Темы коллоквиумов по дисциплине «Методология научного познания»



Скачать 45.95 Kb.
Дата04.06.2018
Размер45.95 Kb.

Темы коллоквиумов по дисциплине «Методология научного познания»

1. Понятие научного метода, изменение его содержания.

2. Философия и научные методы: проблема взаимодействия.

3. Методологическая функция философии.

4. Философия науки как дисциплина, ее средства познания.

5. Метод и методология.

6. Первые методы научного познания: проблема датировки.

7. Средства познания на Древнем Востоке: общая характеристика.

8. Естественно-научные средства изучения природы в Др. Греции.

9. Причины популярности математики и ее познавательных средств в античности (Пифагор, Платон).

10. Античные научные школы и их роль в формировании средств познания.

11. Средства познания общества в античности (Геродот, Фукидид и др.).

12. Средневековая наука и ее средства познания.

13. «Алхимический рецепт» как прообраз познавательной методики.

14. Влияние античного или средневекового ученого на формирование средств познания (по выбору учащегося).

15.Наука Нового времени и ее методы.

16. Естественнонаучное знание как познавательный и методологический идеал XVII-XIX вв.

17. «Книга природы написана на языке математики» (Ф.Бэкон). Методологический смысл данного утверждения.

18. Выявление «идолов» (препятствий) на пути познания Ф. Бэконом и их методологическое значение.

19. Классическая наука, ее методология.

20. Влияние сумматизма на средства познания классической науки.

21.Линейность как основа средств познания классической науки.

22. Принцип «все к лучшему в этом лучшем из миров» Г.Лейбница и его методологическое значение.

23. Деизм и его вклад в разработку «светской» методологии науки.

24. Влияние теологии на разработку научной методологии.

25. Естествознание Нового времени и научная методология.

26. Гелиоцентризм и его роль в преобразовании методологии европейской науки XVI-XVII вв.

27. Теория «естественного отбора» Ч. Дарвина и ее методологическое значение.

28. Теория общественного прогресса XVIII-XIX вв. и ее методология.

29.Вклад К.Маркса и Ф.Энгельса в разработку методологии познания.

30. «Законы диалектики» Г.Гегеля и их роль в становлении методологии научного познания XIX-XX вв.

31. Методология гуманитарных наук: версия неокантианцев (В.Виндельбанд, Г. Риккерт).

32. «Науки о природе» и «науки о культуре»: их методология.

33. Достижения и пределы методологии классической науки.

34. Релятивистская физика – основа методологии неклассической науки.

35.Принцип дополнительности Н.Бора и его методологическое значение.

36. Методы естествознания ХХ в.: особенности развития.

37. Методы гуманитарных наук ХХ в.

38. Синергетика как направление разработки междисциплинарной методологии познания.

39.Принцип самоорганизации природного и социального миров и его методологическое значение.

40.Антропный принцип как проявление методологии неклассической науки.

41. Средства познания в неклассической науке.

42.Методы познания в постнеклассической науке.

43.Существуют ли универсальные методы познания в современной науке?

44.Экстраполяция методов познания из естествознания в гуманитаристику (аналитический обзор).

45. Системный подход и его методология.

46. Методологические основания «новой хронологии» А.Т. Фоменко.

47. Методы познания современного инженера.

48.Физический и математический идеалы научности: методологические основания.

49.Гуманитарный идеал научности.

50. Постмодернистская трактовка методологии познания.

51.Герменевтика и ее подход к методологии гуманитарного познания.

52. Эксперимент как метод научного познания: особенности эволюции.

53. Эмпирические методы научного познания.

54.Теоретические методы научного познания и их характеристика.

55. Метатеоретические методы научного познания.

56.Этико-методологические проблемы науки (описание одной или нескольких на выбор учащегося).

57.Этические ограничения в развитии науки.

58. Методология и практика.

59.Метод как «теоретическая конструкция» и отражение действительности.

60. Научный метод и его будущее.

61. Возможна ли наука без методологии?

62. Тождественна ли методология догматизму?

Литература


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: ТЕИС, 1996. (глава 12, параграф 2 «Приемы, методы и формы научного мышления»)

  2. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

  3. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.

  4. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004.

  5. Лебедев С.А., Ильин В.В. и др. Введение в историю и философию науки: учебное пособие для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007.

  6. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический Проект, 2008.

  7. Лебедев С.А. Методология научного познания. М.: Проспект, 2015.

  8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИН-ТЕГ, 2007.

  9. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. – Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1988.

  10. Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  11. Сачков Ю.В. Естествознание и развитие научного метода. – М.: ЮНИТИ, 2003.

  12. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.

  13. Светлов В.А. История научного метода: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008.

  14. Французова Н.П. Методология научного познания. – М.: Мысль, 1996.

  15. Философия и методология науки / Под. ред. В.И. Купцова. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.

Правила выступления на коллоквиуме

1.Время выступления – не более 10 минут.

2. Сообщение должно обладать оригинальностью, опираться на прочитанную литературу.

3. Иметь озвученный центральный тезис, его обоснование, выводы.



4. Допустим выбор учащимся иных (кроме предложенных выше) тем для сообщения (по согласованию с преподавателем).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница