Тема Часть III. Проблема идентичности в социологии и психологии



страница1/4
Дата16.08.2018
Размер0.51 Mb.
  1   2   3   4

Тема 5. Часть III.ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

_________________________________________________________________________


Сартакова Г.В.- старший преподаватель кафедры истории, политологии, социологии КрасГАУ

Сартаков В.В. – доцент, кандидат философских наук кафедры истории, политологии, социологии КрасГАУ

___________________________________________________________________

1. Понятия “идентификация” и “идентичность” в социальных науках.

2. Исследование идентификации и идентичности в трудах Э. Эриксона.

2.1. Эрик Эриксон: биографический очерк.

2.2. Эриксон как выдающийся представитель эго-психологии.

2.3. Идентичность и кризисы идентификации в эпигенетической теорииразвития человека Эрика Эриксона.

2.4. Эриксоновское понятие “идентичности”.

2.5. Характеристики психосоциальных стадий развития личности по Эриксону.

1. ПОНЯТИЯ “ИДЕНТИФИКАЦИЯ” И “ИДЕНТИЧНОСТЬ”
В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
Идентичность (от лат. idem (местоим.) - тот же, тот же самый) - тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

Идентификация (от лат. idem (местоим.) - тот же, тот же самый и facere - делать) - 1) опознание, чего-нибудь, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

В первом значении термин “идентификация” используется в психологии познавательных процессов, а также в инженерной и юридической психологии. Он понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Благодаря процессу идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т.д. В данном случае процесс познания выступает как опознание того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо классу, типу (например, идентификация преступника), или же на основании которого она может быть признана целостной и идентичной самой себе.

Во втором значении идентификация в самом общем виде - это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Понятие “идентификация” было введено З. Фрейдом сначала для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее - для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует “сверх-Я”, принимает женскую или мужскую роль и пр. Фрейдом было выделено несколько типов идентификации. В младенчестве возникает первичная идентификация, которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта “тотальная захваченность объектом” уступает место вторичной идентификации, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Согласно Фрейду, эта форма идентификации является предысторией Эдипова комплекса, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная (частичная) идентификация носит амбивалентный характер и может проявляться как в отношении любимого лица, так и лиц, которых ненавидит или которым завидует. Особенное значение этот тип идентификации приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести.

Применительно к взрослому субъекту идентификация в концепции Фрейда связывалась с невротическим симптомом, при котором у субъекта из-за желания оказаться в положении объекта, возникают болезненные явления, характерные для последнего.

Для Фрейда механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях свойство “психической инфекции”, столь характерной для толпы.

В неопсихоанализе (неортодоксальном психоанализе) (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации выступило в качестве центрального механизма формирования способности “Я”-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом.

В современной психологии понятие “идентификация” охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, идентификация - это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном возрасте. Во-вторых, идентификация - это представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов). В-третьих, идентификация - это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип идентификации позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение.

Понятие “идентификация”.

Широкое распространение понятие “идентификация” получило в социологии и в социальной психологии. Здесь идентификация рассматривается прежде всего как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т.д.
Понятие “личностная идентичность”.

Каждому человеку необходимо ощущение пребывания (присутствия) в этом мире как “реальной, целостной и, во временном смысле, непрерывной личности”, ему необходима... “непоколебимая уверенность в своей собственной реальности и идентичности, а также реальности и идентичности других людей”. Отсутствие у человека данного чувства “всеобъемлющей самостоятельности и личностной идентичности, а также реальности и идентичности других людей” делает его онтологически (бытийно) незащищенным, лишенным необходимой оснащенности к социальной жизни. Эти контрастные экзистенциальные состояния человека представляют собой два противоположных полюса того жизненного пространства, в котором ему суждено пребывать, находясь в благоприятной или неблагоприятной его зоне. Утрата чувства личностной идентичности означает для каждого колоссальное человеческое отчуждение, обрекает его на человеческие страдания. Всемирно известный психолог и психотерапевт В. Франкл назвал это состояние “утратой смысла жизни (смыслоутратой)” или “экзистенциальным вакуумом”, которое получает все большее распространение в мире.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИДЕНТИЧНОСТИ
В ТРУДАХ Э. ЭРИКСОНА
Одним из самых глубоких исследователей индивидуальной и социальной идентичности является Эрик Эриксон - американский психоаналитик, психолог, представитель социологического направления в неопсихоанализе, выдающийся представитель эго-психологии, “один из титанов современной нам психологии”.


Каталог: distance -> resources -> sociology -> lekzja -> Sartakova
sociology -> Глотов михаил Борисович доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и психологии Государственной полярной академии, Санкт-Петербург
Sartakova -> Тема девиантное поведение и социальный контроль
Sartakova -> Теоретические концепции культуры
Sartakova -> Исследование основные вопросы Понятие и особенности методологии социологического исследования
Sartakova -> Основные понятия
lekzja -> Социальные группы и их роль в общественной жизни


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница