Тематика практических занятий



Скачать 286.5 Kb.
страница1/15
Дата25.05.2018
Размер286.5 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

С.Н.Кедяркин


СИСТЕМА

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией

филологического факультета для студентов ННГУ,

обучающихся по направлению 42.03.02 - «Журналистика»

Н.Новгород

2017


УДК - 07 (07)

ББК - 76.0

К - 33

С.Н.Кедяркин




К - 33 Система средств массовой информации: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 23 с.

Рецензент: кандидат политических наук, доцент А.В.Куликова



Настоящее учебное издание представляет собой учебно-методическое пособие по курсу «Система средств массовой информации». Содержит темы лекционных, планы семинарских и практических занятий, описание деловых игр, заданий для самостоятельной работы, тематику реферативных работ, список рекомендованной литературы, вопросы к зачету.

Предназначено для студентов-бакалавров 1 курса очного отделения филологического факультета. Самостоятельная работа направлена на закрепление теоретических вопросов, связанных с динамикой развития и спецификой функционирования современных СМИ России, формирование навыков проведения собственного исследования в области системы современных отечественных СМИ. В числе форм проверки самостоятельной работы студентов по курсу выделены: письменные работы, творческие задания.

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ,

к.ф.н., доцент И.В.Кузьмин

УДК - 07 (07)

ББК – 76.0


© Нижегородский государственный университет

им.Н.И.Лобачевского, 2017



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..4

Структура и содержание курса. …………………………….....………….……......5

Примерная тематика реферативных работ………………………………………..17

Учебно – методическое и информационное обеспечение курса………………..18

Перечень контрольных вопросов ………..……………………………………… .21



ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Система СМИ» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины, (модули)» ФГОС по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). Относится к обязательному типу освоения на 1 году обучения во 2 семестре.

Дисциплина помогает студентам освоить сведения ознакомительного характера о средствах массовой информации России, которые даются в предшествующих курсах, а также знания, касающиеся роли СМИ и спектре их функций, общественных потребностей, аудиторных интересов как факторов формирования развития медиасистемы, полученные на основе ранее изученных дисциплин.


Цель освоения дисциплины - изучение закономерностей развития и современного функционирования различных моделей системы средств массовой информации России, формирование представлений об основных процессах функционирования её компонентов, изучение специфики медийных образований, современных типологических моделей средств массовой информации, а также тенденций развития системы СМИ, выработка навыков классификации и типологического анализа различных СМИ.
Задачи освоения дисциплины:
- дать представление о средствах массовой информации как сложно организованной системе;

- дать представление о понятиях «медиапространство», «система СМИ», «медиасистема», «структура СМИ», «новые медиа»;

- дать представление об основных этапах развития и закономерностях функционирования системы СМИ России;

- определить влияние новых информационно-коммуникативных технологий на развитие современной системы СМИ России;

- сформировать представление о национальных и региональных медиасистемах;

- дать представление об основных типологических группах российских СМИ;

- сформировать у студентов навыки классификации и типологического анализа СМИ.
Формы проведения занятий: Лекция, семинарское занятие, практическое занятие (деловая и ролевая игра).
Формы отчетности по курсу: Формой итогового контроля знаний является зачет.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины «Система СМИ» составляет 2 (две) зачетные единицы, всего 72 академических часа, из которых 32 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (занятия лекционного типа, семинарские и практические занятия), 40 часов составляет самостоятельная работа обучающегося, 10 часов зачет.
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Средства массовой информации как системный объект

Понятие и признаки системы СМИ. Медиа, медиасистема, массмедиа, медиапространство. Понятие и характеристики медиапростнанства.

Характеристика Система СМИ и ее среда. Целостность системы СМИ. Основные подсистемы СМИ: техническая, экономическая, редакционная и характер их взаимодействия. Структура СМИ и механизм реализации функции системы. Организованность и дезорганизованность СМИ.

Национальная и региональная система СМИ. Типология основных национальных систем СМИ и медиасистем в историческом аспекте. Российская модель в глобальном контексте.

Основные сегменты медиасистемы: периодические издания, вещательные СМИ, «поставщики» для СМИ. Интеграция СМИ. Влияние информационных и коммуникационных технологий на систему СМИ. Развитие электронных СМИ как ведущая тенденция медиасистемы. Характер трансформации системы СМИ в условиях рынка.

Влияние форм собственности на структуру СМИ. Иностранный капитал в российских СМИ. Инвестиционные и рекламные СМИ. Влияние платежеспособного спроса населения на структуру СМИ (подписка, розница, абонентная плата и др.). Процессы концентрации и монополизации в системе СМИ.



Тема 2. Динамика национальных медиасистем в ХХ-ХХI в.в.

Условия и причины развития медиасистем. Основные этапы развития национальной медиасистемы России. Глобализация, гомогенизация, гибридизация СМИ. Трансформация медиасистем. Медиасистема России в конце ХХ начале ХХI в.в. Условия и специфика развития национальной медиасистемы России. Факторы, оказывающие влияние на развитие системы СМИ России.

Исторические этапы развития отечественной медиасистемы. Становление русской журналистики в XVIII веке. Первая русская газета «Ведомости». Русские газеты и журналы в XVIII веке. Система государственного контроля за печатными изданиями. Российская пресса в первой половине XIX века. Развитие периодической печати во второй половине XIX века. Советский период в истории российской журналистики.

Тенденции развития системы СМИ в условиях общественной трансформации. Процессы становления информационного общества и их воздействие на систему СМИ. Экономическое и политическое реформирование общества и тенденции структурной трансформации СМИ. Развитие современных информационных и коммуникационных технологий и перспективы преобразования системы СМИ.


Тема 3. Типология средств массовой информации. Периодическая печать в системе СМИ.

Типология как метод сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Типоформирующие факторы СМИ. Влияние на структуру СМИ характера аудитории, предметно-тематических и функционально-целевых характеристик. Коммуникативные функции субъектов социальной деятельности как фактор структурирования СМИ. Идеализированные и аналоговые модели СМИ.

Периодическая печать в системе СМИ. Газеты и журналы как тип издания. Основные тенденции развития современной газетной периодики. Элементы системы газетной индустрии: редакция, типография, рекламные агентства.

Типологическая структура периодической печати: общенациональные, региональные, локальные, ежедневные, еженедельные, декадные, ежемесячные. Утренние и вечерние. Качественные, деловые, массовые, бульварные, «желтые», универсального содержания и специализированные. Государственные, негосударственные. Платные, бесплатные. Типы газет. Типы журналов. Религиозная периодика.


Тема 4. Радиовещание в системе СМИ России.

Радиовещание в системе СМИ. Исторические этапы развития системы отечественного радиовещания. Трансформация системы государственного радиовещания. Типология радиовещания: Государственное и коммерческое радиовещение. Развитие сети коммерческих радиостанций. Дифференциация по характеру аудитории, функциональным характеристикам, тематической специализации. Основные форматы современных радиостанций.



Тема 5. Телевидение в системе СМИ России

Возникновение и развитие отечественного телевидения. Основные этапы развития отечественного телевидения. Факторы влияния на телевидение: государство, территориальная структура, этнографическое разнообразие. Основные сегменты телесистемы: доставка телевизионного сигнала, производство телевизионного контента, телеканалы.

Системные качества телевидения. Дифференциация телевидения по характеру аудитории: общероссийское, региональное, местное. Предметно-тематическая дифференциация: универсальные и специализированные. По целевому назначению: информационное, аналитические (расследовательское), развлекательное и др. По способу трансляции: эфирное, спутниковое, кабельное, кассетное. По формам собственности и способам финансирования.
Тема 6. Интернет - СМИ

Медиаиндустрия и конвергенция. Уровни конвергенции. Основные носители конвергентного содержания. Бизнес-модели конвергентных медиа. СМИ среди видов социальной коммуникации в Интернете. Интернет - СМИ как часть медиасистемы. Специфика присутствия СМИ в интернете. Типы интернет - СМИ: дифференциация по тематике, целевому назначению, характеру аудитории. «Старые» СМИ в новой медийной среде. Особенности контента интернет - СМИ. Формы взаимодействия традиционных и новых медиа. Тенденции и перспективы развития интернет-СМИ.

Новые медиа: типологические особенности, тенденции и перспективы развития. Понятие, специфика, тенденции и типология гражданской журналистики. особенности формата и содержания новых медиа. Социальные медиа как явление: классификация, тенденции, перспективы. Коммуникационные площадки. Видеоплатформы как способ формирования рынка интернет-телевидения (RuTube,Smotri.com,TvigleMedia,Zoomby,LiveTVи др.).
Тема 7. Информационные агентства и другие структуры информационного обслуживания СМИ

Возникновение и специфика развития информационных агентств в России. Специфика деятельности информационных агентств и производства информационных продуктов. Типология информационных агентств. Универсальные и специализированные общероссийские агентства. Национальные агентства. Региональные и межрегиональные агентства. Характер их развития. Рекламные агентства, агентства по связям с общественностью, пресс-службы и пресс-центры в массовом информационном процессе. Российские информационные агентства в условиях развития новых информационных технологий.



Тема 8. Реклама и связи с общественностью в системе СМИ России.
Реклама как основа бизнес-модели российских СМИ. Становление медиарекламого рынка в современной России. Особенности рекламных продаж в российских СМИ. Способы продаж рекламы в СМИ. Модели размещения рекламы в СМИ. Реклама в контенте СМИ.

Связи с общественностью в системе современных коммуникаций. Понятие связей с общественностью. Основные этапы развития связей с общественностью в России. Тенденции развития связей с общественностью в современной России. Типы коммуникаций в связях с общественностью. Внешние и внутренние коммуникации. Специфика PR - коммуникаций с разными группами общественности.

Институциональная структура PR-рынка. Типология и организационно-правовой статус PR-институтов. Независимые и штатные PR-агентства. Профессиональные сообщества в сфере связей с общественностью.
Тема 9. Киноиндустрия в системе средств массовой информации России

Специфика кино как СМИ. Россия как один из крупнейших кинорынков мира. Основные этапы развития российской кинематографии. Производственная инфраструктура кино в России. Секторы современной киноиндустрии. Динамика производства кинофильмов, телесериалов и телефильмов в 2010-е годы.

Кинотеатральный прокат в России: кинопоказ, кинопрокат. Крупнейшие операторы сетей кинотеатров. Рынок домашнего кино и видео. Видео по запросу. Видеопиратство. Система государственной поддержки и регулирования в сфере кинематографии России. Технологические аспекты кино как СМИ.

Тема 10 . Книгоиздание

Роль книги и книгоиздания в структуре современных коммуникаций. Становление книгоиздательской отрасли в России. Трансформация книгоиздания в процессе развития рыночных отношений. Основные тенденции книгоиздательской отрасли. Формы собственности в современном издательском деле.

Влияние новых информационных технологий на современный издательский процесс. Роль электронной книги в книгоиздании. Основные тенденции выпуска книжной продукции по тематическим разделам и целевому назначению. Система книгораспространения России. Меры государственного регулирования книгоиздания. Слияния, поглощения и иностранный капитал на российском рынке книгоиздания.



Каталог: students -> src
src -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология средств массовой коммуникации» Колосова В. В
src -> Методические рекомендации по подготовке эссе, проектов и презентаций, по организации упражнений и деловых игр, кейсы
src -> Н. И. Лобачевского Г. Л. Воронин Н. В ларшина социология учебно-методическое пособие
src -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
src -> Всеобщая история
src -> Ннгу фсн, обучающихся по направлению подготовки
src -> Н. И. Лобачевского Г. Л. Воронин Н. В. Ларшина социология учебно-методическое пособие


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница