Тема Введение в психологию среды



Скачать 423.63 Kb.
страница1/4
Дата13.03.2018
Размер423.63 Kb.
  1   2   3   4


Тема 1. Введение в психологию среды
План
История, предмет, задачи, методы психологии среды. Психология среды в системе других наук. Понятие среды в разных науках (экологии, социологии). Бытие, пространство, среда. Свойства среды (М.Черноушек). Движущая и стабилизирующая среда; природная и искусственная (built). Ресурсы; основное логистическое уравнение. Структура среды (субсреды). Психологические границы. Психологическая суверенность.

Человек строит среду, а среда строит человека (У.Черчилль)
Необходимость изучения среды в первую очередь продиктована ограниченностью ресурсов. Территория, время, питание – все это небезгранично и должно быть распределено. Вопросы распределения критичны. Поэтому среду изучают: геология, география, экономика, антропология, социология.
Понятие среды пришло из разных языков и разных дисциплин. Используются близкие понятия «Ecological psychology», «Ecopsychology» и «Environmental psychology», что соответственно переводится на русский язык как экологическая психология, экопсихология и психология взаимодействия с окружающей средой (психология жизненной среды). Как показывает анализ публикаций, для психологии первичным является определение экологии через понятие «контекст» (context). Словарь Вебстера дает следующие значения понятия context (слово появилось в английском языке еще в 1568 г.): (1) часть дискурса, которая окружает слово или фразу и может пролить свет на ее значение; (2) взаимосвязанные условия, в которых что-либо существует или случается. В качестве синонимов рассматриваются такие слова, как environment (окружающая среда) и setting (паттерн — манера, позиция или направление, в котором что-либо расположено; время, место или обстоятельства, в которых что-либо развивается или существует). В качестве синонима понятия environment словарь дает background (фон, условия, истоки, окружение, задний план), а в качестве синонимов background — французские слова milieu (атмосфера, обстановка, среда) и mis-en-scene (мизансцена). Трактовка этих терминов представляется наиболее интересной с точки зрения психологического анализа проблем взаимодействия с окружающей средой: background относится к обстоятельствам и событиям того, что предшествовало феномену или развитию; setting предполагает рассмотрение ситуаций реальной жизни «здесь и сейчас»; environment вбирает в себя все внешние факторы, которые оказывают формирующее воздействие на физическое, умственное или моральное развитие; milieu относится исключительно к физическому или социальному окружению человека или группы людей, а mis-en-scene характеризует использование тех или иных свойств для достижения определенного эффекта.
В психологии предпочтение термина ‘‘environmental psychology’’(Крайк) вместо ‘‘ecological psychology’’ (Barker, 1968) или ‘‘architectural psychology’’ аргументировалось широтой и нейтральным смыслом этого понятия. 90-е годы: от «architectural psychology to green psychology’’. 1995: Robert Gifford: ‘‘Natural psychology is that branch of environmental psychology in which the scientific study of person-nature transactions is pursued’’ (Gifford, 1995, p. 167).
Примечательно, что центральное понятие психологии среды – среда – на протяжении долгого времени практически не концептуализировалось.
Среда – это единство объективно существующих и субъективно воспринимаемых стимулов, сопровождающих человека на протяжении его жизни и задающих все виды его активности.

Психология – в чем особенность?
Психика возникла как результат эволюции. Однако исторически сложилось так, что Психология среды, в качестве синонимов которой используют иногда также понятия «психология жизненной среды», «экологическая психология», для отечественной науки пока является достаточно чуждой областью знания. Во многом это связано с идеологией отечественной психологии, отмеченной «фундаментальной атрибутивной ошибкой» как склонностью приписывать все важное в переживаниях и поведении человека его индивидуальным особенностям. Тот факт, что психика сама по себя возникла как результат эволюции и представляет собой ответ на воздействия извне, не принимался в качестве эвристической посылки исследований. В результате значительная фактология, касающаяся взаимодействия человека и среды, влияния на него объективных средовых условия и вообще ресурсность среды как способа поддержки человека, укрепления его психологического благополучия и способа стихийной терапии, о чем много пишут на Западе, в России в анализе данных нередко просто опускается. Психология среды исключительно перспективна в перспективе использования ее данных для клинической, специальной психологии и реабилитологии.

Психология жизненной среды – междисциплинарная область знания, изучающая взаимодействие человека со средой его обитания и образом жизни. Предмет ПЖС – функционирование и развитие психики человека, взаимодействующего с разного рода средовыми составляющими. Говоря о психике, мы имеем в виду поведение, общение, переживания и представления; говоря о взаимодействии, подразумеваем, что человек может преобразовывать среду и испытывать ее влияние – обычно эти процессы едины.
ПЖС также иногда называется экологической психологией, но в последнем случае обычно изучается взаимодействие человека и природы, в то время как среда включает в себя и другие, помимо природы, составляющие.

В этой области знания нет простых или однозначных понятий, каждый термин имеет несколько определений, а каждый автор – свое собственное представление о том, как среда действует на человека. Прежде чем перейти к определению главного термина – «среды», остановимся кратко на истории психологии жизненной среды и ее задачах.
Задачи нашей дисциплины:

  1. Знакомство с основными категориями психологии среды и этапами ее развития.

  2. Изучение связи между особенностями психики и средовыми составляющими.

  3. Формирование экологического мышления.

  4. Изучение психотерапевтического ресурса жизненной среды человека для решения коррекционных и реабилитологических задач.


Актуальность развития психологии среды и знакомства с ней вызвана особенностями современной цивилизации, в которой технология воздействия на среду иногда опережает экологическую этику, требующую невмешательства, ненарушения естественного развития мира. В силу самоорганизации изменение окружающей среды опережает усилия человека по «овладению» миром: медицина сильнее, но и болезни также меняются; пространство осваивается, но условия жизни на планете в целом становятся менее дружественными. А также - переосмыслением парадигм классических психологических исследований и активизацией интереса к экологическому и ситуационному подходам в психологии; философским и психологическим осмыслением проблем взаимоотношений человека и человеческого сообщества с природой и биосферой; в-третьих — с обострением глобальных проблем выживания человечества.
ПЖС развивается в тесном контакте и под влиянием этологии, экологии, генетики, социологии, архитектуры, экономики, психосемиотики, социальной психологии, психологии развития.

История психологии среды

Идея единства человека и мира, человека и природы существовала всегда.

Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ в трактате «О воздухе, водах и местностях» высказал мысль о том, что существует зависимость между климатом и заболеваниями людей. Примерно в то же время врачи уже выделяли три уровня медицинского воздействия: лечение образом жизни, терапию и хирургию, тем самым подчеркивая, что значительная часть проблем может быть предотвращена посредством ведения правильного образа жизни.

В философии стоицизма использовали понятие «превращение» (conversion). Все живое, оживленное Логосом, должно настраиваться на вибрации извне и испускать свои вибрации в соответствии с внешними. Превращение личной души в универсальную и, в конечном счете, - в универсальную причинность (разум). Фундаментальные принципы стоицизма, позволяющие ослабить изначально предназначенные человеку страдания и достигнуть процветания – это 1) oikeiôsis (восприятие явления естественно, как принадлежащего самому себе, в более узком смысле – настраивание на естественные ритмы Вселенной, адаптация к миру); 2) ataraxia (процесс настраивания на природу, даже если это доставляет дискомфорт; успокоение); 3) conversion (возвращение к естественному равновесию, диалектическое понимание кругооборота вещей и их взаимопревращения).
В восточной философии идея единства человека и мира закреплена, среди прочего, в буддизме. Феномен (постигаемая суть вещей) на пали означает также «природа вещей». Путь к просветвлению – освобождение от привязанностей, включающее этапы
1. Sati–mindfulness, clarity (ясность).

2. Dhamma vicaya–investigation (curiosity to understand unobvious connections between objects of experience, любопытство к установлению связей между явлениями)

3. Viriya–vitality (витальность, жизненная сила)

4. P¯ıti–joy (радость)

5. Passadhi–happiness (счастье)

6. Sam¯adhi–concentration (концентрация)

7. Upekkh¯a–equanimity (хладнокровие).
Проходя через эти этапы, человек укрепляет соответствие своей личности и мироздания, или восходит от Атмана к Брахману. Отречение от личной души и отождествление с мировой душой – это центральная идея многих восточных философий.
В период Возрождения и позже в европейской философии также обращались к идеям среды, однако (также в силу влияния христианства с делегированием чувства ответственности самой личности) развивались они скорее подспудно. Ш.Монтескье в своих работах также подчеркивал зависимость характера и темперамента от географии обитания человека.
В философии проблема соотношения личности и среды также обсуждалась. Ф. Бэкон провозглашал в познании мира такие принципы, как эмпиризм, редукционизм, дискретность. Р. Декарт, в противоположность ему, настаивал на рационализме, антиредукционизме и континуальности пространства. Выбор концепций среды и в настоящий момент продолжает преодолевать противоречие между философией Ф. Бэкона и Р. Декарта, возникшее в Новое Время.
И сейчас продолжают сосуществовать два представления: бэконовско-ньютоновское, согласно которому пространство – это пустой ящик, заполненный телами, и картезианское, в соответствии с которым пространство – это среда, особым состоянием которой являются и отдельные тела, и взаимодействия между ними. Итак, анализ современного понимания среды позволяет отметить его эклектичность, не свободную от ньютоновско-декартовского противоречия: если Ньютон считал эвристичным членение среды на множество частных иерархий, то есть стремился выделить ее структуру, то Декарт, исходя из своего понимания тел как особых состояний среды, приходил к выводу, что среда первична по отношению к телам и, соответственно, изучаемые объекты (в нашем случае – человек) не могут быть противопоставлены окружающей их среде. Таким образом, картезианство освобождает от искусственного вычленения объектов из среды и ставит перед необходимостью определения границ целостной системы «субъект в среде».
Проблема влияния среды косвенно затрагивалась внутри философской проблемы врожденного и приобретенного. Собственно начало научного изучения среды положено работами в области биологии и социологии в середине 19 века.
1969 г.- Карл Зауэр установил связь между способом землепользования и социально-культурными особенностями. Связал природный ландшафт и культурный ландшафт.

Дж.К.Райт – тоже изучал взаимоотношения между природой и человеком, предлагал ввести термин «геософия».

У.Кирк – историк-географ: как общества, существующие в разных природных условиях в разные времена, интерпретировали свое окружение и реагировали на него. Использовал понятие «environmental psychology”, ввел понятие «поведенческая среда», отличая ее от «объективной» среды.
Понятие среды в смежных дисциплинах

Понятие среды возникло в Европе сразу в нескольких областях знания.

Научные предпосылки средового подхода можно обнаружить в различных дисциплинах.
Экология рассматривает среду как целостную саморегулирующуюся систему, в которой не отдается предпочтений интересам отдельного вида.

Этология также изучает психические проявления как обусловленные условиями проживания и задачами приспособления, но при этом в основном обращает внимание на жесткие конструкции поведения – инстинкты и поведенческие программы.

Социология рассматривает среду как условие и результат взаимодействия людей, осуществляя связь между объективными и субъективными переменными (в частности, благодаря работам О. Конта и Р. Соммера возникло новое научное направление – проксимика, предметом которой является видоизменение деятельности и общения в различных пространственно-территориальных условиях). Социология породила один из вариантов средового моделирования – социальную инженерию (несколько утопическое направление прикладной социологии, занимающееся конструированием гармоничных сообществ).
Во французской науке термин «среда» (milieu) был введен философом-позитивистом И.А. Тэном, который исследовал генезис выдающихся способностей, для обозначения противоположного врожденным качествам человека полюса – социальных, духовных, культурных условий жизни их обладателей. Это значение характерно для социологии среды – области знания, которая занимается изучением связи общих средовых условий и типичных для разных социальных групп психологических проявлений.
Одновременно это понятие стало использоваться и в экологии (от греческого «эйкос», что означает «дом») для описания совокупности природных условий жизни различных видов (environment). Одним из первых начал использовать термин Umwelt немецкий биолог, зоопсихолог, философ, один из основателей зоосемиотики Я. Икскюль (1864–1944). Все три термина переводятся на русский язык идентично. В культуре понятие «среда» (например, образовательная среда, развивающая среда) используется скорее как метафора (Большой психологический словарь, 2003).
Остановимся на некоторых характеристиках среды как естественнонаучного понятия.
В психогенетике среда определяется в широком смысле слова как совокупность условий, в которых обитает данный организм, причем сюда же могут быть отнесены и факторы внутренней среды организма1 (Мешкова Т.А., 2004).
Икскюля в истории философии относят к субъективным идеалистам, однако, будучи широко образованным ученым, он намного опередил свое время. Им была создана теория функционального круга. Он исходил из той предпосылки, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствует его потребностям. Реализация этих потребностей предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это — „воспринимаемый мир“ (Merkwelt), мир восприятия, „все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им“ (персонализация!). В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течение многих месяцев ждать нужного момента, чтобы наконец отцепиться от ветки и упасть на спину пробегающему зверю — при этом она не реагирует ни на какие другие раздражители, кроме запаха масляной кислоты и тепла. С другой стороны, окружающий мир предстает для субъекта как „мир действий“ (Wirkwelt), „все, на что воздействует субъект, превращается в его мир действий“. Так для клеща объект (зверь) предстает не только как носитель собственных признаков, но и как „поле деятельности“ (наличие открытого, незащищенного места для укуса). Мир восприятия и мир действия существуют во взаимном соответствии друг с другом, образуя „функциональный круг“. На основе этих представлений автором делалось заключение, что каждый животный организм оптимально приспособлен к той среде, в которой традиционно живет, и что по степени сложности его организации можно судить о сложности среды его обитания.
В экологии основным показателем благополучия в живом мире является количество потомства, и среда описывается так называемым логистическим уравнением: dN / dt = rN(K - N) - mN, где r и m – постоянные рождаемости и смертности, а K – «несущая способность» окружающей среды. Несущая способность – это условия обитания, способствующие выживанию и увеличению численности вида и включающие в себя в основном наличие личной территории и питание. В зависимости от ее количественных и качественных характеристик вид либо увеличивает свою численность, либо сокращает ее.
Среда может быть стабилизирующей и движущей: в стабилизирующей морфология и поведение вида приспособлено к существующим условиям, а появление новообразований маловероятно. В движущей среде часть популяции оказывается в зоне дезадаптации, а у оставшейся начинают вырабатываться и закрепляться новые эволюционно значимые качества. Поскольку для человеческого вида вымирание или укрепление связано не только с физическим, но и с культурным воспроизведением, «несущая способность» среды включает в себя также социально-культурные параметры, такие как доступность образования, количество рабочих мест, психологический микроклимат. Эти параметры не связаны напрямую с природным равновесием: так, например, отмечалось, что войны способствуют увеличению количества гениальных открытий, в то время как в стабилизирующей среде потребность в них существенно ниже.
Эти идеи, однако, никак не отражали психологический взгляд на среду.
«Психологизация» науки о среде интенсивно стала происходить в середине 19 века и позже, под влиянием эколюционной психологии, бихевиоризма и гештальпсихологии среды. Началось встречное движение наук о среде и психологии. Особенно сильное влияние оказал бихевиоризм, существенный вклад внесли также структурализм (Вундт, Титченер), функционализм (Джеймс, Дьюи, Вудвортс), гештальтпсихология с идеей целостности среды и концепцией жизненного пространства (Мах, Эренфельс, Кулер), психоанализ (Фрейд, Юнг, Ференци).
В 60-е годы американский исследователь Эгон Брунсвик ввел понятие экологической валидности (соответствия эксперимента естественным условиям жизни особи или индивида) и предложил свою Теорию линз.

Примерно в то же время активно развивалась психология восприятия. Основоположником психологии среды считают Джеймса Джерома Гибсона, возвратившего среду в исследования поведения благодаря созданию экологической теории восприятия (J.J. Gibson, 1979). Согласно Гибсону, люди и животные не конструируют мир, в котором они живут, а настраиваются на инварианты информации в среде. Affordances - возможности (допущения) – это значимые качества среды, которые воспринимаются в результате активной селекции информации. Допущения включают в себя как среды, так и действующего индивида. Они всегда уникальны и различны для каждого индивида и каждой группы людей. Следовательно, эта концепция подходит и для описания психологически существенных качеств среды обитания ребенка. Допущения рассматриваются не только как категория присутствия-отсутствия, они могут принимать различные значения (Greeno, 1994).

Различные уровни допущений – это потенциальные, воспринимаемые, используемые и представляемые (планируемые, предполагаемые).

Стремясь придать социальный оттенок средовым воздействиям, (Costall, 1995; Reed, 1993, 1996) различают также область свободной спонтанной и область поддержанной активности. Социальные правила и практики определяют, какие из допущений могут быть использованы и как это сделано. С другой стороны, также вполне возможно, что социальный и культурный контекст ограничивает использование допущений, что можно назвать областью запрещенной, или подавляемой деятельности (например, маленький мальчик может воспринять как спонтанную возможность куда-либо залезть, но родители могут побудить его к храбрости и сделать это, а могут запретить ему это, чтобы не испортить одежду).

Таким образом, средовые исследования всегда отвечают требованиям в первую очередь экологической валидности, то есть изучают не искусственные ситуации, а те, которые встречаются в реальной жизни людей (и животных) и которые стимулируют развитие их психических возможностей.
Среда как место поведения: школа экологической психологии Роджера Баркера

Родоначальник школы экологической психологии Роджер Баркер


(Barker R. G., 1968) изучает взаимодействие человека и среды. Так как поведение невозможно объяснить вне его связей с непосредственной средой, объективная среда также должна стать объектом исследования. Баркер соединяет поведение человека и среду в единую систему. Для ее описания он вводит новое понятие и новую единицу — место поведения. Место поведения (МП) — это объективная пространственно-временная ситуация, которой свойственна определенная совокупность форм поведения.

Элементами места поведения являются люди и окружающая их обстановка. В зависимости от степени влияния на события и ответственности за свои действия выделяются следующие уровни ролей людей: посторонний, наблюдатель, приглашенный гость, публика, клиент, активный функционер, руководитель.

На каждом уровне требуются определенные нормы поведения, могут быть главные и второстепенные роли, должно быть представлено определенное количество и разнообразие действующих лиц (например, лекция может состояться при наличии одного преподавателя и хотя бы одного ученика). Место поведения характеризуется согласованностью актов поведения и физических объектов.

Т.о., предназначение (функционал) места диктует те правила, по которым это место должно осваиваться.
Другим авторитетным источником влияния на науки о среде стали Теория поля и концепция Жизненного пространства К.Левина.

Контекстуальность и подвижность явлений внутреннего мира нашли свое отражение отразилась и в созданной в 40-е годы теории поля Курта Левина. Поле – это фундаментальный конструкт теории, который применительно к изучению индивидуальной психологии представляет собой «жизненное пространство» индивида. К.Левин полагал, что в сфере явлений, которые в данное время существуют, можно выделить три области, изменения которых могли бы представлять интерес для психологии личности.


1) «Жизненное пространство» - человек и психологическая среда, как она существует для него (поле, включающее потребности, мотивы, настроения, цели, идеалы, состояния).

2) Множество процессов в физическом или социальном мире, которые не оказывают влияния на жизненное пространство индивида в это время.

3) «Пограничная» зона жизненного пространства: определенные части физического или социального мира все-таки оказывают влияние на жизненное пространство, например, посредством восприятия и ответных выполнений действия.

Задача «психологической экологии» - это раскрытие того, какая часть физического или социального мира будет определять в данное время «пограничную зону» жизненного пространства. Таким образом, К.Левин постулировал маргинальную природу жизненного пространства и отмечал, что его динамика и развитие сосредоточены на границах пространства.
Описывать жизненное пространство нужно с уточнением его местонахождения и продолжительности во времени так, чтобы оно включало в себя все реально существующие для человека факты и исключало бы те, которые для изучаемого человека не обладают существованием. Примечательно, что существование Левин трактовал сугубо прагматически, как способность оказывать «демонстрируемое воздействие на индивида»2.

Определяя содержание жизненного пространства, Левин подчеркивал, что присутствует соблазн ограничиться чисто психологическими явлениями, подобными мотивам, когнитивным схемам, целям, и исключить физические и социальные события, не оказывающие на человека прямого воздействия. Но существуют события и процессы, которые обычно относятся к физическим, экономическим или правовым явлениям и тем не менее оказывают на индивида влияние. Поэтому, заключал К.Левин, они также должны быть введены в жизненное пространство человека. «Одна из основных характеристик теории поля в психологии, как я ее понимаю, - это требование, чтобы поле, которое влияет на индивида, было описано не на «объективном физикалистском» языке, но так, как оно существует для этого человека в это время…Описать ситуацию «объективно» в психологии на самом деле означает описать ситуацию как совокупность тех фактов, и только тех фактов, которые составляют поле индивида» [81, с. 83].

Важная для реализуемого нами подхода идея Левина состояла в том, что при изучении единого взаимозависимого поля необходимо преодолеть эклектичность межпредметной раздробленности и рассматривать составляющие поля как единую систему конструктов, поскольку они принадлежат к единому жизненному пространству. Он высказывал также мысль о взаимозависимости различных частей единого жизненного пространства (используя более современную лексику синергетики, о способности к самоорганизации и компенсации): возможно, внутри единого жизненного пространства нет ничего, что может быть абсолютно независимым от других его частей. Таким образом, детерминация жизненного пространства нелинейна и не механистична, она всегда, помимо прямого смысла, обладает косвенным влиянием и метафорическим значением.

И еще одна мысль Курта Левина, считающаяся дискуссионной, также близка нашему пониманию психологического пространства как актуальной картины мира – это «принцип современности». Важно осознавать, подчеркивал исследователь, что психологическое прошлое и психологическое будущее – это одновременные части психологического поля, существующего в данное время. Вводя категорию поля как основного объяснительного понятия, Курт Левин также ставил задачу выделения его «ситуационных единиц», которые нужно понимать как имеющие протяженность относительно их полевых и временных измерений, то есть психологическая ситуация – это «срез» поля, или состояние жизненного пространства человека в данный момент.
В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в области психологии среды. Концепция «Устойчивого развития» принята ООН в 1987 г.
Kenneth Craik в 1973 опубликовал первый обзор исследований по психологии среды, где он отметил мультидисциплинарность в качестве одной из особенностей новой научной дисциплины – взаимосвязи человеческого поведения и различных сред (environmental settings).
Также акцентировался тот факт, что психология жизненной среды – это не сумма отдельных частных средовых исследований, а скорее философия научного познания.

Изменение предмета психологии среды отражено в таблице:





Психология среды как отдельная наука характеризуется следующими четырьмя особенностями.

  1. Условно можно различать «объективную» среду, исследуемую прямыми методами, и «субъективную», или «поведенческую», среду, которая выборочна, но представляет собой основу принятия решения живым существом.

  2. Человек формирует среду и реагирует на нее: «тот или иной поступок часто не является конечным результатом цепи событий, но служит причиной новых» - Голд, с. 28.

  3. Психология среды фокусируется на индивиде, а не социальной группе (в отличие от социологии среды).

  4. Психология среды междисциплинарна.


Направления современной психологии среды





Бихевиоральная парадигма

Феноменологическая

парадигма

Предмет изучения

Поведение

Умственная деятельность, осознание

Цель изучения

Номотетическая

Идиографическая

Способ изучения

Эксперимент

Описание в терминах феноменологии

Уровень изучения

Молекулярный (часть)

Молярный (целое)


Методы психологии среды

Основные методы психологии среды – кейс-метод, естественное наблюдение и естественный эксперимент, в последнее время начали использоваться и специально разработанные опросники. Средовые исследования ставят во главу угла присутствие экологической валидности, т.е. соответствия экспериментальной ситуации тем условиям жизни и задачам, которые характерны для изучаемого индивида.
Описывая средовую картину мира, многие отмечают, что она не дискретна, а непрерывна: если в объектной картине мира каждый фрагмент равен самому себе, независимо от наличия других фрагментов, то в средовой картине действительность слитна. Таким образом, выделять структуру среды полезно, но этого недостаточно для понимания результирующего воздействия. Подводя итоги научным дискуссиям относительно понятия среды, можно констатировать, что среду можно описывать как целостную или множественную, субъективную или объективную, но ни одной частной дисциплины сейчас не достаточно для описания средовых проявлений.
Обобщая современные взгляды на понимание среды, можно заметить радикальный отход от ее понимания как объективной реальности к признанию решающего участия субъекта в создании образа мира, который возникает, основываясь на его потребностях, и включает его самого как часть среды.
Большинство современных исследователей рассматривает человека не как пассивный объект средовых воздействий, а как автора, субъекта взаимодействия со средой, включающей в себя физические (в том числе и собственное тело), социальные и ментальные составляющие. Субъект и среда находятся в постоянном взаимообмене информацией и энергией различного содержания. Субъект «вычерпывает» из среды необходимые и доступные ему ресурсы и потому вынужден выстраивать границы между собой и частью примыкающего мира и той объективной реальностью, которая не обладает субъективной значимостью. Потому целесообразно понимать среду как систему взаимодействий субъекта с миром, определяемую содержанием его потребностей.
Структура среды

Одна из междисциплинарных концепции развития была предложена известным американским психологом Ури Бронфенбреннером и известной под названием «биоэкологическая теория». На разных стадиях развития человек меняет свою среду, причем в течение жизни роль собственной активности в формировании среды постоянно увеличивается. Бронфенбреннер представил модель среды как систему из четырех концентрических структур (Рис. 1).

Рисунок 1. Структура социальной среды развития ребенка



Микросистема – это структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. То есть даже применительно к двум близнецам мы не можем признавать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования и разные ожидания. Мезосистема представляет собой структуру взаимоотношений двух и более сред (семья и работа, дом и группа сверстников). Экзосистема – это среда, в пространстве которой происходят значимые события (круг общения). И, наконец, макросистема – субкультура (ценности, законы и традиции, которым следует человек). Бронфенбреннер полагал, что макросистема играет решающую роль в образе жизни человека, подчиняя себе все внутренние системы. Так, понятно, что если в стране не поощряется рождаемость, то условия жизни и работы молодых матерей не будут приспособлены под выполнение материнских обязанностей, ребенок будет расти в условиях материнской депривации, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать.
Развитие в течение всей жизни сопровождается взаимным влиянием человека как биопсихологического существа и других людей, объектов, символов ближайшего окружения - Бронфенбреннер называет это взаимодействие проксимальными (от английского proximity, близость) процессами. Примерами подобного взаимодействия могут быть кормление и уход за ребенком, игры детей, чтение и обучение, решение проблем, планирование. Именно проксимальные процессы представляют основную движущую силу развития. Форма, мощность, содержание и направление проксимальных процессов вместе с наследственностью задают широкий спектр вариантов развития детей, они определяют и ту среду, в которой это развитие будет происходить в дальнейшем, и последовательность изменений уровня развития.
Структура среды в зависимости от содержания субсред
Относительно структуры среды нет единого мнения. Все чаще она рассматривается как неделимое единство, как целостность, внутри которой условно можно выделить разные составляющие: географическую, предметную (вещную), телесную среду, социум и ноосферу (систему установок и ценностей, идеологию). Остановимся на самых общих составляющих.

Во-первых, говорят о физической среде, включающей природные объекты, искусственно созданные объекты (вещи) и собственное тело человека. Природная среда содержит климат, растительность и другие географические условия. Она влияет на развитие человека как организма, а опосредствованно – и на его психические особенности (дети охотников играют не в те игры, что дети шахтеров). В развитии психики отчетливо прослеживается географический детерминизм (связь географии – температуры, рельефа, пейзажа – и особенностей характера). Другой составляющей физических средовых воздействий является тело человека, в котором локализованы во времени и пространстве психологические события. Третья составляющая – это другие объекты (личные вещи, предметы, в случае социального отчуждения – другие люди). Будучи явлениями материальной культуры, они относятся также и к культурной среде. Природная среда, вещи и собственное тело задают измерение пространственности в человеческом бытии.


Каталог: data -> 2018
2018 -> Лекции по Патрологии для 2 курса бакалавриата мда сзо (пдф-файл прилагается). Учение свт. Афанасия о Святой Троице и полемика против ариан. Учение свт. Афанасия о Святом Духе
2018 -> Владимир Пропп Исторические корни Волшебной сказки
2018 -> О всероссийском конкурсе научно-практических и исследовательских работ обучающихся
2018 -> Название майнора
2018 -> Кандидат филологических наук, доцент С. В. Бурмистрова Перечень художественных текстов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница