ярким эпизодом которой было студенческое восстание во Франции в мае 1968 г.); и попытки их действительной реализации предпринимаются и в наши дни, как в художественной, так и в политической сфере. Отсутствие на данный момент в отечественной науке специализированного исследования теоретической стороны ситуационизма в её полноте является очевидным упущением, которое наше исследование призвано компенсировать.

Изучение ситуационизма становится особенно актуальным в нашей стране именно сейчас, когда Россия уже в полной мере включена в мировую капиталистическую систему, когда действительно укоренилась рыночная экономика и индивиды могут по достоинству оценить её плюсы и минусы на собственном опыте. Потому же русское издание книги Ги Дебора «Общество спектакля» вышло лишь в 2000 г.: в наши дни ситуационистская критика говорит уже не об абстрактном «загнивающем Западе», но полностью применима к тому обществу, частью которого является каждый из нас.



2. Методологический аспект. Изучение теоретических основ ситуационизма имеет очевидную методологическую значимость при исследовании разнообразных фактов и процессов, имеющих место и протекающих в современной общественной мысли и культурной среде.

Избранная нами в данной работе исследовательская стратегия, предполагающая рассмотрение не только теории, но и практики реализации идей ситуационистов (в академических исследованиях, в политике, в художественном творчестве) позволяет нам в полной мере обнаружить их методологический потенциал.



3. Социально-практический аспект. Исследование социально-практических аспектов ситуационизма становится особенно актуальным именно в современных условиях в силу ряда объективных причин.

Во-первых, тотальное проникновение электронных технологий и возникшие благодаря этому новые возможности преобразили современный мир и сделали его ещё более сходным с «обществом спектакля», описанным в книге Ги Дебора (что подтверждается, например, исследованиями американского социолога Дугласа Келлнера). По этой причине в современных условиях идеи ситуационистов являются ничуть не менее актуальными, чем в 1960-е гг., когда интернет и виртуальная реальность еще только разрабатывались.

Во-вторых, как было сказано выше, ситуационизм был частью теоретической основы наиболее известного молодёжного восстания – Красного мая 1968 г. В современных условиях, когда молодёжные бунты с разной силой сотрясают государства по всему миру (даже страны Западной Европы – по Франции, например, волна молодёжных бунтов в XXI в. прокатилась уже дважды) изучение идей ситуационистов приобретает особую актуальность, поскольку позволяет более полно изучить теоретико-философские основания тех, кто противостоит современному обществу.

В-третьих, развитие и популяризация компьютерных технологий с новой силой поставили вопросы, сформулированные ситуационистами ещё полвека назад: о необходимости и принципиальной возможности в современных условиях новых экономических моделей, о социально-философском значении понятия авторского права и необходимости его упразднения.

В-четвертых, в современной философии социального пространства и градостроительства всё больший вес набирают идеи создания городской среды, максимально комфортной для жизни и всестороннего развития горожанина, даже в ущерб экономическим функциям города. Эти идеи во многом вдохновляются идеями «унитарного урбанизма» и «психогеографии», разрабатывавшихся ситуационистами в середине прошлого века.

Таким образом, анализ ключевых идей ситуационизма позволит нам создать более полную картину философских оснований ряда актуальные социальных практик современного мира


Степень разработанности темы диссертационного исследования

Изучение ситуационизма происходило достаточно неравномерно. Если до начала 1990-х гг. по этой тематике существовало лишь несколько специализированных исследований, то в последние два десятилетия число статей и монографий на эту тему растет в геометрической прогрессии. На первых порах исследовательский интерес к идеям ситуационистов был вызван исключительно взаимосвязью деятельности Ситуационистского Интернационала с массовыми молодежными беспорядками в Париже в мае 1968 г. Первая монография о ситуационизме, написанная в соавторстве Ж.-П. Войе и Ж.-Ж. Распо, была опубликована в год распада ситуационистской организации.1 Таким образом, ситуационизм оказывался заключен в предметном поле политологии. Подавляющее большинство исследований было произведено в тех странах, где ситуационистская организация была наиболее активна и оказывала заметное влияние на политическую и культурную жизнь страны (Франция, Великобритания, США, Италия).

Важным этапом в исследовании социально-философских идей ситуационистов стала монография Грейла Маркуса2, в которой автор обосновывал тезис, что ключевой компонентой ситуационизма являлась не политическая, а культурная составляющая, восходящая своими корнями отчасти к традиции немецкого и французского авангарда, а отчасти – к народной культуре средневековых ересей. В 1990-е гг. зарубежная библиография ситуационизма начинает пополняться биографическими исследованиями, посвященными лидеру и создателю организации Ги Дебору, наиболее значимыми из которых являются работы К. Бурселье, Л. Бракена, В. Кауфмана, Э. Меррифилда, Э. Юсси, А. Яппе.3 В начале XXI в. П. Марколини обратился к теме теоретического осмысления концептуальных основ ситуационизма.4

В работе Ф. Дево5 и в монографии французского культуролога А. Копполы «Введение к фильмам Ги Дебора»6 исследовались режиссёрские работы французского философа-ситуациониста.

Д. Келбог, Н. Лич, Э. Меррифилд и К. Росс изучали взгляды ситуационистов на социальное пространство и влияние на него экономических отношений.7 На рубеже XX и XXI вв. в ряде статей рассматривался концепт «спектакля», краеугольный камень ситуационизма. В своей монографии «Медиаспектакль»8 американский философ Дуглас Келнер адаптировал концепт «спектакля» к современным реалиям общественной жизни в США.

С 1990-х гг. начинается изучение ситуационизма в отечественной науке, причем число российских исследований до сих пор остается сравнительно небольшим, поскольку большинство работ ситуационистов до сих пор не переведены на русский язык. В российских исследованиях ситуационизм зачастую рассматривается как составляющая часть масштабных социо-культурных (молодежные движения 1960-х гг.), художественных (европейский авангард) или философских (марксизм, постмодернизм) явлений.

Первыми российскими работами по ситуационизму были статьи социолога А.Н. Тарасова9. Стимулом к постепенному возрастанию интереса к проблеме в отечественной науке послужила публикация русского перевода книги Ги Дебора «Общество спектакля» (пер. С. Офертаса).10 В 2011 г. издательством «Опустошитель» было выпущено новое издание книги (пер. А. Уриновский).11 Наибольшим недостатком всех переводов следует назвать полное игнорирование переводчиками особого метода письма Ги Дебора – техники dètournement, а также крайнюю слабость справочного аппарата.

Наиболее изученным в отечественной научной и общественной публицистике аспектом ситуационизма является концепт «спектакля». В контексте постмодернистской философии И. Ильин12 обнаружил параллели между понятием «спектакля» у Ги Дебора и терминами других философов (Ж. Бодрийяр, О. Калабрезе, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Хабермас), означающими «ощущение театральной призрачности, неаутентичности жизни». Б.Ю. Кагарлицкий13 рассматривал концепт «общества спектакля» в трёх плоскостях: как часть развития философии марксизма в 1960-х гг. (наследников Ж.-П. Сартра и Франкфуртской школы), как часть философии постмодерна и как часть контркультуры 1960-х гг. Теме концепта «спектакля» была посвящена диссертация А.В. Кулика14. Сравнительный анализ концепта «спектакля» и концепта «мифа» Р. Барта произведён в диссертации М.Д. Рахманиновой.15


Объект исследования:

французский ситуационизм, как социальное и социо-культурное явление


Предмет исследования:

теоретические основания и особенности социально-культурных практик, инспирированных идеями ситуационистов.




Цель исследования:

комплексное исследование теоретических оснований социально-культурной практики французского ситуационизма в их полноте в контексте философской мысли XX в., роли ситуационистских идей в происходившем во второй половине XX в. процессе эволюции гуманитарного знания и социокультурной практике, практического значения этих идей в ходе событий Красного Мая.


Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. выявить, уточнить и конкретизировать ключевые понятия ситуационизма и проанализировать теоретическое развитие ситуационистских идей;

  2. обнаружить и исследовать точки соприкосновения между идеями ситуационистов и концепциями других учёных разных областей гуманитаристики (философия, социология, история и т.д.);

  3. определить и проанализировать аспекты практической реализации ситуационизма в социальной и эстетической практике.


Методологические и теоретические основы исследования

В работе используются системный, полидисциплинарный, формационный подходы в соединении с диалектическим методом. Системный подход позволил рассмотреть идеи ситуационистов как цельную систему, четко проследить связи между различными понятиями. Полидисциплинарный подход позволил осуществить всестороннее исследование французского ситуационизма и инспирированных им явлений в разных сферах общественной и культурной жизни. Учитывая позитивные стороны формационного подхода, автор исходит из представлений о первенстве в общественном развитии материальной экономической основы жизни, служащей глубинным основанием «тектонических подвижек» во всей системе социальных отношений, которые приводят к коренным социальным преобразованиям.

Методологической основой диссертационной работы стали принципы объективности, системности, историзма, а также общенаучные методы (анализ и синтез, сравнение, обобщение). Последовательное применение этих принципов позволило воссоздать целостную картину французского ситуационизма в теоретическом и практическом аспектах. Принцип научной объективности позволил на основе детального анализа разнообразных по характеру и типу источников (монографии, публицистика, периодика, эпистолярные материалы) выявить предпосылки зарождения и ход развития социально-философских идей ситуационистов. Принцип историзма позволил рассмотреть эволюцию социально-философских взглядов во взаимосвязи с политическими, социально-экономическими и культурными процессами, происходившими в капиталистических странах во второй половине XX в.

Важнейшими методологическими приемами диссертационного исследования являются принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. Данные принципы реализуются в плане перехода от изучения абстрактных теоретических построений ситуационизма к социально-политической и социально-культурной практике.


Структура диссертационного исследования

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены степень её изученности, рассмотрена её теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, характеризующие новизну данного исследования, и тезисы, выносимые на защиту.


Каталог: pdf
pdf -> О. В. Романова, председатель пцк учетно- экономических, страховых и банковских дисциплин Функции образования и их роль в современном обществе
pdf -> Роль морали и традиций в формировании этики
pdf -> Методологические основания оценки цивилизационного развития
pdf -> Социальные проблемы молодёжи в современном обществе
pdf -> Социальные проблемы современной молодежи
pdf -> Вестник вгу. Серия: Филология. Журналистика. 2011, №1 132 Понятие «картина мира»
pdf -> Учебное пособие для вузов зритнева Е. И. Социология семьи : учеб пособие для студентов вузов
pdf -> В. Ломоносова д. С. Клементьев, А. Г. Маслова социология личности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница