Теоретические и эмпирические исследования



Скачать 109.14 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата04.06.2018
Размер109.14 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


18
ВЕСТН. МОСК. УНТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2012. № ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
В. В. Знаков
МНОГОМЕРНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ТИПЫ РЕАЛЬНОСТИ,
ПОНИМАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ
В статье анализируются три реальности, в которых живет человек, — эмпирическая, социокультурная и экзистенциальная. Каждой реальности сопоставлены домены социального знания, с помощью которых они описываются моральный, конвенциональный и персональный. Обосновано положение о том, что реальности понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понимания-постижения. Показано, что человек одновременно существует в разных реальностях, понимает их на неодинаковых психологических основаниях и использует для описания различные типы социального знания.
Ключевые слова: многомерный мир, реальность, знание, понимание article three realities in which their lives the person — empirical, sociocultural and existential are analyzed. Each matched the reality of social knowledge domains with which they are described — the moral, conventional, and personal. It is proved that realities are understood by people on types of understanding-knowledge, understanding- interpretation and understanding-comprehension. It is shown that the person at the same time exists in different realities, understands them on the unequal psychological bases and uses various types of social knowledge for the description.
Key words: multidimensional world, reality, knowledge, Категория мир принадлежит к основополагающим понятиям современной психологии. Мир — это совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми, представляющая собой организованную иерархию различных способов человеческого существования (Рубинштейн,
1997). Мир человека многомерен, он состоит по меньшей мере из трех реальностей — эмпирической, социокультурной и экзистенциальной.
Цель статьи — проанализировать эти реальности, типы понимания их субъектом, а также типы социального знания, используемые для описания каждой из них.
Знаков Виктор Владимирович — докт. психол. наук, гл. науч. сотр. ИП РАН, профессор кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ имени МВ. Ломоносова.
Е-mail: Работа выполнена при поддержке РГНФ проекта
19
Три реальности
1.
Эмпирическая реальность воспринимается и понимается людьми как совокупность фактов, допускающих опытную проверку. Признании соответствующих измерительных процедур субъект без труда может оценить истинность описывающих ее суждений. Например, опираясь на метрическую систему мер, любой образованный человек выберет истинное высказывание из пары Кит весит больше карася и Расстояние от Москвы до Владивостока не превышает тысячу километров. Изучая эмпирическую реальность, ученые получают знания о ней, которые с полным правом можно характеризовать как истинные или ложные. В частности, при исследовании интеллекта ответы испытуемых на вопросы методики Д. Векслера: Кто написал “Илиаду”?» и Назовите столицу Италии — могут быть только истинными или ложными. В соответствии с корреспондентной теорией истины истинным называется суждение о том, что действительно существует и что можно проверить опытным путем. Практически это означает приоритет утверждений, относящихся к фактам если ученый ищет то, что существует, он открывает знания для себя также, как геолог отыскивает новый минерал в горной породе. Такая научная позиция хорошо известна из экспериментов Ж. Пиаже по обнаружению ранее сокрытого, в которых ребенок находил или, наоборот, не обнаруживал конфету в закрытой коробочке.
Следует заметить, что только небольшая часть психологических исследований, преимущественно в рамках когнитивной традиции, направлена на изучение закономерностей формирования и развития психики в процессе взаимодействия человека с эмпирической реальностью. Большинство исследований (фрустрации, оптимизма, понимания и переживания террористической угрозы и др) в основном связано с социальным миром.
Социокультурная реальность возникает в результате объективации содержания индивидуального и группового сознания. В социальной среде взаимодействующие субъекты не отражают, а порождают, конструируют значения, смыслы и ценности. Такая реальность представляет собой не статическое состояние, а динамический процесс, она происходит, а не существует, она состоит из событий, а не из объектов
(Штомпка, 1996, с. 266). В отличие от исследований эмпирической реальности фокус внимания ученых смещается с описания фактов на анализ событий. Ценностно-смысловые основания одних и тех же событий у разных людей неодинаковы, поэтому они понимают их по- разному. Специфика понимания определяется характером интерпретации. Любое понимание многовариантно, оно потенциально содержит в себе несколько возможных интерпретаций одних и тех же событий и ситуаций. Интерпретация — это непременный атрибут социокультурной реальности и ведущий метод исследования в гуманитарных науках, в частности в герменевтической традиции научного анализа знания.


Каталог: pdf
pdf -> О. В. Романова, председатель пцк учетно- экономических, страховых и банковских дисциплин Функции образования и их роль в современном обществе
pdf -> Роль морали и традиций в формировании этики
pdf -> Методологические основания оценки цивилизационного развития
pdf -> Социальные проблемы молодёжи в современном обществе
pdf -> Социальные проблемы современной молодежи
pdf -> Вестник вгу. Серия: Филология. Журналистика. 2011, №1 132 Понятие «картина мира»
pdf -> Учебное пособие для вузов зритнева Е. И. Социология семьи : учеб пособие для студентов вузов
pdf -> В. Ломоносова д. С. Клементьев, А. Г. Маслова социология личности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница