Тема социология как наука, ее предмет, метод и функции



Скачать 175.02 Kb.
страница1/4
Дата10.05.2018
Размер175.02 Kb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4

Учебная программа, планы семинаров,

список литературы, вопросы к зачету (экзамену)

по дисциплине « Социология»
ТЕМА 1. Социология как наука, ее предмет, метод и функции
Предмет и объект познания социологии. Понятие социального. Социальные факты и социальное поведение. Социология и другие науки об обществе. Социальная философия, социальная психология и социология.

Структура социологии. Уровни социологических исследований: фундаментальный, прикладной, социальной инженерии. Макро- и микросоциология. Отраслевая социология: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология права, социология досуга и др.

Этапы социологического исследования: подготовительный, основной, завершающий. Теоретическая подготовка исследовательской программы (проблема, цель, предмет и объект исследования, интерпретация и операционализация понятий, формирование гипотезы). Методы сбора социальной информации: генеральная совокупность, выборка, обоснование методов сбора информации, анализ документов, наблюдение, опрос; анкетирование, интервьюирование. Способы анализа: традиционный анализ, контент-анализ, ранжирование и др. Редактирование и кодирование информации, создание переменных, статистический анализ. Интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Функции социологии: познавательная, прикладная, социального контроля, прогностическая, идеологическая, гуманистическая и др.


Литература:

Источники: 3; 4; 9; 17.

Учебные пособия: 1; 2; 5; 7; 10; 12; 14; 17; 18; 21.
ТЕМА 2. Становление и основные этапы исторического развития социологии
Теоретические и социальные предпосылки формирования социологической науки (Древний Восток, Древняя Греция, эпоха Средневековья, Новое время).

Возникновение социологии как реакция на спекулятивную философию. О. Конт – создатель термина «социология». Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Классический тип научности социологии. Позитивистский характер социологических воззрений О. Конта.

Учение о методе Э. Дюркгейма. Нетрадиционный тип научности.

М. Вебер – крупнейший представитель социологической науки. Сущность «понимающей» социологии М. Вебера. Разграничение М. Вебером ценностного и оценочного подхода к изучению общества. Социальное действие и каузальное объяснение. Целерациональное поведение личности.

Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

Основные этапы и направления развития социологии в США.

Развитие социологической мысли в России. Социологические воззрения П. Сорокина: определение предмета и содержания социологии. Судьбы социологии в СССР.
Литература:

Источники: 13; 4; 6; 8; 9; 10; 11; 15; 17.

Учебные пособия: 13 гл. 1; 6 гл.; 14.

ТЕМА 3. Общесоциологическая теория: общество, его статика и динамика. Ценности и культура в социализации человека
Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений. Системный анализ общественной жизни. Общество с позиций социального детерминизма и функционализма. Принципы детерминистского подхода по К. Марксу. Принципы функционального подхода по Спенсеру. Концепция общества в индивидуализме. Схема действия по Дж. Хомансу и Дж. Линду. Индивидуалистические теории социального взаимодействия. Схемы взаимодействия в символическом интеракционизме по Дж. Миду.

Социальные изменения. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Схема эволюционного процесса, по Г. Спенсеру: дифференциация и специализация, исторические стадии. Э. Дюркгейм о разделении труда как причине и следствии развития общества. Ф. Теннис о «гемейншафт» и «гезельшафт». Теория стадий экономического роста, по У. Ростоу, «постиндустриального общества» – З. Бжезинского, революционного преобразования общества К. Маркса. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Идея социокультурных систем П.А. Сорокина. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Глобальные проблемы современности по А. Печчеи. Концепция «глобального равновесия» и «органического роста» Д. Форрестера и Д. Медоуза.

Культура как объект социального познания. Дж. Мердок о культурных универсалиях. Этноцентризм и культурный релятивизм. Основные элементы культуры: знаково-символические, ценностно-познавательные. Ценностное отношение, ценностная установка, мотив, цель деятельности, идеал, социальная норма. Понятие и виды субкультур. Обряд, обычай, традиции. Культура и субкультура. Национальная, конфессиональная, профессиональная культура. Культурные конфликты. Соотношение социологии культуры и социологии науки, социологии образования, морали и религии. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры: образовательно-воспитательная, интегрирующая и дезинтегрирующая, регулирующая.
ЛИТЕРАТУРА:

Источники: 4; 5; 6; 12; 17.

Учебные пособия: 2; 3; 4; 7; 8; 10; 12; 14.
ТЕМА 4. Социальная структура общества: неравенство, стратификация, мобильность, идентификация
Понятие социальной структуры общества. Виды анализа структуры общества (стратный, классовый и др.). Социальное неравенство и его виды: классовое, национальное, социально-территориальное (город, деревня), половозрастное, социально-профессиональное и др. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества. Основные, не основные классы и социальные слои. Социальные интересы. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Средний класс и его роль в социальной структуре общества. Виды социальной мобильности. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе, по Р. Рывкиной и А. Дмитриеву.

Понятие социальной общности и ее разновидности. Массовые и групповые общности. Характерные черты массовых общностей. Социальные группы – основная форма социальных общностей. Виды социальных групп. Первичные и вторичные группы. Этнические общности. Этническое самосознание и этническая идентичность. Русская нация по П. Сорокину. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея пассионарности, по Л. Гумилеву.

Личность как структурный элемент общества и субъект общественных изменений. Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности, по Т. Знанецкому и В. Ядову. Взаимоотношение личности и общества. Ролевые теории личности по Дж. Миду и Р. Мертону. Социальный статус предписанный, приобретенный, естественный, профессионально-должностной. Социальная роль, ролевые требования, ролевой конфликт. Формирование личности в процессе социализации. «Ид», «эго», «суперэго», стадии и механизмы социализации ребенка у З. Фрейда. «Имитация» и «идентификация» в теории социального действия Т. Парсонса. Отклоняющееся поведение личности и его основные виды.
Литература:

Источники: 12; 16; 18; 2.

Учебные пособия: 2; 3; 5; 7; 9; 10; 12; 13.
ТЕМА 5. Социальные институты и институционализация
Понятие «социальный институт». Роль социального института в обществе. Процесс интернализации индивидами социокультурных элементов. Институционализация общественной жизни. Виды и функции социальных институтов. «Институциональная школа» об основных функциях социального института. Функциональные качества социального института. Дисфункция социального института.

Простые (семья) и сложные социальные (государство, религия, образование) институты.

Государство как социальный институт и его функции. Либеральная концепция государства как социального института.

Религия как социальный институт и ее функции. Религия в современной России.

Семья как важнейший социальный институт. Полигамная, моногамная и нуклеарная семья. Функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, первичного социального контроля, социально-статусная, досуговая, эмоциональная. Семейный статус и семейная роль. Ролевое согласие и ролевой конфликт в семье.
Литература:

Источники: 12; 16; 18.

Учебные пособия: 7; 8; 10; 13; 14; 15; 17; 18.
ТЕМА 6. Социальные организации и самоорганизация
Социальная система и социальные организации. Характерные признаки социальной системы. Система – совокупность элементов, находящихся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

Свойства социальной организации (функции, цели, задачи). Гетерогенный характер социальных организаций.

Основные черты социальной организации: целевая природа, наличие системы социальных позиций, ролей и внутриорганизационных норм, иерархия, организационный эффект (синергия). Формальные и неформальные организации. Бюрократия как социальное явление. Идеальный тип бюрократии по М. Веберу. Т. Парсонс о бюрократии. Бюрократия и нововведения по М. Крозье. Формальное и неформальное в организации.

Классификация социальных организаций (деловая, массовая, политическая, кооперативная и др. организации). Взаимосвязь всех социальных организаций.

Социальная организация и социальное управление. Управление – имманентное свойство социальных организаций. Субъект и объект управления. Управленческий цикл.

Социальная организация и социальная иерархия. Объективный характер социальной иерархии. Иерархическая зависимость людей друг от друга в социальных организациях. Горизонтальные и вертикальные связи в социальных организациях. Причины дестабилизации социальных организаций.

Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества. Функции государства. Государственный аппарат. Государство и гражданское общество.
Литература:

Источники: 2; 12; 14; 18; 3; 8.

Учебные пособия: 2; 3; 7; 10; 12; 13. Гл. 11; 14. Гл. 12; 15. Гл. 4; 18. Гл. 12.
ТЕМА 7. Социальные изменения и конфликты: генезис и логика их разрешения
Кризис общества и социальный конфликт. Типология социальных конфликтов. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Г. Зиммель и Л. Козер о социальной роли конфликтов.

Динамика социальных конфликтов. Пути (методы) разрешения социальных конфликтов. Основные признаки предконфликтной, конфликтной и постконфликтной стадий. Конфликтное поведение и сила. Структура силы участников конфликта. Компромисс как форма разрешения конфликта. Массовые действия.

Особенности политических, национально-этнических и социально-экономических конфликтов. Массовые протесты, забастовки. Особенности протекания социальных конфликтов в современной России.
Литература:

Источники: 2; 11; 12; 14; 18.

Учебные пособия: 2. Гл. 5; 7; 9. Гл. 10; 10; 13. Гл. 15; 14. Гл. 19; 15. Гл. 6; 18. Гл. 18.

ТЕМА 8 А. Экономическая социология, производственные ор-ганизации: функционирование, управление и нововведения


(только для экономической, юридической и PR-специальностей)
Объект, предмет и задачи экономической социологии. Структура экономической социологии: социология труда, социология города, социология села, социология экологии, социология социальной инфраструктуры и др. Структура производственных организаций.

Ценности производственных организаций. Роль неформальных групп в деятельности организаций. Понятие управления, формы управленческой деятельности. Стиль руководства производственной организацией. Методы оценки деятельности руководителей.

Инновационный процесс: этапы, стратегии и проблемы.
Литература:

Источники: 2; 7; 14; 18.

Учебные пособия: 1. Гл. 3–4; 3; 11; 12. Гл. 16; 14. Гл. 13; 17. Гл. 1, разд. 2.
ТЕМА 8 Б. Социология личности и семьи
(только для психологической и лингвистической специальностей)
Социология личности и ее проблемы. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность». Человек как биосоциальное существо. Решающая роль общественных отношений в формировании человека. Личность – понятие социальное. Основные социальные характеристики человека и их изучение в социологии личности. Социальные статусы и роли личности в семье, социальной группе, общности и обществе. Детерминирующие факторы социальных статусов личности. Типы личности. Социализация личности. Социализация – процесс взаимного влияния личностей. Права личности и права общества. Личность. Свобода. Ответственность. Личные и общественные интересы. Их столкновение и разрешение.

М. Вебер о соотношении смысла и социального действия личности. Разные принципы истолкования социального действия (психологический и рациональный принципы). Веберовская классификация социального действия человека (целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное). Социальное действие и социальное поведение индивида. Детерминанты социального поведения (природные, экономические, политические, нравственные и др.).

Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни. «Институциональная школа» об основных функциях социального института. Функциональные качества социального института. Дисфункция социального института. Простые (семья) и сложные социальные (государство) институты. Семья как важнейший социальный институт. Роль института семьи в обществе. Процесс интернализации индивидами социокультурных элементов в семье. Виды (полигамная, моногамная и нуклеарная семья) и функции института семьи. Функции семьи (по А. Харчеву): репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, первичного социального контроля, социально-статусная, досуговая, эмоциональная. Семейный статус и семейная роль. Ролевое согласие и ролевой конфликт в семье.
Литература:

Источники: 11; 12; 16.

Учебные пособия: 1. Гл. 14; 17; 2. Гл. 9, 15; 5. Гл. 10; 9. Гл. 5; 10. Гл. 4; 12. Гл. 13; 13. Гл. 5; 14. Гл. 13, 14; 18. Гл. 4, 9; 19. Гл. 5.
ТЕМА 9 А. Социология отклоняющегося поведения и правосознания
(только для экономической и юридической специальностей)
Предмет, объект и задачи социологии отклоняющегося поведения. Природа отклоняющегося поведения. Девиация и социальные ожидания. Биологическое, психологическое и социологическое объяснение девиации (теория аномии, теория стигматизации, конфликтологический и культурологический подходы). Типы девиаций: конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм, бунт. Опыт классификации негативных явлений и процессов в социологии.

Основные проявления отклоняющегося поведения: наркомания, алкоголизм, преступность. Девиантная карьера. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение.

Социология правосознания. Правовая информированность. Правовое воспитание. Правовая активность. Социальный контроль. Формальный контроль: милиция, суды, тюрьмы. Неформальный контроль: социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценка норм. Девиация в будущем.
Литература:

Источники: 11; 12; 16.

Учебные пособия: 1. Гл. 16; 2. Гл. 17, 3; 5. Гл. 9; 11; 12. Гл. 7; 13. Гл. 12; 17. Гл. 5, разд. 3; 19. Гл. 5; 20.
ТЕМА 9 Б. Социология общественного мнения и свободного времени
(только для психологической, лингвистической и PR- специальностей)
Социология общественного мнения, ее проблемы и методы исследования. Структурные элементы общественного мнения. Факторы, порождающие общественное мнение. Общественное мнение в современной России.

Функции общественного мнения: экспрессивная, консультативная, директивная. Особенности оценочной, аналитической, конструктивной и регулятивной сторон общественного мнения.

Глобальные проблемы и общественное мнение. Понятие мирового общественного мнения. Проблемы мирового общественного мнения.

Социология свободного времени, ее проблемы и методы исследования. Структура и классификация свободного времени. Виды времени физического развития: физкультура и спорт, прогулки и туризм. Виды культурной самодеятельности и отдыха, развлечений и бездеятельного отдыха.



Роль свободного времени и отдыха. Общие и специфические факторы, влияющие на свободное время.
Литература:

Источники: 11; 12; 13; 14; 16.

Учебные пособия: 1. Гл. 6; 15; 8; 11; 14. Гл. 16, 17; 16; 17; 18. Гл. 14; 20.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница