Тема Культурология как наука. Понятие культуры (Багдасарьян Н. Г.) стр. 6 14



страница1/15
Дата13.05.2018
Размер1.52 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (Багдасарьян Н.Г.)…………………………………………………………стр. 4 - 5

Тема 1. Культурология как наука. Понятие культуры (Багдасарьян Н.Г.)……….стр. 6 - 14

Тема 2. Культура России в мировой цивилизации (Чернышева А.В.)…………... стр. 14 - 20

Тема 3. Искусство в условиях современной техносферы (Моторина И.Е.)………стр. 20 - 28

Тема 4. Человек в мире культуры (Трипольский В.Б.)…………………………….стр. 28 - 33

Тема 5. Социокультурные смыслы техники и инженерии (Панина Г.В.)………..стр. 33 - 40

Тема 6. Динамика культуры (Васильева С.И.)……………………………………..стр. 40 - 45

Тема 7. Язык культуры (Садыхова Л.Г.)……………………………………………стр. 45 - 51

Тема 8. Межкультурная коммуникация (Акимова И.А.)…………………………стр. 51 - 60

Тема 9. Культура делового общения (Оплетина Н.В.)……………………………стр. 60 – 67

Литература…………………………………………………………….…………….стр. 68



ВВЕДЕНИЕ
Впервые сталкиваясь с необходимостью изучения культурологии, многие задаются двумя вопросами. Во-первых, можно ли в научном ключе говорить о культуре, которая связывается в обыденных представлениях людей с повседневной жизнью, с поведением, эрудированностью, образованием, или с художественной сферой – театрами, музеями, галереями и пр. – то есть, с тем, что в принципе не соотносится с наукой? И, во-вторых, о чем идет речь в дисциплине: о культуре или о культурах?

Действительно, если иметь в виду массовое сознание и оставаться в рамках обыденных представлений, то человек в понимании культуры может ограничиться поведенческими привычками, сформированными в семье и социальной среде, дополняя их новыми примерами, которые, как правило, укладываются в рамки стереотипов. Эти стереотипы «облегчают» людям жизнь, деля всех окружающих на «своих» и «чужих». А уж критериев такой демаркации несметное количество – пол, раса, этническая или государственная принадлежность, профессиональный, социальный и материальный статус, место жительства, стиль одежды, и многое-многое другое. «Ну что тут думать?, - говорят люди. – Ясно: эти люди некультурны, и ведут себя так, потому что…». Вы можете подставить вместо многоточия любое расхожее «мнение». Мы не хотим сказать, что стереотипы всегда лгут, они зачастую – результат многолетних наблюдений, кристаллизующих определенные черты того или иного явления социальной жизни. Но гораздо продуктивнее научиться видеть за внешними, лежащими на поверхности характеристиками внутреннюю природу культуры, понять причинно-следственные связи разных ее сторон (религии и хозяйственной деятельности, типа культуры и характера научно-технического прогресса, ментальности и искусства и т.п.).

Это теперь, в ХХ1 веке, стало важно, как никогда. Потому что мир глобализован, границы открыты, люди свободно перемещаются из страны в страну, работают в мультикультурных компаниях, которых становится все больше, изучают разные языки, сталкиваются с разными образцами поведения. Если оставаться в плену стереотипов, то можно поплатиться карьерой, а, может быть, и жизнью. Ведь демаркация на «своих» и «чужих» – это не столько способ самосохранения, сколько демонстрация неприятия «чужих», а то и агрессии вовне. И тут действует принцип бумеранга – к нам возвращается то, что мы посылаем в окружающий мир. Среди стереотипов самый распространенный – деление людей на «культурных» и «некультурных». Артикулируем странный для обыденного мышления тезис: людей не-культурных – нет. Исключение составляют «маугли», в силу трагических обстоятельств выросшие в изоляции от общества. Все люди – интеллектуалы и малообразованные, честные и воры, вежливые и не очень – культурны, в том смысле, что все мы – носители определенной культуры как специфически человеческих способов деятельности.

Чтобы не только осознать это, но и перевести в практику собственной жизни, важно научиться видеть культуру как сложную систему, избегая упрощенных объяснений. И вовсе не случайно её исследуют и социальные, и гуманитарные, и естественнонаучные дисциплины – физика, биология, физиология, этология и пр., без которых невозможно достигнуть полноты понимания культуры. Наук, в поле которых собирается знание о культуре, немало. В определенный момент это знание потребовало нового уровня обобщения. Опираясь на частные науки, (но не подменяя их) обобщенное знание как бы поднимается над ними, дает картину, совмещающую в себе фокус общих оснований (и поэтому мы говорим о культурологии как об интегративном знании) и вид «с птичьего полета» (и потому справедливо утверждение, что культурология – это мета-знание).

Так что простимся на пороге с обыденными представлениями о культуре и попытаемся вникнуть в смысл этого сложного и многогранного явления, составляющего содержание общественной жизни людей и существования каждого человека.

Теперь обратимся ко второму вопросу: культура или культуры? Если любого человека спросить о его культуре, скорее всего, последует ответ о его принадлежности к определенному этносу. Значит, культур столько, сколько этносов на планете? Но тогда что имеет в виду ЮНЕСКО, объявляя год, или даже десятилетие Культуры? Что имеется в виду, когда говорят о культуре речи, культуре общения, информационной или экономической культуре? Видимо, в самом понятии заложено что-то такое, что дает возможность рассматривать культуру как целое, дифференцируя его на составные части.

При этом критериев демаркации много: кроме этнических культур есть культура городская и сельская, индустриальная и аграрная, молодежная и культура детства, корпоративные культуры организаций, политические культуры, культуры исторических эпох и т.д. Получается, что человек одновременно принадлежит к разным культурам, которые, преломляясь через личность, делают ее уникальной. Можно ли ограничиться отдельным ракурсом, который попадает в поле зрения какой-либо дисциплины – истории, социологии, политологии, менеджмента и т.п.? Вероятно, для решения конкретной задачи можно. Но если мы хотим получить систематизированные представления, обобщающие конкретно-эмпирические данные, упорядочивающие разрозненные факты в единую целостную картину, то следует обратиться именно к культурологии. Ее интегративный потенциал позволяет аккумулировать и создавать знание, в котором органично сочетаются и дополняют друг друга фрагменты мозаичной картины культуры, созданной и создаваемой человечеством.

Обозначим в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом цель и задачи изучения культурологии.

Цель состоит в достижении учащимися социокультурной компетентности как способности, необходимой для ответственного решения профессиональных задач, осмысленных в социокультурном контексте.

Задачи изучения культурологии следующие:



  • Понимание закономерностей культурных изменений и влияния на социум профессиональной деятельности, её социокультурный смысл;

  • Формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

  • Развитие интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

  • Привитие моральных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования позитивной личной позиции.

Доктор философских наук, профессор Багдасарьян Н. Г






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница