Тема опыта: «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование метода проектов»



Скачать 490.35 Kb.
страница1/10
Дата17.04.2018
Размер490.35 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Технология

Тема опыта: «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование метода проектов»

Автор опыта: Канев Дмитрий Алексеевич, учитель технологии (технический труд) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Нарьян-Мара».

«Линия, ведущая от того,

чем человек был на одном этапе своей истории,

к тому, чем он стал на следующем,

проходит через то, что он сделал»

С.Л. Рубинштейн
I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Канев Дмитрий Алексеевич работает учителем технологии в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 города Нарьян-Мара». Общий педагогический стаж 14 лет, стаж в данной должности 10 лет. Образование высшее, закончил Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского (2002 г.) и Вятский государственный университет (2014 г.)

Образовательный процесс в МБОУ «СОШ №1» осуществляется в соответствии с уровнем общеобразовательных программ.

Школа расположена в центре города и имеет свои мастерские. Зарождение представленного опыта связано с необходимостью обеспечения нового качества образования, способствующего развитию детской одаренности. О развитии одаренности можно судить по показателю творческой активности.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

В образовательном учреждении есть кабинеты с интерактивными досками, компьютерные классы, кабинеты технологии, химии, физики, в которых созданы все условия для организации полноценного образовательного процесса. Обучающиеся имеют возможность дополнительно заниматься английским языком, хореографией, информатикой, посещать различные факультативы и кружки, в том числе и по технологии. Следует отметить, что в школе созданы все условия для того, чтобы попробовать свои силы в различных видах деятельности.

По итогам социального исследования 60% родителей имеют высшее образование, 27% - среднее специальное, 13% - среднее; растет уровень материального благополучия в семье, 15% имеют возможность не работать, а заниматься непосредственно воспитанием собственных детей.

Анализ программ по технологии свидетельствует о том, что нынешняя система обучения с ее жестким учебным планом, преподавание по единым программам не учитывает индивидуальность ребенка. Результатом подобной организации учебного труда является малая учебная мотивация школьников, учение ниже своих возможностей, невысокий уровень творческих способностей.

Возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере. Результаты проведенного тестирования учащихся показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. Так, 20 % учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80 % учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили.

Основанием для дальнейшего совершенствования работы учителя стали диагностические исследования, проводимые Д.А. Каневым среди школьников 6-7 классов.

Диагностика состояния развития практических навыков и умений школьников на уроках технологии при выполнении проектов в 2008-2009 учебном году показала, что 34% детей имеет средний, 17% - низкий уровень сформированности таких качеств, как усидчивость, самостоятельность, трудолюбие.

Анализ сформированности отношения обучающихся к проектной деятельности показал, что:



  1. 35% опрошенных обучающихся проявили интерес к проекту, потому что выполняется он самостоятельно, или с небольшой помощью руководителя;

  2. 28% обучающихся отметили, что самый интересный этап – исследовательский;

  3. 39% школьников заинтересовались этапом обработки собранного материала;

  4. 52% обучающихся с удовольствием работали в группе;

  5. 46% школьников увлеченно выполняли творческие задачи;

  6. 58% школьников проявили интерес к подготовке презентации проекта.

То есть менее половины опрошенных учащихся (в среднем 43%) проявляют интерес к проектированию и успешно реализуют практические умения и навыки.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческой деятельности школьников в организации учебного процесса.

Таким образом, возникла необходимость целенаправленной индивидуальной работы с обучающимися по формированию общеучебных умений и практических навыков у школьников на основе проектной творческой деятельности.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

В начале работы над избранной темой была сформирована гипотеза: эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии повышается, если в основу будет положен метод проектов.
Актуальность опыта

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к технологиям, позволяющим обеспечить общее развитие личности ребенка.

В  XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто нового. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности в процессе школьного обучения. Однако эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться.

Традиционное обучение содержит в основном элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда учитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типе обучения определяющим становится критериальный компонент, т.е. сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессы образования на основе преобладания репродуктивной деятельности.

В связи с выше изложенным необходимо постепенно изменять методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.

В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы, ведь безусловно нужные, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

В своей работе опираюсь на требования ФГОС, в которых уже заложено овладение учащимися методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; развитие умений применения на практике и другое. Основная цель образования – развитие нравственной, гармонической, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

        Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве учащихся и учителя должен быть направлен на повышение творческой деятельности и развитие творческих способностей при выполнении творческих проектов по технологии.



Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании метода проектов.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической, проектной деятельности при выполнении творческих проектов на уроках технологии.



5. Ведущая педагогическая идея опыта.

Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Наблюдение и анализ педагогической деятельности позволил выявить противоречия:

- между снижением интереса детей к образовательной области «Технология» и необходимостью формирования у школьников технологической культуры и технологической грамотности;

- между преобладанием традиционного подхода в обучении и ориентацией содержания новых образовательных стандартов на использование компетентностного подхода, на развитие практических навыков и творческих способностей учащихся.

Анализ противоречий позволил сформулировать проблему: совершенствование преподавания предмета образовательной области «Технология» через усиление роли проектной технологии в урочной работе с детьми.

Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:

- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;

- учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно - урочную систему обучения.
Новизна опыта

Новизна опыта заключается в организации трудовой деятельности обучающихся на уроках с использованием технологических проектов с усложнением проблемных и творческих задач, в выборе новых объектов и видов творческой деятельности и включение национального регионального компонента. В программе учтены психофизиологические и личностные особенности учащихся. При этом сама новизна открытий и продукта проектирования — субъективна.


Ведущая педагогическая идея

Заключается в организации работы по созданию специальных условий для развития творческих способностей обучающихся, на искусственном конструировании проблем и проблемных задач, обеспечивающих формирование практических навыков у школьников, развитие их творческого потенциала и повышение познавательной активности учащихся, развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.



Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась в течение 5 лет. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и развивать творческие способности, я пришел к выводу, что необходимо изучать методику учебного проектирования и в полной мере ее использовать. Работать над этой проблемой я началась в 2010 году.



Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 8 классах, внеклассную и внеурочную работу, участие в городских и окружных конкурсах.



Теоретическая база опыта

Образовательная область «Технология» входит в базовое ядро общего и среднего образования, обеспечивая учащимся минимально необходимый круг знаний и умений, без которых невозможны полноценное становление личности, сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, мастерства и профессиональное самоопределение. Данным требованиям отвечает экспериментальная программа В.Д.Симоненко, профессора Брянского ГПИ, который предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом.

Главная идея состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал. Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».

Теоретической базой педагогического опыта явились также:

- идеи саморазвития личности (Г.К. Селевко) [9]. Стремясь развить индивидуальность, технология ориентирует на всестороннее развитие всей целостной совокупности качеств личности.

- идеи инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования и реализации педагогических новшеств на разных уровнях (А.В. Хуторской) [11]. Творческая деятельность учащихся организовывается в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах.

- идеи развития и формирования личности ребенка (Н.Е. Щуркова) [13]. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни - труд как создание материальных ценностей, их сохранение и приумножение, как способ украшения среды обитания, как помощь другому человеку.

Для успешного решения учебных задач по развитию умений, навыков, творческих способностей обучающихся в практической деятельности автором опыта используются методические пособия Л.Н.Морозовой, Н.Г.Кравченко, О.В.Павловой «Проектная деятельность учащихся» [4] и Е.Д.Володиной «Предметные недели технологии» [1]. Данные авторы опираются на идею реализации проектного метода в технологическом образовании школьников, что способствует воспитанию таких качеств, которые позволят лучше адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, нацелят школьников на выбор профессии.

Идеи ученых, педагогов-новаторов легли в основу разработанной системы организации проектной деятельности с обучающимися 5-8 классов в процессе изучения предмета образовательной области «Технология».

Из истории проектной деятельности

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн - проекты, бизнес - проекты, шоу - проекты и т.д. Они такие разные, но почему все они называются одинаково? Что же такое проект?         Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план». Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

Обратимся к словарю: «Метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов». Метод проектов  возник во 2-й половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и затем был перенесён в общеобразовательную школу. В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд  Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Но  постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.


Каталог: images -> Tehnology
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
Tehnology -> Тема опыта: «Формирование информационной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход на уроках автодела»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница