Тема лекции речь как знаковая система вербальной коммуникации. Цель лекции рассмотреть речь как знаковую систему вербальной коммуникации



Скачать 60.07 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2018
Размер60.07 Kb.
ТипЛекции
  1   2

Лекция № 6
ТЕМА ЛЕКЦИИ Речь как знаковая система вербальной коммуникации.



Цель лекции – рассмотреть речь как знаковую систему вербальной коммуникации.

.


План лекции:


  1. Средства коммуникации. Место естественного языка среди других знаковых систем.

  2. Соотношение «язык-речь». Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи.

  3. Речь как способ передачи информации.


Рекомендуемая литература
1. Основы теории коммуникации: учебник/ под ред. М.А.Василика. -М.: Гардарики, 2007. -615 с.: ил.

2. Миннуллина Э.Б., Тайсина Э.А. Теория коммуникации с элементами семиотики. - Казань, КГЭУ, 2003

3. Психология делового общения : программа, метод.указания и контр.задания для студентов-заочников/ сост. Э.Б.Миннуллина. -Казань: КГЭУ, 2005. -15 с.

4. Артемов В.Л. Ожидания и предрасположенность аудитории. Установка. Стереотип. "Против клеветы и домыслов". М.,2006.

5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.,2004

6. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация.

М.,2006

7. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. М.,2006.


Основная часть

6.1 Средства коммуникации. Место естественного языка среди других знаковых систем.

Знаковая система как звено-посредник включается в более широкую материальную систему. Знаковые системы в совокупности образуют непрерывный ряд явлений в объективной действитель­ности. Этот ряд может быть разделен человеком (наблюдателем).

В результате все знаковые системы могут быть расположены в раздельной последовательности в соответствии со ступенями знаковости. Эта последовательность, «гамма», составляет особый закон семиотики.

В семиотике выделяют несколько признаков естественного че­ловеческого языка, отличающих его от других знаковых систем и, прежде всего, от систем коммуникации у животных.

Главными признаками естественного человеческого языка явля­ются:

1 Канал для всех языковых сообщений вокально-слуховой: языковые со­общения передаются голосом и воспринимаются слухом. Этим человеческий язык резко отличается от языка низших животных. Однако с точки зрения того, что исходит внутри организма при восприятии языковых сигналов - имеется много общего даже между человеком и низшими животными.

2. Языковая деятельность не имеет непосредственного биологического значения, иначе говоря, она биологически нерелевантная. Как бы ни изменялся характер речи (тембр, высота голоса, интонация и т.п.) в процессе разговора, это нисколько не влияет на биологические свойства окружающей среды. В то время как знаковые системы животных имеют и чисто биологическое значение.

3. Произвольная семантизация. Между самим знаком и тем, что он означает, всегда существует связь, иначе знак не был бы знаком. Так, когда мы видим во дворе дерево, которое растет и зеленеет, то это не означает ничего, кроме того, что оно растет и зеленеет. Связь между явлением, выступающим в качестве материального знака, и тем явлением, которое им означается, называется семантизацшй (приданием смысла).

Другие отличия человеческого языка от систем связи у животных вытекают из перечисленных трех главных свойств, являются его следствиями. К ним относятся: рассеянная передача и направленный прием, быстрое затухание, взаимозаменимость, разобщенность, открытость, традиция и обучение обратимость.
6.2. Соотношение «язык-речь». Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи.

Одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения.

Речь - это вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной и т.д.). Говорящий, осуществляя эту деятельность, использует средства языка-двух основных целях: для общения с другими людьми или для обращения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.

Функции речи (языка). Вопрос о конкретных приемах речево­го воздействия теснейшим образом связан с общей проблемой функций речи (языка). Известно, что языковое оформление каждо­го конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор. Каждое высказывание вы­полняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привле­чение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К ос­новным функциям относят:

-коммуникативную, или репрезентативную (репрезента­ция — представление; изображение, образ), которая является до­минирующей;

-апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воз­действие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;

-экспрессивную (экспрессия — выражение и выразитель­ность).

Система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних, необходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления).

В процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

Схема функций речи еще более усложняется, если учесть, что язык используется не только для коммуникации, но и в других видах деятельности. Так, когнитивная (познавательная) функция языка реализуется в познавательной деятельности, т.е. в мышле­нии. Язык используется и в мнемической деятельности как опора памяти и т.п. Эти функции языка изучаются прежде всего филосо­фией и психологией.

Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в пер­вую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций.



Каталог: pluginfile.php?file=
pluginfile.php?file= -> Лекция №2 тема лекции основные этапы развития теории коммуникации
pluginfile.php?file= -> Учебное пособие по дисциплине Педагогика Казань, 2014 удк
pluginfile.php?file= -> Неравенство и социальная структура лекция 5
pluginfile.php?file= -> Рабочая программа учебной дисциплины   в. Од 3 Теория дискурса и текста
pluginfile.php?file= -> Рабочая программа учебной дисциплины б. 21 Культура социальных групп и движений
pluginfile.php?file= -> Лекция Агенты социальной мобильности. Виды социальной мобильности. Мобильность в советском и постсоветском обществе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница