Тема теория развития человеческого потенциала вопросы: Определение и содержание понятия «человеческий потенциал»



Скачать 146.69 Kb.
страница1/4
Дата01.07.2018
Размер146.69 Kb.
  1   2   3   4


ТЕМА 8. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Вопросы:

1. Определение и содержание понятия «человеческий потенциал».

2. Эволюция теорий трудовых ресурсов, развития трудового и человеческого потенциала.

3. Теория развития человеческого потенциала.


1. Определение и содержание понятия «человеческий потенциал»
Человеческий потенциал (ЧП) - основополагающее понятие соответствующей теории – системная совокупность способностей индивида, социальных групп и общества к дей­ствиям, взаимодействиям и отношениям, обеспечивающая их жизнедеятельность и его воспроизводство. В определенных условиях, при наличии необходимых ресурсов ЧП реализуется в труде.

Величина ЧП и его изменения оцениваются количественными и качественными харак­теристиками. Системная совокупность интеллектуальных и физических способностей, формирующих ЧП, включает: воспроизводство здоровья, знаний, профессиональной ква­лификации, умений и навыков, получения дохода, восприятия и развития культуры и эти­ки. В определенных условиях, при наличии необходимых ресурсов совокупность указан­ных способностей обеспечивает процессы труда и жизнедеятельность носителей ЧП – индивидов, социальных групп и общества, а также воспроизводство ЧП.

Понятие ЧП формирует ядро теории развития ЧП1.

2. Эволюция теорий трудовых ресурсов, развития трудового и человеческого потенциала.

В 1922 г. С. Г. Струмилиным впервые введено в научную лексику категориальное понятие «трудовые ресурсы», которое применялось для характеристики рабочей силы данной страны или общества2.

В течение последующих нескольких десятилетий совет­скими исследователями изучались в основном структура трудовых ресурсов и профес­сиональные качества рабочей силы.

Развитие человека, его творческих способностей и ЧП оставались малоизученными.

До начала 1960-х гг. в исследованиях процессов использования рабочей силы реша­лись задачи расчета потребности и наличия трудовых ресурсов в различных отраслях, секторах экономики и регионах страны. Традиционная трактовка понятия «трудовые ресурсы» носила сугубо экономический характер. При таком подходе подразумевалось, что любая экономика (как планово-директивная, так и рыночная) располагает избыточ­ным по сравнению с потребностями количеством трудовых ресурсов.

Поэтому в любом случае нехватки трудовых ресурсов в каком-либо конкретном секторе (отрасли) экономики достаточно повысить в нем ставки заработной платы, чтобы обеспечить «перелив» рабочей силы из других секторов (отраслей), восполняя таким способом требуемое количество кадров любой квалификации.

Роль знаний и проблемы развития созидательных способностей человека не вызы­вали интереса у экономистов. Проблемы воспроизводства человеческого и трудового потенциалов находились на периферии экономических исследованиях. Ученые-экономисты изучали преимущественно вопросы не воспроизводства, а использования наличной рабочей силы.

На последующих этапах развития экономической науки как исследователи, так и лица, принимающие решения в сфере государственного управления, постепенно все отчетливее и полнее осознавали ценность трудовых ресурсов.

Со второй половины 1970-х гг. в экономических исследованиях стал широко при­меняться термин «трудовой потенциал» (ТП). В 1980-х гг. этот термин существенно обогатил и обобщил традиционно использовавшуюся категорию «трудовые ресурсы», наполнив ее качественно новым – социальным – содержанием.

ТП – совокупная общественная или индивидуальная способность к труду; имеет количественное измерение и качественные характеристики.

В количественном измерении ТП поколения или социальной группы оценивается усредненным, а индивида – индивидуальным числом человеко- лет трудовой жизни, которое предстоит прожить данному поколению, социальной группе и/или индивиду в составе экономически активного населения при определенных показателях смертности и экономической активности. Величина ТП может быть вычислена с использованием соответствующих аналитических соотношений.


Каталог: sites -> default -> files -> osnmaterial
osnmaterial -> Дисциплины, стрктурированное по темам (разделам) Модул Методологические основы теории социальной работы
osnmaterial -> Конспект-лекций основы социальной работы
osnmaterial -> Тема: социальная структура общества
osnmaterial -> Лекция №2 Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Русская философия и ее особенности
osnmaterial -> Тема подготовка специалистов по социальной работе
osnmaterial -> Лекция №5 Философия науки
osnmaterial -> Дисциплины, структурированное по темам (разделам) Раздел Теоретические основы технологии социальной работы Тема Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса
osnmaterial -> Лекция: социальная политика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница