Тематический план курса лекций



Скачать 219.54 Kb.
страница1/4
Дата23.07.2018
Размер219.54 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Введение в историю ислама
И.Л. Алексеев
Программа курса повышения квалификации

по истории и культуре ислама

Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве образовательной программы повышения квалификации по истории и культуре ислама


Казань 2012

Тематический план курса лекций

«Введение в историю ислама» (к.и.н., доц. И.Л. Алексеев)


Лекция

Тема

Кол-во часов



Ислам и его мир (вводная лекция)

2



Мухаммад и начало ислама

2



Вероучительные источники ислама: Коран и хадисы.

2



Мусульманское право, его школы и методы

2



Идейные расхождения в исламе и формирование мусульманского спекулятивного богословия

2



Мусульманский мистицизм (суфизм)

2



Шиизм и шиитские секты

2



Суннитский ислам в постмонгольский период - от неоханбалитов к османскому «официальному исламу»

2



Ислам и модерн: реформаторские и обновительские течения в исламе в новое время.

2

Всего




18

Программа курса:
Тема 1. Ислам и его мир (вводная лекция)
Регион традиционного распространения ислама. Понятия "исламский мир", "исламская цивилизация". Проблема взаимовлияния культур в ближневосточном историко-культурном контексте.

Плюрализм ислама: его исторические корни и современные формы. Способность ислама к заимствованию и адаптации новых идей. Идейная преемственность в исламе, связь прошлого и настоящего. Традиционализм и фундаментализм. Ислам в общественно-политической жизни мусульманских народов. Ислам и повседневность («бытовой ислам»).

Ислам и научное исламоведение. Проблема религиозного сознания и религиозной идентичности. Соотношение "религиозного" и "светского" в сознании мусульман. Исламоведение как часть востоковедения. Основные научные школы мирового исламоведения.

Характеристика рекомендуемой литературы.


Основная литература:


  1. Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966 [работы: «Ислам»; «Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве»; «Халиф и султан»; «<О Мухаммеде>»].

  2. Грюнебаум, фон Г.Э. Классический ислам. Очерки истории (632 – 1258). М., 1986.

  3. Грюнебаум, фон Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

  4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

  5. Коран. Перевод с арабского языка Г.С.Саблукова. Казань, 1907 и позднейшие переиздания.

  6. Коран. Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. М., 1963; М., 1986.

  7. Коран. Пер. и коммент. М.-Н.О.Османова. М., 1995.

  8. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV вв. (курс лекций). СПб, 2007


Дополнительная литература:

  1. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

  2. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. М., 2008

  3. Родионов М.А. Ислам классический. СПб, 2001.

  4. Encyclopaedia of Islam. New edition. Leiden, 1961 


Тема 2. Мухаммад и начало ислама
Историческое значение ислама. Политико-антропологический контекст возникновения ислама. Два пути развития общества Аравии — аравийский и «химйаритский». История толкования исторической и социальной сущности ислама (мусульманского, антимусульманского, просветительского, идеалистического, вульгарно-материалистического, исламско-утопического). Основы научного подхода — историзм, частное и общее, внутренняя противоречивость социальной природы.

Источники по истории ислама. Типы источников, их жанровые особенности, степень достоверности. Процедура извлечения достоверных материалов. Принципы критики текстов. Коран, поэзия, хадисы, жития, биографии, хроники, магази. Отсутствие иноземных источников. Мухаммад подлинный, идеальный, легендарный.

Истоки и предпосылки возникновения ислама. Аравия перед возникновением ислама. Социокультурная ситуация на Аравийском полуострове. Мекка и социально-экономическая и политическая ситуация в Аравии. Проблема взаимовлияния авраамических религий и ее значение для истории ислама. Межкультурные связи арабов и религиозная ситуация в Аравии. Языческие культы иудаизм, христианство и доисламский монотеизм. Жизнь Мухаммада. Мухаммад и пророческое движение в Аравии. Возникновение ислама. Начало ниспослания коранического откровения и ранний (мекканский) период исламской истории. Переселение Мухаммада в Ясриб (Медину) и создание институациализированной мусульманской общины.

Основная литература:

  1. Большаков О. Г. История халифата. 1. Ислам в Аравяи (570—633 гг.). M., 1989. 

  2. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках (Курс лекций). Л., 1966, с. 5 29.

  3. Уотт У.М. Мухаммад в Мекке. М., 2006.

  4. Он же. Мухаммад в Медине. М., 2007


Дополнительная литература:

  1. Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI—VIII вв.). — Очерки истории арабской культуры V—XV вв. М., 1982, с. 75—155. 

  2. Коротаев А.В. Возникновение ислама: политико-антропологичский и социально-экологический контекст. М.: ОГИ, 2004.

  3. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Очерк В. Соловьева. СПб., 1896. 

  4. Негря Л. В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V—VII вв. М., 1981. 

  5. Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. История и современность. М., 1984. 

  6. Watt W. Muhammad. Prophet and Statesman. L., 1961.


Тема 3. Вероучительные источники ислама: Коран и хадисы
Традиционная мусульманская концепция коранических откровений. История создания и «канонизации» текста Текст Корана: структура, состав, общая характеристика содержания. Легенды, притчи, эпические сказания, элементы полемики. Основы вероучения, догматики и культово-обрядовой практики. Коран как «арабский судебник». Коранические сюжеты и образы, восходящие к библейскому кругу. Социальная этика Корана. Неполнота раскрытия определенных тем в Коране.

Принцип расположения сур: «мекканские» и «мединские». Хронология текста, ее условный характер.

Коран как исторический источник. Отражение в Коране идейно-политических, экономических, социальных и этических реалий эпохи. Аравийские коранические предания и сюжеты, их реальная историческая основа. Коран как литературный памятник и его уникальный характер. Коран и аравийская доисламская словесность. Язык Корана: стилистика, рифмованная ораторская проза – садж‘, «диалоговый» характер фрагментов текста (запись живой речи Пророка). Развитие научной полемики вокруг характера языка Корана. Язык Корана – мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян.

Кораническая экзегетика – тафсир и наиболее известные произведения этого жанра. Европейская традиция научного исследования тафсиров. Тафсир как историко-филологический и законоведческий комментарий и та’виль как символико-аллегорическое толкование коранического текста: различия подходов. «Наука об отменяющем и отмененном» айятах; жанр асбаб ан-нузуль (причины ниспослания), труды, посвященные превосходству (фадль) и достоинствам (фадаиль) Корана.

История печатных изданий Корана. От раннелатинских переводов к современным научно-критическим переводам на европейские языки (Р.Белл, Р.Блашер, Р.Парет, А.Арберри). История переводов Корана в России. Работа над кораническим текстом в современном мусульманском мире. Основополагающие направления в научном исследовании Корана. Использование новейших компьютерных методик. Справочная литература по Корану: конкордансы, энциклопедии, словари, указатели, библиографические справочники.

Хадисы – второй после Корана источник исламского вероучения. Проблема соотношения Корана и Сунны. Формирование понятия «сунна Пророка». Хадис как специфическая форма трансляции знаний и основа Сунны. Дискуссии относительно хронологических рамок возникновения мусульманского предания и времени его письменной фиксации. Жанры, предшествовавшие хадисам. Структура хадиса (иснад, матн и их содержание). Методы и способы сбора и передачи хадисов. История создания основного корпуса хадисов в VIII – X вв. Сложение и обособление региональных хадисных центров (мединский, иракский и сирийский), продуктивный обмен между ними. Массовое хождение хадисов, фабрикация подложных преданий – «хадисотворчество». Краткие тематические сборники, «критический» отбор хадисного материала и сведение его в объемные собрания. Борьба традиционалистской школы хадисоведов (асхаб аль-хадис) с богословами-рационалистами (асхаб ар-ра’й). Зарождение и становление жанров толкования, верификации и критики хадисов (аш-шарх; аль-джарх ва-т-та‘диль; ма‘рифат ар-риджаль). Определение степени достоверности хадисов в мусульманской традиции. Классификации хадисов (по степени достоверности иснада; по источникам). Типы хадисных сборников по способу организации материала (муснад – по именам самых ранних передатчиков; мусаннаф – по содержанию, по предметам высказывания). Шесть общепризнанных в суннитской среде сборников хадисов: «Аль-Джами‘ ас-сахих» Мухаммада аль-Бухари (810–870), «Аль-Джами‘ ас-сахих» Муслима (ум. в 875 г.), «Китаб ас-сунан» Ибн Маджи (ум. в 886 г.); «Китаб ас-сунан» Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.); «Аль-Джами‘ аль-кабир» Мухаммада ат-Тирмизи (ум. в 892 г.); «Китаб ас-сунан» ан-Нисаи (ум. в 915 г.). Роль хадисов в формировании догматико-правовой системы ислама. Отношение к Сунне в шиитской среде: ахбары.

Рефлективный характер хадисной литературы, проблема подлинности и научная критика хадисов как культурно-исторического источника, отражающего эволюцию ислама. Переводы сборников хадисов, современные методы их изучения и датировки.

Обязательная литература:


  1. Бертон Дж. Мусульманское предание. Введение в хадисоведение. СПб., 2006.

  2. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках (Курс лекций). Л., 1966, с. 99 122.

  3. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

  4. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

  5. Уотт У., Белл Р. Коранистика. Введение. СПб., 2005.

.

Дополнительная литература:

  1. Пиотровский М.Б. Исторические предания Корана. М., 2005.

  2. Голъдциэр И. Лекции об исламе. Пор. с нем. А. Н. Черновой. СПб., 1912. 
    Ермаков Д. В. Иби Ханбал и начало ханбалитства // Религии мири. 1984. М., 1984, с. 175—190. 

  3. Ермаков Д. Б. Нововведение — бид‘а в раннеханбалитской идеологии // ПП и ПИКНВ. 1. М., 1985, с. 144—150.




Тема 4. Мусульманское право, его школы и методы
Сложение мусульманского права как важнейшая составляющая процесса институционализации ислама в целом. Шариат – сводная система мусульманского права, оценка этого понятия с позиций исторического и социологического подходов. Соотношение понятий шариат и фикх. Фикх как юриспруденция (исламская доктрина о правилах поведения мусульман; дисциплина, занимающаяся выведением конкретных правил поведения из шариата) и как мусульманское право в широком смысле (исламский комплекс социальных норм). Основные источники мусульманского права, их характеристика.

Истоки мусульманского права: взаимосвязь теологии и правоведения в раннем исламе. Образование ранних мусульманских правовых школ – мединской (асхаб аль-хадис) и иракской (асхаб ар-ра’й). Становление теоретических основ фикха и методик разрешения духовно-правовых вопросов: ра’й (независимое мнение или суждение законоведа как основа правового решения), иджма‘ (консенсус мусульманской общины; единодушное мнение, или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу), кийяс (суждение по аналогии), истислах (независимое суждение ради пользы), истихсан (предпочтительное решение), исти‘даль (дедуктивный метод), истисхаб (презумпция неизменности состояния); их взаимозависимость, специфика и степень распространения. Концепция иджтихад, ее формирование и содержательная сторона (проблема интерпретаций). Окончательное сложение фикха-юриспруденции как самостоятельной дисциплины (X в.).

Соотношение фикха и теоретического богословия: диалог и соперничество. Две категории норм фикха-юриспруденции: ‘ибадат (определяющие отношения мусульман с Аллахом, их религиозные обязанности) и му‘амалят (регулирующие отношения между людьми). Юридические школы в суннитской традиции: формирование ведущих суннитских школ законоведения – мазхабов: ханифитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского. Их общая характеристика, отличительные черты, сведения об основателях, основополагающие принципы и методы решения правовых вопросов, географические ареалы распространения. Крупнейшие шиитские толки – джа‘фаритский (имамитский), зайдитский и исмаилитский. Объективные расхождения между мазхабами и их причины. Тезис о «закрытии врат иджтихада»: его толкования и объективное содержание. Проблема сосуществования мазхабов (отсутствие «кастовой» замкнутости) и их место в правосознании мусульман.

Влияние на мусульманское право римско-византийского, сасанидского, талмудического права и канонического права восточно-христианских церквей. Взаимодействие мусульманского и обычного права (‘урф, ‘адат). Мусульманское право и светское законодательство в исторической ретроспективе.

Основные отрасли фикха и их комплексная характеристика: брачно-семейное и наследственное, гражданское, уголовное, государственное, международное право, судоустройство и процесс. Специфика шариатского суда (махкама), институт шариатских судей – кади и их обязанности. Институт муфтиев в арабо-мусульманской истории. Богословско-юридическое заключение – фатва. Фикх в правовых системах мусульманских государств средневековья. Мусульманское право в трудах отечественных и западных исследователей. Мусульманское право в современном мире.
Основная литература:


  1. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках (Курс лекций). Л., 1966, с. 123 198.

  2. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.


Дополнительная литература:

  1. Аляутдинов Ш.Р. Мусульманское право. 1 и 2 уровни. М.  СПб., 2010.

  2. Бурхануддин Маргинани. Хидоя. В 2 ч. Т. 1 4. Пер. Н. Гродекова. Ташкент, 2008 [1898]



  3. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница