Тема лекции: Этнический состав населения мира



Скачать 216.73 Kb.
страница1/3
Дата04.05.2018
Размер216.73 Kb.
ТипЛекции
  1   2   3

Тема лекции: Этнический состав населения мира

План:

  1. Понятие «этноса» и «этнической общности»

  2. Этнические признаки

  3. Исторические типы этносов. Понятие этногенеза.

  4. Этнические процессы и их значение в развитии общества

  5. Национальный вопрос и этническая политика

  6. Межэтнические конфликты

  7. Классификация этносов

4. Этнические процессы и их значение в развитии общества

Этническая структура мира и отдельных стран находится в состоянии непрерывного изменения. Оно обусловлено совокупными действиями разного рода факторов: демографических, социально-экономических, миграционных и т.д.

Любые изменения этноса (народа) во времени называются этническими процессами. Следует различать их эволюционную и трансформационную разновидности. Когда в этносе меняются те или иные компоненты, но не происходит смены этнического самосознания, процесс будет этноэволюционным. При изменении же самосознания процесс будет этнотрансформационным.

Этнические процессы делятся на две основные типологические группы: эт­ническое разделение и этническое объе­динение. И то и другое, по-видимому, шло на протяжении всей истории челове­чества, однако если первое было особен­но характерно для первобытной эпохи, то второе — для времени распада перво­бытнообщинного строя и более поздних исторических периодов.

Остановимся вначале на процессах этнического объединения, так как имен­но они сейчас явно преобладают. Наи­более общей чертой их является этно­культурное и языковое сближение во­влеченных лиц, нивелирование или пол­ное уничтожение имеющихся между ни­ми различий. Однако этнообъединительные процессы довольно разнообразны, и среди них может быть выделено не­сколько типов: консолидация, ассими­ляция, интеграция, этногенетичсская миксация.

Консолидация представляет собой либо слияние нескольких ранее самостоятельных по языку и культуре народов в единый новый, более крупный этнос (межэтническая консолидация), либо внутреннее сплочение крупного народа за счёт сглаживания различий между имеющимися внутри него группами (внутриэтническая консолидация). Оба этих подтипа нередко бывают тесно связаны друг с другом, и межэтническая консолидация со временем переходит во внутриэтническую. Тем не менее, их сущность сильно различается. Если при первой происходит изменение этнического самосознания, т. е. процесс носит этнотрансформационный характер, то при второй самосознание остаётся тем же, т. е. процесс этот этноэволюционный.

Межэтническая консолидация особенно характерна для развивающихся стран поздно освободившихся от колониальной зависимости. Так, в Нигерии многочисленные племена на юго-востоке страны (абаджа, авка, нгва, аухаузара, ору др.), говорящие на диалектах языка ибо, быстро сплачиваются в народность того же названия. В Кении родственные этносы, живущие по северному и восточного побережью озера Виктория и известные под именем банту Кавирондо, с 1950-х гг стали сливаться в единую народность лухья. В Танзании близкие между собой ньямвези, сукума, ньятуру и мбугве сплачиваются в единую народность, называемую по имени крупнейщей группы — ньямвези. В Ботсване племена мангнато, квсна, нгвакетсе тавана, кгатла, малете, ролонг, тлокв; калагади объединяются в один народ тсвана. Межэтническая консолидация типична и для многих других африканских стран. В прочих регионах мира аналогичные процессы также имеют место. Например, на Калимантане в Индонезии определенную тенденцию к слиянию обнаруживают так называемые даякские народы. В южной Меланезии, на Новой Каледонии, наблюдается ранняя стадия межэтнической консолидации трех де­сятков меланезийских племен и племен­ных групп в меланоновокаледонскую на­родность (так называемые канаки).

Процессы межэтнической консолида­ции в первые послереволюционные годы были характерны и для нашей страны. Наиболее ярким их примером может слу­жить формирование двух южносибирских народов — алтайцев и хакасов. Населе­ние республики Алтай составляли в начале XX в. заметно различавшиеся по языку, культуре и хозяйственным занятиям пле­менные и территориальные образования. Это были говорившие на близких между собой тюркских диалектах алтайцы, или алтай-кижи, вместе с тесно связанными с ними маймаларами, теленгиты вместе с родственными им телесами и телеуты, а также заметно отличавшиеся от них по своим диалектам тубалары, челканцы, или лебединцы, и кумандинцы. Образо­вание в 1922 г. единой Ойротской авто­номной области (позже она была пере­именована в Горно-Алтайскую, а затем – в республику Алтай), созда­ние общего литературного языка, усиле­ние хозяйственных и культурных связей способствовали относительно быстрому сплочению отмеченных выше групп в единую алтайскую народность. Примерно такой же процесс шел на территории созданной в 1923 г. Хакасской автоном­ной области (ныне республика Хакасия). До революции не существовало даже самого этнонима ха­касы. Хакасская народность сформирова­лась на базе близких по языку и культу­ре этнотерриториальных образований, говоривших на близкородственных тюрк­ских диалектах: качинцев, кызыльцев, койбалов, бельтиров, сагайцев.

Межэтническая консолидация может идти с весьма различной скоростью. Ее темп зависит от целого ряда факторов: уровня социально-экономического раз­вития населения и интенсивности хозяй­ственных связей между его отдельными частями; политического статуса страны; географических условий, в которых жи­вет население; степени сложности этни­ческой структуры; степени языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп и размаха национально-. освободительной борьбы.

Внутриэтническая консолидация ха­рактерна для очень многих народов ми­ра, в том числе и для этносов, весьма раз­витых в социальном и экономическом от­ношении. Вплоть до настоящего времени продолжается сплочение таких крупных и развитых европейских народов, как французы, испанцы, итальянцы, поляки.

Процесс этот, в частности, проявляется в быстром нивелировании различий меж­ду локальными группами соответствую­щих народов. Так, например, все более сближаются еще недавно заметно отли­чавшиеся друг от друга в культурном от­ношении пьемонтцы, ломбардийцы, лигурийцы, тосканцы, калабрийцы, сици­лийцы и другие областные группы италь­янцев.

Внутриэтническая консолидация ха­рактерна и для ряда народов нашей стра­ны, Так, в настоящее время среди рус­ских уже весьма слабо выделяются этно­графические группы, еще недавно имев­шие довольно заметную специфику. Практически исчезла такая группа, как однодворцы, значительно приблизились к остальным русским по всем элементам материальной и духовной культуры по­моры.

И даже группы, которые до револю­ции были очень сильно обособлены (порой до утраты русского самосозна­ния), — русские устьинцы, марковцы, колымчане и др. — сейчас уже не столь су­щественно отличаются от основной мас­сы русского населения. У туркмен, кир­гизов, казахов сохранявшееся еще в на­чале XX в. племенное деление практиче­ски уже исчезло.

Внутриэтническая консолидация свой­ственна и ряду народов развивающихся стран, например, она наблюдается у арабских этносов Аравийского полуострова, многих этносов Индии и др. Как правило, чем выше общий уро­вень социально-экономического разви­тия населения, тем быстрее идет процесс консолидации.

Весьма широко распространен в мире другой тип этнического объединения — ассимиляция. Под ней обычно подразу­мевают растворение прежде самостоя­тельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, этническая ассимиляция будет для одной стороны (ассимилируе­мых) этнотрансформационным процес­сом, а для другой (ассимилирующего этноса) — этноэволюционным.

Следует различать естественную и насильствен­ную ассимиляцию. Естественная ассими­ляция имеет прогрессивное значение. Она происходит при непосредственном общении разнородных этнических групп населения, обусловлена потребностями упрочения их общей социальной, хозяй­ственной и культурной жизни и часто со­провождается этнически смешанными браками. Если естественная ассимиляция прогрессивна, то насильственная ас­симиляция должна всегда рассматривать­ся как негативное явление. Она харак­терна для стран, где национальности не­равноправны, и заключается в разного рода мерах органов власти, направлен­ных на достижение этнической одно­родности (запрещение или ограничение использования языка национальных меньшинств, запрещение занимать адми­нистративные должности лицам, не знаю­щим государственного языка, дискрими­нация традиционной культуры националь­ных групп, давление на самосознание и т.п.).

Ассимиляционные процессы особенно интенсивны в экономически развитых странах мира, и, прежде всего, в тех из них куда направляются или недавно направлялись крупные потоки переселенцев из-за рубежа. Классической страной бурно идущей ассимиляции являются США, причем процесс этот носит здесь в значительной мере насильственный характер. Давно уже широко известна истина, что в США иммигрант может добиться успеха лишь в случае своей быстрой «американизации». Переселенцы, не обнаруживающие способности быстро приспособиться к местным социальным, языковым и культурным условиям, терпят неминуемый крах. Близка по своему характеру и ассимиляция иммигрантов и потомков в других «переселенческих» странах: Канаде, Австралии, Новой 3еландии.

В развитых странах ассимиляции подвержены не только иммигранты, прибывшие на постоянное жительство, но также и национальные меньшинства. Так, в Финляндии, Швеции и Норвегии ассимилируются саами (лопари), в Нидерландах, ФРГ и Дании — фризы, в Ве­ликобритании — уэльсцы (англичана­ми) и гэлы (шотландцами), в Италии — немецкоязычные тирольцы, фриулы и ладины, славянские группы, албанцы и греки, французы (в Валь-д'Аоста), ката­лонцы (в городе Альгеро на острове Сар­диния) и др. В той же Италии ассимиля­ция некоторых этнических общностей зашла настолько далеко, что они уже превратились в этнографические группы итальянцев. Это пантеллерийцы, говоря­щие сейчас только по-итальянски, по сохраняющие в своем языке отдельные слова семитского происхождения (неког­да население острова Пантеллерия го­ворило на арабском диалекте, близком к мальтийскому), и отчасти сардинцы, до сих пор использующие в быту особый язык, отличный от итальянского. В восточной Германии постепенно сливаются с немецким большинством славяноязычные лужичане, в Польше обособленные по языку кашубы факти­чески превратились в этнографитческую группу польского народа и т. д.

В России и СНГ процессы ассими­ляции охватывают преимущественно национальности, живущие за пределами своих республик и автономных округов, и проявляются в сильном территориальном смеше­нии с другими народами.

Для развивающихся стран ассимиляция несколько менее характерна, хотя кое-где она и имеет место. Так, берберы Ма­рокко, Алжира и других стран Северной Африки постепенно вливаются в состав преобладающих по численности арабов.

Скорость ассимиляции зависит от того или иного сочетания ряда влияющих на нее факторов: численности ассимилируемой группы, характера ее расселения, времени ее пребывания в окружающей этнической среде, рода занятий группы, ее хозяйственных связей с основным населением территории, социально-правового состояния и семейного положения ассимилируемых, распространенности смешанных браков, наличия или отсут­ствия контактов с родиной, отношения к группе со стороны преобладающего по численности народа, близости ассимили­руемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношения уровней их культуры, степени развития этнического самосознания и т. д. Некото­рые из перечисленных факторов быва­ют нередко так тесно переплетены друг с другом, что разделить их практически невозможно.

Характер влияния большинства из пе­речисленных факторов столь очевиден, что не нуждается в каких-либо пояснени­ях. Поэтому остановимся лишь на тех из факторов, воздействие которых носит сложный и порой дифференцированный в разных случаях характер.

Например, на первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирую­щих должно непременно ускорять их сближение. На самом же деле влияние этого фактора носит диалектически про­тиворечивый характер. И хотя в боль­шинстве случаев сходные занятия, бес­спорно, форсируют ассимиляционные процессы, иной раз близость занятий мо­жет вызвать конкурентные столкновения между пришельцами и коренными жите­лями, а это в свою очередь может затруд­нить ассимиляцию.

Интересно рассмотреть и роль такого фактора, как семейное положение асси­милируемых. По этому признаку мужчи­ны-иммигранты (а именно они преобла­дают среди ассимилируемых иммигрант­ских групп) могут быть разделены на три основные категории: женатые, приехав­шие без своих семей; женатые, приехав­шие с семьями; холостые. Из трех пере­численных категорий быстрее всех раст­воряются в окружающей среде холостяки, которые нередко вступают в смешанные браки с местными девушками. Лица, при­бывшие на новое местожительство вмес­те с семьями, ассимилируются несколько медленнее, несмотря на то, что многие из них остаются в стране въезда навсегда. Дело заключается в том, что они образу­ют в таких случаях ячейки, в которых со­храняется, а часто и воспроизводится старая этническая общность. Но особен­но затруднена ассимиляция мужчин-им­мигрантов, оставивших свои семьи на ро­дине. Стремясь поскорее вернуться к своим семейным очагам, иммигранты этой категории смотрят на страну пребы­вания как на временное пристанище; они лишь адаптируются к окружающим ус­ловиям, но не склонны раствориться в новой среде.

Рассмотрим в заключение, как влияет на процесс ассимиляции соотношение уровней культуры контактирующих на­родов. Быстрее всего ассимилируются при прочих равных условиях группы, по­селяющиеся среди населения, имеюще­го приблизительно одинаковый с ними уровень культуры. Довольно быстро подвергаются ассимиляции и пришельцы, попавшие в инородную среду, несколько превышающую их (но не очень значи­тельно) по уровню своего культурного развития. И медленнее всего идет асси­миляционный процесс, когда имеются резкие различия в уровнях культуры, и особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отно­шении.

Хотя ассимиляция в большинстве слу­чаев достаточно четко отличается от консолидации, отдельные этнообъединительные процессы порой бывает довольно; трудно отнести к тому или другому из перечисленных типов: они занимают как бы промежуточное положение между ассимиляцией и консолидацией.

Так, промежуточный характер между консолидацией и ассимиляцией имеет процесс, идущий в Дагестанской АССР, где с аварцами сближается ряд мелких этнических групп (возможно, даже от­дельных этносов; во всяком случае, эти этнические общности говорят на само­стоятельных языках, заметно отличаю­щихся, до взаимонепонимаемости, от аварского): андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, багулалы (кванадинцы), чамалалы, тиндалы, ди-дойцы (цезы), хваршины, бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, а также арчинцы.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница