Тема подготовка специалистов по социальной работе



Скачать 21.51 Kb.
страница1/2
Дата19.04.2018
Размер21.51 Kb.
ТипЗакон
  1   2

ТЕМА 5. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вопросы:

1. Подготовка специалистов по социальной работе в России.

2. Зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников.
1. Подготовка специалистов по социальной работе в России

Социальный работник — лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.

Специалист по социальной работе — лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы. Специальность введена постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 23 апреля 1991 г. № 92 “О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих — специалист по социальной работе”.

Кадры соцработы можно классифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.

1. Аппарат республиканских, краевых, областных и окружных органов социальной защиты: руководители органов соцзащиты республик, краев, областей, округов и их заместители; начальники отделов; специалисты различных отделов.

2. Аппарат центров по начислению и выплате пенсий и пособий: начальники центров и их заместители; начальники отделов и их заместители; специалисты отделов.

3. Аппарат районных и городских органов социальной защиты: руководители районных и городских органов соцзащиты, их заместители; начальники отделов и их заместители; специалисты.

4. Стационарные учреждения социального обслуживания: руководители — директор и его заместители, заведующие отделениями; специалисты — врачи, медицинские сестры, фельдшеры, бухгалтеры, инструкторы по труду, воспитатели, учителя, ортопеды, психологи и др.

5. Медико-социальные экспертные комиссии: главные эксперты; председатели республиканских, краевых, областных, межрайонных, районных, городских МСЭ, врачи-эксперты, медицинские сестры, психологи, специалисты по реабилитации, программисты.

6. Службы социальной помощи, в том числе:

- центр социального обслуживания — директор центра и его заместители; главный бухгалтер и бухгалтер; инспектор; специалист по социальной работе;

- отделение дневного пребывания — заведующий отделением, медицинская сестра, культорганизатор, инструктор по трудовой терапии;

- служба срочной социальной помощи — заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе, социальные работники;

- отделение социальной помощи на дому — заведующий отделением, социальные работники.

Для кадров соцработы, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими требуемыми свойствами являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Развитие системы непрерывного образования в Российской Федерации, в том числе в области подготовки специалистов по социальной работе, предусматривают, во-первых, утверждение адекватной подсистемы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе и социальных работников, создание государственно-общественной подсистемы, во-вторых, становление и развитие многоуровневой, многоступенчатой системы, предусматривающей профессиональную подготовку кадров специалистов в лицеях и колледжах, средних профессиональных учебных заведениях, высших учебных заведениях.

Многоступенчатая система профессионального образования специалистов осуществляется прежде всего в государственных университетах, академиях, институтах. Высшее профессиональное образование, как правило, получается на базе среднего профессионального образования или на основе образования, полученного в полной средней школе. Выпускник высшего учебного заведения имеет возможность получить помимо основной дополнительную специальность, а также освоить одну или несколько специализаций. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься специалист по социальной работе, а также конкретные учреждения социального обслуживания или органы управления отраслей социальной сферы, администрации территорий.

Становление многоуровневой системы образования, которая является для Российской Федерации и отдельных ее субъектов новой, предусматривает подготовку специалистов на трех уровнях. Эта система позволяет субъектам высшего учебного заведения получить неполное высшее образование (соответствующая программа), базовое высшее образование (бакалавр) и полное высшее образование (специалист по социальной работе или магистр). Данный процесс регламентирован соответствующими государственными стандартами, учебными планами и программами.

Принципиально важным является то, что абитуриенты, выбравшие факультет социальной работы, на первых курсах могут быть ориентированы не на специальность, не на профессию, а на определенный стандарт базового высшего образования. В этом процессе есть, разумеется, позитивные компоненты, но в нем имеются и негативные аспекты, существенно влияющие на профессиональную ориентацию и процесс формирования профессионализма в социальной работе.

После окончания бакалавриата студент может продолжить обучение в магистратуре, если она, конечно, имеется в вузе, или обучаться по соответствующим программам на специалиста по социальной работе, что на практике чаще всего встречается.

Подготовкой специалистов в области социальной работы ныне занимаются 120 вузов и свыше 60 их филиалов почти в 80 регионах России. В них обучаются около 30 тыс. студентов и работают более 3 тыс. преподавателей, свыше 80% которых имеют ученые степени кандидатов или докторов наук.

Под руководством и на базе РГСУ за прошедшее время УМО были разработаны и утверждены Министерством образования Российской Федерации два поколения государственных образовательных стандартов высшей профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Второе поколение было утверждено 10 марта 2000 г., и все вузы обязаны работать по этому стандарту начиная с 1 сентября 2002 г.

В соответствии с этими стандартами в России осуществляется подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы.

Выпускники вузов по направлению и специальности “социальная работа” получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественно-научную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин регионально-вузовского компонента, элективных курсов, факультативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны изучить не менее 35-40 дисциплин общефедерального цикла. Например, будущий дипломированный специалист социальной работы должен знать не только историю, теорию и технологию социальной работы, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, психологию, основы социальной медицины, правовое обеспечение социальной работы, конфликтологию в социальной работе, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, методику исследований в социальной работе, андрологию, феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, геронтологию и т. п.

Особое внимание в новых стандартах уделено практической подготовке будущих специалистов социальной работы; практика рассматривается как органическая часть образования в области социальной работы.

В настоящее время обсуждается проект государственного социального стандарта третьего поколения.

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специальности “социальная работа” должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т. е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.

Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики.

Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

Поэтому одной из проблем дальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часов для практической подготовки.

Необходимо решать и оставшиеся проблемы, а именно:

- проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработки у них установки на контакты взаимного сотрудничества;

- проблемы обучения по организации практики преподавательского состава (семинары, обмен опытом работы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере), выработки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы.

Важным аспектом в совершенствовании профессиональной деятельности социальных работников остается переподготовка и повышение их квалификации.




Каталог: sites -> default -> files -> osnmaterial
osnmaterial -> Дисциплины, стрктурированное по темам (разделам) Модул Методологические основы теории социальной работы
osnmaterial -> Конспект-лекций основы социальной работы
osnmaterial -> Тема: социальная структура общества
osnmaterial -> Лекция №2 Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Русская философия и ее особенности
osnmaterial -> Лекция №5 Философия науки
osnmaterial -> Дисциплины, структурированное по темам (разделам) Раздел Теоретические основы технологии социальной работы Тема Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса
osnmaterial -> Лекция: социальная политика
osnmaterial -> Тема теория развития человеческого потенциала вопросы: Определение и содержание понятия «человеческий потенциал»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница