Тематика домашних заданий для магистров по курсу «Методология научного познания»



Скачать 42.67 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2018
Размер42.67 Kb.
ТипАналитический обзор
  1   2

Тематика домашних заданий для магистров по курсу «Методология научного познания» (1 семестр, преподаватель – проф. Нехамкин В.А.).

1.Понятие метода научного познания и его развитие в истории науки.

2.Методы научного познания: время и место появления (аналитический очерк).

3. Формирование предпосылок научной методологии на Др. Востоке.

4. Средства и методы познания в античной науке (аналитический обзор).

5. Особенности средств познания в Средние века.

6.Рационализм Р. Декарта, Г. Лейбница основание научной методологии Нового времени.

7. Роль натурфилософии эпохи Ренессанса в формировании научной метододологии.

8. Метод и методология: проблема соотношения.

9. Роль Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса в формировании европейской методологии науки XVII-XVIII вв.

10. Влияние естественных наук Нового времени на становление методологии познания (И. Ньютон, Г. Галилей).

11. Особенности развития методологии научного познания в эпоху Просвещения (XVIII – начало XIX в.).

12. Методология научного познания XIX в.: тенденции развития.

13. «Науки о природе» и «науки о духе (культуре)». Специфика методов познания в трактовке В. Виндельбанда, Г. Риккерта.

14. Методология научного познания в XX в.: направления развития.

15. Методология научного познания в постнеклассический период развития науки.

16. Методы естественных и гуманитарных наук: сходства и отличия.

17. Междисциплинарные направления научного познания (синергетика, системный подход, социобиология): особенности методологии.

18. «Парадигма» Т. Куна как реальность науки и теоретическая конструкция.

19. Методологические стратегии в неклассической науке (аналитический обзор).

20. Метод верификации научных теорий.

21. Принцип фальсификации научных теорий К. Поппера и его методологическое значение.

22. Проблема соотношения верификации и фальсификации как методологических подходов.

23. «Идеально-типические конструкции» и их роль в методологии гуманитарных наук.

24. Роль научных революций в изменении методологии научного познания.

25. Влияние нравственных установок ученого на формирование методологии науки.

26. Роль научного сообщества как стимула или препятствия в развитии методологии познания.

27.Воздействие научных публикаций на развитие методологии науки и коммуникацию ученых.

28. Ненаучные средства познания (мифология, религия, уфология и т.д.): достижения и пределы.

29. Научные и ненаучные методологические стратегии: проблема соотношения.

30. Критерии научности, их роль в формировании методологии науки.

31. Методы познания на эмпирическом и теоретическом уровнях: сравнительный анализ.

32. Физический, математический, гуманитарный «идеалы научности» как типы методологических стратегий.

33. Могут ли по отдельности средства познания математики, физики, гуманитарных наук быть исчерпывающими для научного познания в целом?

34.Проблема адекватности переноса средств познания из одной области науки в другую (на примере «новой хронологии» А. Фоменко или иных теориях).

35. Нужны ли науке универсальные методы познания? (позиция П. Фейрабенда, постмодернизм).

36. Принципы формирования методологии междисциплинарных направлений познания (синергетика, системный подход, социобиология).

37. Сциентистская модель методологии научного познания.

38. Антисциентистская модель методологии научного познания.

39. Научная и философская методология: сравнительный анализ.

40. Роль методологии в деятельности ученого-экспериментатора.

41. Герменевтика и ее роль в формировании методологии науки.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница