Тема Политические конфликты и способы их разрешения



страница1/2
Дата05.06.2018
Размер72.5 Kb.
  1   2


Тема 7. Политические конфликты и способы их разрешения.

ВОПРОСЫ:


1. Социальный конфликт, его роль в жизни общества и политике.

2. Политический конфликт и типология политических конфликтов.



Конфликт (с лат. - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил для реализации их интересов в условиях противодействия.

Структурные элементы конфликта (параметры без которых конфликт не может существовать:



  1. Участники конфликта и их характеристики.

  2. Источники или причины возникновения конфликта и противоречивых целей в конфликте.

  3. Взаимодействие - всевозможные формы конфликтного поведения и действий участников.

  4. Условия протекания конфликта, т.е. физическая и социальная среда, в которой протекает конфликт.

  5. Последствия разрешения конфликта.

Уровни анализа конфликтов:

Философский уровень изучения конфликтов. Решаются вопросы методологии анализа.

Конфликт и противоречие


В философии тер­мином конфликт обозначается стадия или форма развития противоречия, когда сущест­вующие в явлении противоположности достигают состояния полярности, мо­мента взаимного отрицания и требуют разрешения противоречия.

Социальный конфликт выступает как предельный случай развития обще­ственных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных субъектов - народов, наций, государств, классов, социальных групп, общест­венных объединений, организаций, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов и целей.

Если употребить более краткую формулу, то социальный конфликт может быть определен как тип социального отношения, в котором его участники противостоят друг другу по причине несовместимости своих устремлений.

а) роль конфликтов в жизни общества:


Примеры: Марксизм, М. Вебер (называет «борьбой»), Г. Спенсер, Г. Зиммель (называет «спором»).

Согласно Марксу, социальные конфликты коренятся в недостатке общест­венного богатства. Невозможность для различных социальных групп полностью удовлетворять свои разнообразные и растущие потребности, отчуждение людей от результатов своей деятельности обусловливают социальную дифференциа­цию, несовпадение и даже противоположность интересов различных общест­венных групп.

Чем более неравномерно распределяются общественные блага, тем вероятнее и глубже конфликт интересов между господствующими и подчи­ненными социальными группами и слоями. Маркс полагает, что при некоторых специфических условиях открытый революционный конфликт в обществе становится неизбежным. К таким условиям, по его мнению, относятся: усиление несправедливости в распределении социальных благ до некоего критического уровня; полное осознание подчиненными классами своих интересов («классовое самосознание»); создание ими революционной политической организации.

Зиммель также считал, что конфликты в обществе неизбежны и неотвра­тимы. По его мнению, конфликт есть универсальное явление, Более того, еди­ная и гармоничная группа или общество вообще немыслимы, а если бы они и возникли, то такое «общество святых» оказалось нежизнеспособным.

Сущность конфликта он понимал как нарушение социальной гармонии, как проявление разделения, дуализма общественного организма. Однако источник таких нару­шений он связывал не столько с дефицитом наличных социальных благ, сколько с особенностями внутренней биологической природы людей - «актеров».

Со­гласно Зиммелю, конфликт выражает не просто столкновение интересов, но и нечто большее - нечто такое, что возникает на основе инстинктов людей. С этой точки зрения конфликты есть постоянное явление общественной жизни, но они могут либо обостряться благодаря столкновениям интересов и инстинкту враж­дебности, либо смягчаться - как благодаря гармонии отношений, так и благода­ря инстинкту любви. «Конфликт, таким образом, - пишет Зиммель, - предназна­чен для решения любого дуализма, это - способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте».

Как видно, и Маркс, и Зиммель рассматривали конфликт как объективное свойство социальных систем. Однако их подходы к пониманию причин и меха­низмов действия социальных конфликтов в корне отличаются.

Если Маркс под­черкивал антагонистический характер конфликтов, то Зиммель - его интегративные свойства.

Если Маркс обращается к условиям, которые могли бы разрешить конфликт, то Зиммеля интересует, при каких условиях может измениться острота конфликта.

Наконец, если Маркс полагает, что социальный конфликт - это неизбежное и неотвратимое свойство общества и изменений в нем на опре­деленном этапе его существования, то Зиммель считает, что конфликт - это просто один и тот же непрекращающийся социальный процесс, меняющий лишь свою остроту и имеющий различные последствия в том или ином соци­альном целом.



    • Конфликт рассматривается как один из видов социального взаимодействия, который может играть положительную или отрицательную роль.

Примеры: Р. Парк (конфликт - одна из форм социального взаимодействия, наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией), Э. Берджес и другие сторонники школы социальной экологии.

б) Решается вопрос о характере источников конфликтов, обусловленности социальных противоречий объективными или субъективными причинами.

(Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Девис, О. Надлер, Р. Инглхарт) совсем недавно предложили очередную концепцию, которая утверждает, что конфликты происходят из-за ущемления или неудовлетворения потребностей, составляющих человеческую личность.

Ученые - сторонники этой концепции относят к базовым источникам конфликтов различные ценности:



    • экономический рост,

    • общественное признание,

    • идентичность,

    • безопасность,

    • нравственное совершенствование и т.д.

Власть лишь только в ситуации конфликта видоизменяет и совершенствует политическую структуру, чтобы удовлетворить эти универсальные потребности человека.
Социологический уровень изучения конфликтов. На этом уровне изучаются причины и динамика объективных конфликтов интересов и целей больших общностей.

В противоположность теориям структурно­го функционализма, выносившим конфликты за пределы социологического анализа, как нечто чужеродное для со­циальной системы, уже с 50-х годов стали появляться специальные работы, посвященные социальным конфликтам, как явлениям присушим внутренней жизни общест­ва, существующего в нем порядка вещей.

Наибольшую известность получили концепции:


    • «позитивно-функционального конфликта» Льюиса Козера (США),

    • «конфликтной модели общества» Ральфа Дарендорфа (Германия)

    • «общей теории конфликта» Кеннет Боулдинга (США).

Сущность концепции Л. Козера состоит в следую­щем.

Обществу присуще фатально неизбежное социаль­ное неравенство, вечная психологическая неудовлетво­ренность членов общества и проистекающая отсюда на­пряженность между индивидами и группами, обусловлен­ная их чувственно-эмоциональной, психической расстроенностью, от случая к случаю разряжающаяся в их вза­имных коллизиях.

Поэтому социальный конфликт Козер сводит к «напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов». Под социальным конфликтом он понимает «борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничто­жение соперника». Это наиболее распространенное определение конфликта в западной политологии.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф в середине 60-х годов выступил с обоснованием теории социального конфликта, получившей название «конфликтной модели общества».

По его мнению, любое общество постоянно подвергается изменению, социальные изменения вездесу­щи; оно испытывает в каждый момент социальный кон­фликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждение его членов другими. Поэтому, отмечает Дарендорф, для общества характерно неравен­ство социальных позиций, занимаемых людьми по отно­шению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что и вызывает взаимные трения, антагонизмы, а как результат этого - структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью в теле общественного организма.

Р. Дарендорфф «социология конфликта», Противопоставляет свою концепцию и марксизму и теориям социального согласия. Конфликт есть результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу нововведениям (инновациям). Человеческая и политическая свобода «существует лишь в мире регулируемого конфликта».

Среди концепций, претендующих на универсально применение как к внутренней жизни общества, так и i международным отношениям, важное значение занимает «общая теория конфликта» американского социолога Кеннета Боулдинга, изложенная в его книге «Конфликт к защита. Общая теория».

Он считает, что конфликт неот­делим от общественной жизни. В самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия.

Конфликт К. Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций, и каждая сторона стре­мится занять позицию, несовместимую с желаниями, интересами другой стороны. Вместе с тем, конфликты явля­ются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как свое противостояние, так и свое отношение к нему. Они сознательно организуются, разра­батывая стратегию и тактику борьбы. Но все это не ис­ключает того, что конфликты можно и нужно преодоле­вать или по крайней мере существенно ограничивать.

В целом зарубежные социологи далеко продвину­лись в изучении конфликтов в обществе. Здесь можно подчеркнуть и такой момент. Широкое распространение и эффективное использование концепций социального кон­фликта в странах Запада, а также высокий .авторитет ученых заключается в том, что эти концепции в своей основе затрагивают насущные интересы людей - их непо­средственные нужды, а не отвлеченные абстрактные схемы в виде интересов класса вообще.



    • Социально-психологический уровень. На этом уровне изучаются психологические механизмы осознания противоречивых ценностей, норм, ориентиров и целей индивидов и групп в процессе их совместной деятельности, а также формы взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций.

    • Индивидуально-психологический уровень. На этом уровне исследуются особенности и характеристики отдельной личности в их влиянии на возникновение конфликта, динамику поведения личности в конфликте и обратное влияние опыта конфликтных отношений на формирование личных особенностей (политические лидеры).

Конфликтология - область междисциплинарного изучения социального конфликта.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница