Тема опыта



Скачать 14.21 Mb.
страница1/24
Дата15.02.2018
Размер14.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Внеурочная деятельность
Тема опыта: «Развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра»

Автор опыта: Светлакова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нарьян - Мара»

Михайлова Наталья Владимировна, учитель информатики и математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нарьян - Мара»
Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта
Педагогический опыт «Развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра» формировался на базе МБОУ СОШ №4 г.Нарьян-Мара.

Исходным условием становления опыта послужил социальный заказ общества, который нашел отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте, ориентированном на становление личностных характеристик выпускника, в их числе активное и заинтересованное познание мира, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, социальная активность, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями и т.д.

Умение разбираться в проблемах современного общества, способность видеть и пытаться находить решение социальных проблем являются важными качествами современного человека. Социализация современных школьников проходит в условиях потери четких социальных ориентиров и норм. Несмотря на усилия семьи, образовательных учреждений, процесс социализации все чаще приобретает стихийный характер. На ребенка большое влияние оказывают группы сверстников с их различными субкультурами, средства массовой информации с беспорядочным потоком сообщений и Интернет со своей виртуальной реальностью. В таких условиях школьнику необходимо научиться фильтровать поступающую информацию, что позволит ему свободно ориентироваться в социальном мире. Таким фильтром может стать социальная активность.

Авторов опыта заинтересовала проблема развития социальной активности современных школьников через их внеурочную деятельность в школьном пресс-центре. Решение данной проблемы предполагает организованное включение обучающихся в разнообразные социальные связи и ситуации, позволяющие формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе.

Первичная диагностика изучения общественной активности (анкета «Методика определения общественной активности учащихся» по методике Е.Н. Степанова) (Приложение 11), проведенная среди 20-и обучающихся 8-11-х классов в сентябре 2009 года, показала, что у 38% обучающихся высокий уровень активности, у 37% хороший уровень, у 20% - средний уровень, низкий уровень – у 5% старшеклассников.

Более 60% школьников заинтересованы в возможности получать информацию о школьной жизни, событиях, волнующих учащихся, в создании условий для реализации профессиональных интересов. В этой связи возникла необходимость в создании условий для развития социальной активности обучающихся, которые по собственному желанию решили во внеурочное время посещать занятия пресс-центра.




Актуальность опыта

Развитие социальной активности подростков становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни подрастающее поколение часто бывает инертным, не заинтересованным в самостоятельной деятельности, способным лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.

Это происходит потому, что, с одной стороны, в соответствии со своими возрастными особенностями, подростки стремятся быть значимыми, самовыразиться, выделиться, привлечь к себе внимание через общение, общественно-полезную деятельность. С другой стороны, они не могут достичь высокого уровня социальной активности взрослого человека, так как не обладают достаточным количеством жизненного опыта, и не владеют большинством видов и форм развития социальной активности, помогающих им адаптироваться к жизненным ситуациям. А некоторые, по разным причинам, боятся выделяться из общей массы. Возникшее противоречие показывает необходимость поиска способов и средств целенаправленной подготовки подростков к адаптации в сложную социальную среду.

Это обусловило выбор темы «Развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра». Следовательно, актуальность опыта заключается в том, что на современном этапе развития школы важно выполнять социальный заказ во внеурочной деятельности с учетом задач дополнительного образования, которые определяют тему опыта, связанную с социальным развитием активности личности ресурсами школьного пресс-центра в воспитательном компоненте. Работа над темой показала, что школьный пресс-центр как фактор социального воспитания способствует реализации основных функций развития личности в обществе.



Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра «Ветер перемен».

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2009 по 2015 годы.



I этап - период становления опыта (аналитико-диагностический, констатирующий), сентябрь 2009 - июнь 2010 г.г.).

На первом этапе проведен теоретический анализ социально-педагогической литературы. Изучено современное состояние работы школьных пресс-центров образовательных учреждений. Выявлены тенденции и закономерности развития школьных пресс-центров и их использование в развитии социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности. Подобраны диагностические материалы и осуществлена входящая диагностика обучающихся.



II этап – исследовательский, формирующий (сентябрь 2010 – июнь 2014 гг.). Конструирование и апробация системы развития социальной активности обучающихся средствами школьного пресс-центра. Период комплексного применения методов и приемов по развитию социальной активности обучающихся в процессе деятельности школьного пресс-центра «Ветер-перемен»; подготовки различных проектов.

III этап – аналитико-обобщающий, контрольный (сентябрь 2014-февраль 2015 гг.). Сформулированы основные выводы, обработаны и систематизированы результаты, определены пути популяризации опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы педагогов, направленной на развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра «Ветер перемен».

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи А. О. Вингурта (10), А.К. Симонова (11), В. В. Кихтана (15), А.В.Мудрика (17), Е.Н Степанова (27).

Основными понятиями в работе над опытом были определены «социальная активность», «внеурочная деятельность», «школьный пресс-центр».

Социальная активность – это такая деятельность обучающихся, в ходе которой они приобретают позитивный социальный и творческий опыт, получают навыки социальной компетентности и реального действия в обществе.

А.В.Петровский (21) определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений. И.Ф.Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

Специалисты исследуют, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности или изменения условий, возникает новый качественно иной уровень активности человека. А.В Мудрик(17) рассматривает активность личности как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира, Е.Н.Степанов(27) изучал структуру и динамику познавательной активности личности, общепсихологические и возрастные аспекты интеллектуальной и творческой активности.

Один из ведущих исследователей в области социальной педагогики, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ А.В.Мудрик (17), разработал методику социального воспитания в образовательных учреждениях. Его модель развития социальной активности обучающихся авторами опыта взята за основу в своей работе.

В рамках проведения опыта понятие «социальная активность» рассматривается в аспекте целеполагания и результата воспитания. Анализ сущности воспитания во внеурочной деятельности подвел авторов опыта к выводу о том, что целью современного воспитания является личность, обладающая социальной активностью. При этом социальная активность рассматривается как качество, интегрирующее различные характеристики личности, сформированные в процессе воспитания, как совокупность проявлений познавательной, коммуникативной, деятельностной, творческой активности.

Развитие социальной активности обучающихся реализуется в школе в тесном взаимодействии как в урочной (непосредственно образовательной), так и во внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и формой организации свободного времени школьников.



Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться принимать решения и действовать.

В условиях модернизации отечественного образования возросла значимость совершенствования воспитательного пространства школы, неотъемлемой частью которого является внеурочная деятельность как основа духовно-нравственного, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания.



Пресс-центр - это организация, которая создает оптимальные условия для информирования различных целевых групп о деятельности своего учреждения или организации, обеспечивая полноту и оперативность предоставляемой информации.

В нашем конкретном опыте школьный пресс-центр - организационная структура, созданная на базе образовательного учреждения не только для информирования участников образовательного процесса, но и для активизации гражданских инициатив, мобилизации ресурсов, решения социально-значимых проблем.

Школьный пресс-центр позволяет развивать информационно-нравственную компетентность учащихся, решать проблемы социализация молодёжи через социально-значимую деятельность. При этом учащиеся обучаются основам журналистики; проектируют и организуют работу пресс - центра; развиваются способности ответственно и критически анализировать действительность; повышается информированность о мероприятиях, проводимых в школе; формируются умения учащихся видеть, выражать свои мысли, ставить и решать социально-значимые проблемы. Пресс-центр сможет более эффективно выстраивать всю информационную политику образовательного учреждения, обеспечивать взаимодействие, взаимопомощь, организовывать обмен опытом, проводить мониторинги по различным вопросам деятельности образовательного учреждения среди учеников, родителей, педагогов.

По основной направленности данная модель является развивающей: построена на выявлении и развитии творческих способностей обучающихся, освоении ими методов и способов познания мира средствами издательской культуры и социально-адаптивной: создаются условия для самоопределения личности, происходит изменения в характере деятельности и стиле мышления, меняются взаимоотношения между учителем и учеником, взаимоотношения приобретает характер содружества, сотворчества, диалога. Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает школьникам построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

Новизна опыта заключается в создании системы работы; в выявлении и обосновании содержания, направления, видов социальной активности обучающихся; в разработке и экспериментальном обосновании модели процесса формирования профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьного пресс-цетра во взаимодействии с социальными институтами; в обосновании факторов, влияющих на личность старшеклассника, стимулирующих процесс формирования социального самоопределения старшеклассников; в отборе и комбинировании различных форм и методов в целях развития социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Подставленные материалы возможно использовать как в работе руководителями школьных пресс-центров, так и при организации деятельности кружков «Школьная газета», «Юный журналист» педагогами дополнительного образования.




Каталог: images -> doc -> aktualnyj-pedagogicheskij-opyt
doc -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Философия»
doc -> Методические рекомендации мониторинг и оценка эффективности мероприятий по профилактике и лечению вич-инфекции
doc -> Научное обоснование основных направлений развития гражданской обороны
doc -> Программа дисциплины «философские проблемы науки и техники»
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни учащихся 5-9 классов в процессе обучения
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Опыта: «Формирование логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница