Теоретические модели включения информационно-образовательных ресурсов в воспитательную практику дл становления профессиональной культуры личности



Скачать 180.32 Kb.
страница1/2
Дата01.08.2018
Размер180.32 Kb.
  1   2

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Фурса Ирина Анатольевна

г. Минск, Национальный институт образования

fursa-irina@yandex.ru


Введение. Информационно-образовательный ресурс как педагогическое условие становления профессиональной культуры личности в условиях вуза. Понимание различных аспектов профессионального становления личности в современном обществе сложно осуществить вне контекста процессов информатизации и виртуализации. В этом смысле создание и внедрение в образовательную среду вуза информационно-образовательных ресурсов (далее – ИОР) является актуальным требованием современности.

Функционирование современных ИОР основывается на соблюдении принципов интерактивности, мультимедийности, самостоятельности в моделировании контента. Философский акцент использования ИОР заключается в предоставлении индивиду возможностей для поиска способов самовыражения, создания собственных моделей профессионального образа, свободного выражения интеллектуальных интенций и интересов. Концепт профессиональной культуры личности помимо собственно профессиональных компетенций предполагает развитие общепрофессиональных качеств и характеристик (например, критичность, креативность, системность мышления), ценностей и норм, устойчивой мотивации на саморазвитие. Очевидно совпадение сущностных аспектов, что дает основание рассматривать ИОР как педагогическое условие становления профессиональной культуры личности. С этой стороны активизация личностных резервов для развития профессиональной культуры тесно связана с эффективностью проведения изменений в вузе, в частности с включением ИОР в воспитательную практику высшего учебного заведения.



1 Возможности использования управленческого подхода к эффективному проведению изменений. Внедрение инновационных проектов в образовательные структуры осуществляется в гораздо менее интенсивном темпе, чем происходит обновление бизнес-процессов. Поэтому закономерен интерес заимствованию опыта решения вопроса проведения изменений из теории менеджмента. Необходимо отметить, что теоретический менеджмент и осуществляемый на практике консалтинг в части конвертации организации на инновационную технологическую платформу предоставляют широкую линейку хорошо разработанных подходов. Однако подчеркивается невозможность разработки универсального алгоритма проведения изменений, поскольку условия – входные параметры и внутренняя среда – организации всегда специфичны, то есть каждая ситуация уникальна и не оставляет шанса для применения стандартного рецепта. Модели внедрения инновационных процессов и продуктов по этой причине возможно только описать схематично и рассматривать как общее руководство к действию. То есть ниже будут приведены модели принципа действия, или концептуальные модели, представляющие собой описание последовательности и состава действий, работ, которые необходимо произвести для получения требуемого результата, объединенные общими принципами и целью.

Для решения поставленной задачи – построить модели включения ИОР в воспитательную практику вуза для становления профессиональной культуры личности – интересна модель конгруэнтности организационного поведения Д. Надлера (1993). Модель построена в логике системного подхода, то есть изначального позиционирования любой организации как открытой системы, характеризуемой сложными механизмами социальных взаимодействий. В соответствии с моделью Д. Надлера управление изменениями в организации – это согласование всех составных частей системы, которой выступает организация. При этом необходимо согласование входных, внутренних и выходных частей системы. Входные элементы исходят из внешней среды организации и включают требования и возможности, всевозможные ресурсы (человеческие, финансовые, информационные и пр.), историю развития организации, а также ее стратегию (видение и миссия организации, сформулированные в контексте ее истории и с учетом располагаемых ресурсов и возможностей). К элементам системы самой организации автор концепции согласованного организационного поведения причисляет четыре взаимосвязанных компонента: задачи (концептуализированное выражение видов работ, которые необходимо выполнить в соответствии с намеченной стратегией деятельности), организационные структуры и системы, а также организационная культура и люди (их знания, ценности, поведение). На выходе в результате полного цикла деятельности организации получается процесс или продукт, выполненный с максимально возможной эффективностью, которая обусловлена совокупным качеством работы всей организации, ее профессиональных групп, а также отдельных сотрудников [7].

Данная схема может быть применима при поиске эффективных путей включения инновационных процессов и продуктов в вузовскую среду. На возможность ее использования указывают некоторые ключевые моменты анализа:

вуз сегодня рассматривается как открытая, динамично развивающаяся, сложная социальная система (в предыдущих частях по данной исследовательской теме была обоснована значимость применения системного подхода, наряду с холистическим, гуманистическим и социокультурным, как основополагающего для социокультурного образовательного пространства, в целом, и создания и внедрения ИОР с целью совершенствования профессиональной культуры личности, в частности);

комплекс профессиональной культуры личности как перманентно незавершенный проект развития будущего специалиста, выстроенный в контексте актуальных трендов социокультурной среды, представляет собой желаемый результат (итоговую оценку эффективности деятельности вуза). Его достижение возможно не только благодаря слаженным действиям педагогов, но осознанной направленности на самосовершенствование самой личности, а также целевому влиянию окружающей среды. Целью деятельности в таком случае выступает планомерная фасилитация, качественный прирост стартовых позиций в развитии профессиональной культуры личности до уровня конкурентоспособного специалиста, активной «самосозидающей» личности;

ИОР выступают актуальным средством достижения поставленной цели, поскольку стратегия информатизации образования на данном этапе ее осуществления предоставляет наиболее широкие возможности для формирования личности специалиста в соответствии с требованиями социокультурной среды информационного общества;

внутренняя среда вуза, как и любой другой организации, также может быть раскрыта как совокупность целевого комплекса, организационных структур, организационной культуры и поведения людей.

Таким образом, модель конгруэнтности организационного поведения может послужить эффективным средством анализа путей проведения изменений в образовательной среде (включения ИОР в воспитательную практику вуза для совершенствования профессиональной культуры личности), если

рассматривать вуз как открытую сложную социальную систему; комплекс профессиональной культуры личности, адекватный социокультурному контексту информационного общества, – как видимую цель; разработку и внедрение интегрированных ИОР в вузовскую среду – как средство достижения цели;

последовательно изучить «входные» (требования, ресурсы, история, стратегия), внутренние (цели и задачи, структуры и системы, культура и люди) и «выходные» (эффективность работы на различных уровнях ее реализации) структурные части.

Задача может быть предельно конкретизирована следующим образом: как перейти из первоначального состояния развития профессиональной культуры личности к более совершенным ее формам через включение ИОР в образовательную практику вуза?

Приведенная модель конгруэнтности организационного поведения подсказывает, что недостаточно просто привнести изменения в один из внутренних элементов системы (в случае ИОР речь идет о части «структуры и системы»). Поскольку вуз рассматривается как открытая сложная социальная система, то изменение структуры одного из ее элементов неизбежно приведет к потере равновесия всей системы, рассогласованию взаимодействия элементов «входящей», внутренней, «выходящей» структурных частей. Хотя здесь необходимо отметить сложившуюся на сегодняшний день парадоксальную и нелогичную с позиции системного анализа ситуацию: наблюдаемое в настоящее время изменение конечной цели (желаемый для работодателя образ специалиста) происходит без изменения первоначальной точки движения и внутренних элементов самой системы. В данных условиях пассивность вуза ничем не оправдана, и возможности ИОР могут быть условием повышения эффективности работы системы, поскольку старые технологии и методы уже не работают в самостоятельном режиме, то есть не самодостаточны.



Алгоритм включения информационно-образовательных ресурсов в воспитательную практику вуза. С одной стороны, включение ИОР в воспитательную практику вуза представляет собой закономерный этап в технологическом цикле разработки и использования ИОР, предполагающего последовательную работу педагога на следующих этапах: поисковом, проектировочном, конструирования ресурса, интегрирования и применения ресурса. В контексте работы над ИОР на последнем этапе предполагается проведение работ по его эффективному внедрению в образовательный процесс, а также последующей оценке результата организации обучения с применением нового ИОР, корректировке недостатков и несоответствий в части содержания и технического исполнения ресурса. Результатом работы на этапах интегрирования ИОР и рефлексии видится повышение качества образовательных услуг, совершенствование профессиональной культуры личности через развитие ИКТ-компетенций у обучающихся в результате применения ИОР. С другой стороны, внедрение инновационного ресурса в образовательную среду, как показывает теория стратегического менеджмента, – это процесс, предполагающий прогнозируемый дрейф сопряженных с модернизируемой структурных частей организации, а поэтому требующий своевременного управления изменениями. Важны обе стороны, поскольку успех дела зависит и от качества самого ресурса, максимального его соответствия: а) потребностям конечного потребителя образовательной услуги; б) конкретным характеристикам конкурентоспособного специалиста и гармоничной личности, способной успешно адаптироваться в социокультурной среде современного информационного общества; в) условиям, сложившимся традициям и возможностям образовательной среды вуза.

Основываясь на этих исходных позициях и адаптируя используемый управленческой практикой алгоритм управления проведением изменений в организации [7], можно предложить теоретическую модель включения ИОР в воспитательную практику или вернее сказать теоретические модели включения ИОР в воспитательную практику вуза, так как на этапах моделирования процессов и моделирования системы управления возможны варианты конструирования действий, которые не могут быть заранее предписаны, но только ситуативно определены менеджером, исходя из анализа конкретной ситуации. Структурная схема включения ИОР в образовательную среду вуза представляет собой описание алгоритма действий и вариантов их планирования на следующих этапах работы: определение стратегии; диагностика текущего состояния системы; разработка модели изменения структур и процессов; разработка модели комплексного управления изменениями; управление переходом к инновационному состоянию структур и процессов.



2.1 Определение стратегии предполагает предельно конкретное описание желаемого состояния, формулирования новой философии вуза, определение его миссии в условиях конкурентной среды и реалий информационного общества. Работа на данном может быть довольно длительным исследованием тенденций социокультурной среды информационного общества, стандартов современного медиаобразования, международных требований в сфере образования, актуальных потребностей выпускников и работодателей, рекламаций выпускников и работодателей, настроений рынка труда и других данных. Результаты такого анализа, обобщенные и сформулированные в лаконичных и конкретных предложениях, должны воплощать идеальный результат преобразований.

2.2 Диагностика текущего состояния предназначена для выявления несоответствий между наличным положением и идеально желаемым, то есть той идеальной моделью, которая была сформулирована на предыдущем этапе работы. Диагностические работы могут включать любой ряд мероприятий, исходящих из специфики вуза: от рядовых опросов до комплексного аудита. В результате работы на данном этапе настолько четко формулируются несоответствия реального состояния по отношению к идеальной модели, что возможно спрогнозировать, какие конкретные действия могут их устранить.

2.3 Моделирование изменения структур и процессов включает непосредственную работу по созданию ИОР, предназначенного для последующего внедрения в образовательную практику. Последовательная работа на этапах поиска, проектирования, конструирования ресурса была описана ранее. Задача интегрирования ИОР в существующую информационную образовательную среду вуза сосредоточена в вопросе: Как инновационному информационно-образовательному ресурсу стать дидактическим в действующей системе информационной среды вуза?

Анализ опыта применения различных ИОР в образовании позволяет уложить все практикуемые пути включения ресурса в информационную систему вуза в два подхода:

1) ресурсный, расчитывающий на потенциал самого ресурса. Сторонники данного подхода предполагают достаточным мероприятием для обновления педагогического арсенала создание и использовании электронных учебно-методических пособий, электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) и т.д. Использование электронных учебных средств построено на сочетании группового и индивидуального взаимодействия при преимуществе самостоятельной работы. Однако при всей перспективности электронных учебных средств, до сих пор являющихся предметом обсуждения в тематической периодике, максимально возможный результат их применения сосоит в следующем: качественное «вложение» знаний, дополненное стимулированием развития навыков самостоятельной познавательной деятельности. В этом смысле выгодно отличается

2) социально-коммуникативный подход, ориентированный на потенциал пользователя. Учитывая известный и еще не изученный потенциал ИОР, относящихся к этой группе, возможные результаты не ограничиваются только формированием навыков самостоятельного осваивания различных способов деятельности, но способствуют развитию социально важных личностных качеств (адаптивность, критичность, креативность, коммуникативность и т.д.) и в целом всей системы элементов, включенных комплекс профессиональной культуры личности специалиста, востребованного в современном информационном обществе.



ИОР при данном подходе предполагают использование технологий web 2.0 и концепции открытых образовательных ресурсов, что является актуальным отражением доминирующих в современном обществе тенденций в сфере развития коммуникаций.

Мегатренды информационного общества – процессы информатизации, глобализации, виртуализации – задают новые координаты, преобразующие внешнее социальное пространство и внутреннее пространство личности. Особую роль в современном мире играют виртуальные формы коммуникации. Д.В. Иванов полагает, что специфика социального развития в информатизированном мире состоит в том, что сущность человека все чаще отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность [2, с. 32]. На современном этапе виртуализация социокультурного пространства описывается парадигмой Web 2.0, которая еще не получила однозначной концептуализации, однако пока не предложено более удачного термина для воплощения наблюдаемых явлений в виртуальном медиапространстве данное определение представляется вполне релевантным неологизмом. Web 2.0 объединяет особые принципы развития Интернет-сообществ, репрезентацией которых является распространенные сегодня феномены: растущая популярность социальных сетей и сообществ, контекстная реклама, интерактивные рейтинги и опросы, блоги, иерархия вики-знания и т.п. Популярность данной парадигмы развития виртуального пространства, по мнению Н.Л. Соколовой, объясняется предоставлением возможности потребителям генерировать медиаконтент и в известном смысле самим создавать масс-медиа [6, с. 3]. Непременным условием эффективного виртуального взаимодействия личности является релятивизация социальных нормативов и стандартов, поскольку виртуальная среда, расширяя границы социального, является в некотором смысле продолжением реальных социальных взаимодействий, но с другой стороны, на современном этапе своего развития, обусловленных принципами Web 2.0, социокультурная среда порождает собственные, отличные от традиционных, условия и правила (свобода выбора; доступность; дистанциированность; перманентный контакт – возможность в любое время и в любом месте быть on-line; возможности анонимности и производства событийного, информационного поля; организация собственных информационных каналов; создание личности второго порядка – виртуальной личности, которая может по всем параметрам кардинально отличаться от реальной личности первого порядка; критическое осмысление любых событий, суждений посредством, например, участия в блогах и т.д.). В философском контексте современные условия социального бытия могут быть интерпретированы как децентрализованные и деструктурированные, утверждающие субстанциональность гиперреальности, «ризоморфизацию» социальной среды, диффузию реального и ирреального, противоречивое единство индивидуального и массового, релятивизацию социальных нормативов, разрушение традиционных границ, хаотизацию социокультурного пространства [5, с. 10]. Укоренение новых параметров социального бытия сопровождается изменением образа жизни человека, закреплением нового стиля межличностных коммуникаций, усвоением новых моделей поведения и наборов социальных ролей. Альтернативность сценариев, принципиальный плюрализм современного социума, виртуальное дублирование социальной реальности радикально изменяют образ жизни человека: эти всесторонние перемены создают так называемый информационный образ жизни. При этом обновление социальных практик позволяет уйти от фантома «одномерного человека» Г. Маркузе, который считал, что индивид, лишаясь основы, на которой он мог бы развить автономию, приходит к модели одномерного мышления и одномерного поведения [3, с. 16]. Расширение коммуникативного пространства субъектов социального взаимодействия за счет их симуляций в виртуальном пространстве глобальной информационной сети предоставляет человеку новую свободу, определяемую практически неограниченным доступом к информационным ресурсам, возможностью участия в любых социальных практиках (даже невозможных в условиях традиционных коммуникативных процессов из-за физических, статусных или иных ограничений). Происходящая при этом мультипликация социальных ролей в виртуальном мире (умножение набора используемых личностью социальных ролей), как показывают результаты диссертационного исследования Е.А. Сайкина, способствует формированию многомерной личности и умножению социальных ролей и в реальности [4, с. 9]. В плоскости личности трансформации социальной структуры означают необходимые изменения: мультипликацию социальных ролей, реальность виртуальных образов, изменение паттернов социального поведения, закрепление нового стиля виртуальных взаимодействий. Если перенести наблюдаемые изменения в структуре коммуникаций в плоскость образовательных технологий, то можно сделать вывод об актуальности создания ресурсов на принципах: полилогичности, совместного создания контента; «живого» характера опосредованного общения; персонализации знаний (выбор индивидуально значимых единиц их семантического поля учебной информации); индивидуального моделирования траектории личностного и профессионального роста; открытости и публичности (общедоступность постов, возможность их комментирования); свободы творчества.

Все эти принципы реализуемы посредством использования ИОР современного социально-коммуникационного типа. Создание инфраструктуры web 2.0 в образовательном пространстве вуза возможно с использованием технологий и средств, основанных на прототипах блогов, социальных сетей, социальных каталогов и т.д. Единым для ИОР при данном подходе является их построение в логике сетевого взаимодействия – диффузии коллективной и индивидуальной деятельности.

Включение ИОР в информационную образовательную систему при обоих подходах может осуществляться следующими способами:


  • локальное применение (использование ресурса только на занятиях по предмету, размещение на съемном носителе);

  • структурирование ресурса (размещение ресурса в иерархии каталогов по преподаваемым в вузе дисциплинам в пространстве интранета);

  • создание интегрированного проекта (объединение информационного пространства вуза в единую аннотированную базу научных источников и действующих проектов на базе единой платформы, предполагающей возможность удаленного доступа). Создание такого глобального Академического депозитария – задача настолько же сложная и затратная, настолько перспективная. При этом возможны различные уровни объединения академических информационных систем: от системы учебного заведения до национальной коллекции ИОР.

Важным для интегрирования ИОР в образовательную среду в логике социально-коммуникативного подхода являются базовые принципы создания и применения открытых образовательных ресурсов. Реализация этого проекта в нашей стране находится на стадии ознакомления с его возможностями. Аналогов зарубежным (даже российским) базам открытых образовательных ресурсов не существует, в то время как положительный мировой опыт их использования красноречиво свидетельствует в пользу развертывания подобных проектов для белорусского образования.

В самом общем смысле практика открытых образовательных ресурсов предполагает наличие свободного доступа к учебному контенту (Jan M. Pawlowski, Markus Bick). ЮНЕСКО определяет данное понятие следующим образом: образовательные ресурсы некоммерческого предназначения, созданные на высокотехнологичной платформе и размещенные в свободном доступе с консультационной целью сопровождения развития («Open Educational Resources (OER) – technology-enabled, open provision of educational resources of consultation use, and adaptation by a community of users for non-commercial purposes», 2002) [8, с. 209]. По сути открытым образовательным ресурсом может быть любой электронный источник информации (учебный текст, научная публикация, практическая разработка, программное обеспечение и т.д.) соответствующий критериям: открытый для всеобщего доступа, соответствующий образовательным целям, не преследующий коммерческой выгоды, соблюдающий лицензионное соглашение об авторстве материала, преимущественно интерактивный и мультимедийный, предоставляющий возможность дистанционной работы. В целом следует отметить, что ИОР, созданные, с технологической стороны, на принципах web 2.0, и опубликованные, с юридической позиции, как открытый образовательный ресурс, конечно, не могут заменить традиционного формата организации процесса обучения, но в современных условиях воплощают перспективу развития высшего образования.



2.4 Моделирование комплексного управления изменениями представляет собой масштабный фронт действий. В теории конгруэнтного организационного поведения недостаточно преобразовать только подсистему структур и процессов: необходимо подвергнуть модернизации смежные подсистемы. В дополнение к самой технологии внедрения ИОР важны

планирование повышения информационной культуры преподавателей и студентов путем проведения тематических семинаров. Облегчает задачу то, что методические материалы по совершенствованию информационной культуры в контексте медиаобразования сегодня не редкость (например, [9]);

разработка системы индикаторов и показателей эффективности ИОР, оценки его качества;

совершенствование кадровой политики (система мотивации и стимулирования сотрудников, использующих ИОР);

планирование мероприятий по внедрению в стандарт организационной культуры высокого уровня информационной культуры.

2.5 Управление переходом к инновационному состоянию структур и процессов осуществляется по намеченному плану. На первой стадии проведения изменений обновленная система запускается в тестовом режиме (например, можно попробовать ИОР на одной группе). На второй стадии при успешных результатах пилотного проекта можно разворачивать полномасштабные мероприятия.

3 Условия успешного включения информационно-образовательного ресурса в воспитательную практику вуза. Процесс включения ИОР требует, как уже отмечалось, системного подхода к разработке конкретных мероприятий, что отражается также в необходимости соблюдения ряда условий различной природы: педагогических, психологических, этических, технологических проблем. Отметим ключевые вопросы, решение которых во многом обусловливает эффективность внедрения ИОР в образовательную среду вуза:

проблема совершенствования информационной культуры педагогов и студентов особенно актуальна ввиду ряда причин: механизмы функционирования любых видов ИОР вызывают необходимость в освоении минимума знаний и умений для работы с ними; колоссальный поток информации из глобальной сети требует наличия некоторых личностных качеств, таких как критичность восприятия информации, психологическая устойчивость и пр.;

проблема экологии языка, обусловленная опасностью закрепления анормальных правил речевого общения и этикета из-за распространения специфического языка интернета (ненормативная лексика, просторечные выражения, некорректные конструкции предложений);

проблема обеспечения информационной безопасности через создание условий для комфортного состояния пользователя, не ощущающего внутренних и внешних информационных угроз (программно-математических, физических, организационных, собственно информационных); соблюдение принципов конфиденциальности, доступности, целостности по отношению к пользователю и создателю ИОР.



Выводы:

1. Использование ИОР в образовательной среде вуза – необходимое условие формирования профессиональной культуры личности специалиста в современном информационном обществе.

2. При решении задачи эффективного включения ИОР в воспитательную пратику вуза рационально использование опыта управления изменениями, накопленного в теории и пратике менеджмента. В логике управленческих подходов важно анализировать вуз как открытую сложную социальную систему, а всякие изменения в ней как серию направленных на каждую из составных частей этой системы воздействий, объединенных общей целью.

3. Модели включения ИОР в обобощенной схеме предполагают последовательные действия по алгоритму, включающему несколько этапов: определение стратегии; диагностика текущего состояния системы; разработка модели изменения структур и процессов; разработка модели комплексного управления изменениями; управление переходом к инновационному состоянию структур и процессов. Вариации моделирования интегрирования ИОР начинаются с определения стратегии развития ИОР в соответствии с ресурсным (использование потенциала ресурса) или/и социально-коммуникативным (активизация потенциала пользователя) подходами.

4. Наиболее перспективными с позиции соответствия доминирующим тенденциям информационного общества являются моделирование интеграции ИОР в образовательную среду вуза, базирующееся на ключевых понятиях web 2.0 и открытых образовательных ресурсов.

5. Успешное внедрение ИОР в воспитательную практику вуза не в последнюю очередь зависит от эффективного решения ряда педагогических, этических, технологических проблем: совершенствования информационной культуры педагогов и студентов, экологии языка, обеспечения информационной безопасности.




Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница