Теоретические основы изучения внутрикорпоративных коммуникаций



Скачать 73.55 Kb.
Дата04.01.2018
Размер73.55 Kb.
ТипДоклад

Кормишина Е. А. (г. Ульяновск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30922460

В последнее время, крупные компании и организации стали менять свою организационную политику и всё больше внимания уделять такому важному ресурсу как внутренние коммуникации. Стали появляться отделы по развитию внутренних коммуникаций и процессов, а руководители задумались о значимости развития внутренних связей и корпоративной культуры в компании.

Теоретические основы изучения выбранной темы включают интерпретацию основных понятий. Термин «корпоративные коммуникации» появился в развитых странах примерно в первой половине XX века. В России это явление стало изучаться сравнительно недавно; современные российские компании развивают свою корпоративную культуру, опираясь на образцы и опыт западных специалистов, не учитывая менталитет и уровень развития различных сфер общества в России и за рубежом. Корпоративные коммуникации постепенно выделились в отдельное направление для изучения, поскольку это стратегически важный элемент развития компании, они существуют в любой организации, влияют не только на её внутренний, но и на внешний имидж.

Существуют разные определения другого понятия - «корпоративная культура», связанного с внутренними коммуникациями. Это обусловлено тем, что она становится объектом социологических, психологических и управленческих наук. В целом под корпоративной культурой компании понимается набор ценностей и убеждений, разделяемых членами организации и задающих им ориентиры поведения и действий.1 Основные элементы – ценности, нормы, убеждения, традиции организации, стереотипы поведения, внешние проявление корпоративной культуры в виде символов, лозунгов. Отличия и специфические особенности корпоративной культуры будут зависеть от конкретной организации, в которой она выстраивается, от сферы её деятельности.

Корпоративные коммуникации – это сложное явление, поэтому нашей целью является составление теоретико-методологической базы исследования, которая поможет изучить его под разным углом зрения. В качестве главного научного принципа исследования аспектов корпоративных коммуникаций мы предлагаем использовать принцип системности, который позволяет представить изучаемый объект в виде системы, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Корпоративные коммуникации и корпоративная культура, рассматриваемые через принцип системности, представляют собой сложную многоуровневую систему, уровни которой непосредственно взаимосвязаны между собой. Поверхностный уровень, который выражается в организационной структуре, корпоративной символике, тесно связан и обусловлен элементами под поверхностного уровня – ценностями, нормами, миссией организации, установленными правилами и стереотипами поведения.

В качестве научно-мировоззренческого подхода нами был рассмотрен деятельностный подход, он позволяет рассмотреть корпоративные коммуникации как фактор, определяющий или регулирующий организационное поведение сотрудников. В качестве теоретической базы исследования внутренних коммуникаций сотрудников компаний мы использовали теории Э. Шейна, Э. Мэйо и А. Занковского.



Шейн представляет рационалистический взгляд на характер и функции корпоративной культуры, которая рассматривается как средство достижения эффективности организации или как фактор, сдерживающий ее обеспечение, то есть как один из атрибутов организации, подверженный вполне рациональному влиянию. Также, он составил иерархию уровней корпоративной коммуникации. Первый уровень – поверхностный, он представлен различными культурными артефактами, такими как форма одежды, речевые обороты, символика, ритуалы; поверхностный уровень формируется на основе более глубоких уровней и действует, скорее, для внешней общественности. Второй уровень – внутренний, который включает организационные ценности – ценности и убеждения, провозглашаемые руководством. Третий уровень – глубинный, состоящий из базовых представлений сформированных на подсознательном уровне сотрудников.

Преимущество данной модели состоит в том, что Шейну удалось не только разделить по группам качественно разные проявления корпоративной коммуникации и культуры, но и установить существующие между выделенными группами отношения, определив их как иерархические.

Следующая теория, которая может придать новый импульс в изучении корпоративных коммуникаций – теория человеческих отношений Э. Мэйо.

Данная теория позволяет рассмотреть продуктивность корпоративных отношений с точки зрения эффективности кадровой политики организации. Мэйо подверг сомнению эффективность бюрократической формы управления и выдвинул задачу внедрения методов обращения с работником как с «социально-психологическим» существом. Вследствие социального эксперимента он выявил, что на производительность труда влияют не только технико-экономические, но и социально-психологические факторы. Здесь выделяется закономерность: чем выше интерес к личности и труду конкретного сотрудника, тем выше производительность труда.

Интерпретируя положения этой теории для нашего исследования, мы полагаем, что сильная корпоративная культура характеризуется благоприятным морально-психологическим климатом, устойчивыми ценностями и представлениями, а также продуманной политикой руководства, подразумевающей объективную оценку работы, продуманную систему поощрений и внимание к личности каждого сотрудника. Такая культура повышает результативность работы и, как следствие, конкурентоспособность компании на рынке.

А. Занковский в своей теории также делает упор на значимости отношения к сотрудникам. Он рассматривает корпоративную культуру как совокупность идеологических и философских представлений, ценностей, убеждений, верований, ожиданий и норм, которые разделяются её членами и связывают организацию в единое целое. Он отмечает, что, изначально, сами люди являются носителями корпоративной культуры и коммуникаций. Также он выделил следующую закономерность: глубокие противоречия в мировоззрениях отдельных сотрудников могут послужить почвой для потенциальных внутриорганизационных конфликтов.

Анализ теоретических моделей доказывает, что при формировании корпоративных коммуникаций в организации необходимо не насаждать выделенные руководителем ценности и нормы, а прислушиваться к потребностям и ценностям сотрудников, поскольку конформизм работников, в перспективе, может привести к снижению продуктивности работы из-за неудовлетворённости компанией, а впоследствии - к полному отсутствию желания работать и увольнению.

Корпоративная культура, как результат внутренних коммуникаций, способствует достижению поставленных целей, если все члены команды разделяют принятые нормы, правила и ценности, существующие в компании.2 Для корпоративной идентификации сотруднику недостаточно внешнего принятия установленных в ней норм: необходима внутренняя потребность в принятии всех элементов корпоративной культуры.

Для исследователя в данной области может возникнуть проблема сопоставимости накопленного теоретического и практического опыта. Это связано со спецификой самих исследований (сравнительные, экспериментальные, качественные), так как разные виды могут представить разную информацию, и с технологиями формирования и осуществления корпоративных коммуникаций «на местах», в отдельных компаниях, поскольку особенности той или иной корпоративной культуры зависят от сферы деятельности организации, от целей деятельности.

Чтобы на практике рассмотреть характер и значимость внутрикорпоративных коммуникаций, мы обратимся к опыту одного из крупнейших инженерных конгломератов в мире, компании Siemens. Компания стремится сделать каждого сотрудника «послом Siemens» поэтому руководство компании старается делать всё для того, чтобы работник был максимально вовлечён во внутреннюю жизнь корпорации и был заинтересован в её развитии.

Для того, чтобы постоянно поддерживать связь между сотрудниками, компания Siemens использует онлайн-коммуникации через социальные сети, так как это легко, быстро и эффективно; непрофессиональные видео и блоги, позволяющие поддерживать неформальный стиль общения; также, популярным способом развития внутрикорпоративных коммуникаций выступает корпоративная пресса под названием Global (или Siemens World) в печатной и электронной версиях.

Стоит отметить, что компания использует и неформальные способы построения внутрикорпоративных коммуникаций. Например, для сотрудников, не имеющих доступа к сети Интернет, компания создаёт оффлайновую связь (информационные стенды, корпоративная пресса). Так же, активное участие в делах компании обеспечивается работой в волонтёрском сообществе Siemens Caring Hands.

Стратегия развития корпоративных коммуникаций компании Siemens формировала на протяжение нескольких лет и за это время смогла показать свою эффективность в работе с сотрудниками.

Ещё один пример – компания «Газпром нефть». Здесь основной целью выстраивания внутрикорпоративных коммуникаций является поддержание непрерывного диалога между менеджментом и сотрудниками, совершенствование управленческих процессов и улучшение качества взаимодействия сотрудников.

В качестве основных инструментов компания «Газпром нефть» использует систему корпоративных СМИ, различные формы обратной связи, корпоративные праздники и другие виды совместного проведения досуга, на 22 предприятиях развернуты интранет-порталы для оперативного информирования сотрудников. Содержательное наполнение каналов внутрикорпоративных коммуникаций формируется с учетом информационных запросов аудиторий, содержания программы развития корпоративной культуры и стратегических принципов компании.

Опыт выстраивания корпоративных коммуникаций в компании «Газпром нефть» можно назвать успешным, но, стоит помнить, что это крупнейшая российская нефтяная компания с многолетним опытом работы, которая ответственно подходит ко всем производственным и


управленческим процессам.

Итак, развитие корпоративных коммуникаций в качестве специального направления в России находится на ранней стадии, осознание их необходимости ещё не совсем сформировано у руководителей компаний. Тем не менее, перспективы эффективного функционирования корпоративной культуры в российских компаниях есть, но без исследований и тщательной проработки теоретического фундамента существует риск свести корпоративные коммуникации лишь к формальным проявлениям.

Список использованной литературы

1. Хачатурова Т. В. Корпоративная культура в современной организации как социологический аспект /Т. В. Хачатурова// Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – №3. – С. 55 – 58

2. Погосян А. В. Корпоративная культура для молодых специалистов в рекламной отрасли /А. В. Погосян// Знание. Понимание. Умение. – 2012. - №3. – С. 216 – 220.

3. Могутнова Н. Н. Корпоративная культура: идеал и реальность /Н. Н. Могутнова// Вестник РГГУ. 2007. №2. С. 234 – 244.


Интернет-ресурсы

1. Внутрикорпоративные коммуникации. Годовой отчёт компании «Газпром нефть» // Сайт компании «Газпром нефть» [Сайт] URL: http://ar2011.gazprom-neft.ru/corporate_social_responsibility/internal_corporate_communications/


(дата обращения 18.10.2014).

1 Хачатурова Т. В. Корпоративная культура в современной организации как социологический аспект /Т. В. Хачатурова// Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – №3. – С. 55


2 Погосян А. В. Корпоративная культура для молодых специалистов в рекламной отрасли /А. В. Погосян// Журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2012. - №3. – С. 220


Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница