Тема олимпиады «Социологическое воображение»



Скачать 35.53 Kb.
Дата17.03.2018
Размер35.53 Kb.

Творческое задание VI заочной олимпиады по обществознанию

«Социологические ступеньки»
Тема олимпиады «Социологическое воображение»
В 2016 году исполняется 100 лет со дня рождения создателя теории социологического воображения американского социолога Чарльза Райта Миллса. Его волновали проблемы методов познания социальной реальности и ее интерпретации. По словам Ч.Р. Миллса, социология занимается изучением многообразия социальных миров, человеческих групп, человеческих характеров и пр. При этом важны не только социальные объекты, но и смыслы, которые люди вкладывают в свои действия. Социология совершает увлекательное путешествие в мир других людей

Он предложил рассматривать социальные явления через призму социологического воображения, понимая под ним способность связать свою личную биографию человека с историческим временем и социальной структурой, в которых человек живет. «Социологическое воображение позволяет перейти от исследования независимых от воли отдельного индивида общих исторических изменений к самым сокровенным свойствам человеческой личности, а так же видеть связь между ними… Посредством социологического воображения человек сегодня надеется понять, что происходит в мире и что происходит с ним самим – в точке пересечения биографии и истории общества (Миллс, Ч. Р. Социологическое воображение». М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. – С.15).


Задание: Напишите эссе на тему «Социологическое воображение как способность человека анализировать общество».

В эссе должно быть следующее:

  1. Формулирование проблемы

  2. Отражение собственной позиции

  3. Теоретическая аргументация

  4. Фактическая аргументация (примеры из общественной жизни и личного социального опыта)

Дополнительными достоинствами эссе могут быть:

  1. Описание разных точек зрения

  2. Указание на многозначность ключевого понятия

  3. Использование теоретических положения других авторов, работающих с понятием «социологическое воображение».

В помощь участнику олимпиады приводим выдержки из работы Ч.Р.Миллса.

Ч.Р. Миллс считал, что социологическое воображение, или чувство, нужно развивать. Он полагал, что «тот, кто обладает социологическим воображением, способен понимать, какое влияние оказывает действие исторических сил на внутреннее состояние и жизненный путь людей (Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. – М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. – С.13).

«…то, что мы переживаем в своих индивидуальных средах деятельности, часто вызвано структурными изменениями в обществе. Поэтому, чтобы понять эти изменения, происходящие в отдельных индивидуальных ячейках, необходимо выйти за их пределы. Тем более, что количество и многообразие структурных изменений растет, поскольку институты, внутри которых мы живем, все шире распространяют свое влияние, и связь между ними становится все более тесной.» (Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. – М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. – С.19-20).

Какая логика, по-Вашему мнению, кроется за этими утверждениями? Какие аргументы Вы бы привели в поддержку или опровержение данных утверждений? Какие примеры интерпретации социальных явлений, фактов, процессов через призму Вашего социологического воображения Вы можете предложить?


Об авторе:

Чарльз Райт Миллс (1916-1962) – американский социолог, работал в Колумбийском университете, сотрудничал с такими известными социологами, как Дж. Ландберг, П. Лазарсфельд. Еще в студенческие годы он начал публиковать статьи в профессиональных социологических журналах. Среди известных работ ученого: «Белые воротнички: средние классы в Америке» (1951 г.), «Властвующая элита» (1956 г.), «Причины третьей мировой войны» (1958 г.), «Социологическое воображение» (1959 г.), «Марксисты» (1962 г.), «Социология и прагматизм» (опубликована посмертно в 1964 г.). Миллс также проявил интерес к исследованию кубинской революции и написал книгу: «Слушайте, янки: революция на Кубе» (1960 г.).

Для подготовки ответа Вам могут быть полезны:

1. Миллс, Ч.Р. Социологическое воображение. М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001.

2. Кравченко С.А.Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. 584 с. Размещена на сайте:18.02.14

http://www.isras.ru/publ.html?id=3017



3. Кравченко С.А.Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. М.: Юрайт, 2014. 636 с. Размещена на сайте:18.02.14 http://www.isras.ru/publ.html?id=3018

4. Симонова О.А. История социологии XX века: избранные темы: учеб. пособие. – М.: Университетская библиотека; Логос, 2008. – 208 с.



5. Гидденс Э. Социология / При участии К.Берсолл: Пер. с англ. Изд.2-е. М.: Едиториал УРСС, 2005. – С.16-18.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница