Тема 4 10 часов



Скачать 336.06 Kb.
страница1/4
Дата17.04.2018
Размер336.06 Kb.
  1   2   3   4

ТЕМА 4 10 часов
Экономические системы: сущность, содержание, типология
План

  1. Понятие, уровни и элементы экономической системы.

  2. Хозяйственный механизм экономической системы.

  3. Формационный и цивилизационный подходы к типологии экономических систем.

  4. Классификация экономических систем.


§ 1. Понятие, уровни и элементы экономической системы
Любое общество живет в определенной экономической системе.

Экономическая система – это единый, организационно оформленный, относительно самостоятельный материально-общественный комплекс, в пределах которого совершается производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ для обеспечения жизнедеятельности общества. Другими словами можно сказать, что экономическая система – это самостоятельное человеческое общество, ведущее совместную жизнь в определенных материальных условиях и в органичном единстве с ними.

Опыт показывает, что благосостояние народа предопределяется многими факторами. В меньшей степени оно зависит от природных богатств страны, и в большей – от качественных характеристик экономической системы.

Для экономической системы характерны: целостность, тесная взаимосвязь элементов и подсистем, внутренняя упорядоченность, противоречивость. Объекты экономической системы – это вещи, включенные в нее. Субъекты экономической системы – отдельные человеческие индивиды и их ассоциации – семья, производственный коллектив, регион, государство, вступающие в экономические отношения в рамках этой системы. Каждое из них обладает определенной самостоятельностью и в то же время на правах подсистемы является элементом системы более высокого порядка (принцип «матрешки»).

Особое место в структуре экономической системы занимает индивид: работник, предприниматель, государственный служащий, незанятый в общественном хозяйстве человек.

Экономическая система – это относительно закрытая система, характеризующаяся достаточной устойчивостью. Она складывается из ряда подсистем.

Индивид, человек, личность – первый уровень всех остальных социально-экономических подсистем. Если численность потерявших устойчивость личностей достигает некоторой критической величины, то возможны различного рода конфликты и снижение стабильности общества.

Семья – второй уровень в структуре социально-экономических систем. Она характеризуется наличием специфических функций в сфере совместного удовлетворения потребностей и воспроизводства способности к труду и предпринимательству.

Производственный коллектив – третий уровень, он играет ключевую роль в общей иерархии социально-экономических систем. Степень закрытости этой подсистемы и ее устойчивости зависит от многих факторов, среди которых на первом месте – форма собственности на средства производства. Наиболее закрытые – частные и коллективные предприятия. Они же, особенно частнопредпринимательские фирмы и наименее устойчивы. Различия в типах социально-экономических подсистем на уровне предприятий не являются постоянными.

Черты социально-экономических систем просматриваются и на региональном уровне. Регион – четвертый уровень в экономической системе. Его значение зависит от степени самостоятельности региона. В большинстве развитых стран местные территории (штаты, департаменты, земли, глины, поветы) обладают достаточными властными полномочиями в сфере образования, здравоохранения, коммунального хозяйства. В Республике Беларусь это области, районы, сельсоветы.

Все рассмотренные выше социально-экономические образования получают статус подсистем в рамках государства как цельной экономической системы общества. Современное государство берет на себя задачи регулирования социальных и производственных процессов, затрачивая на это крупные материальные и денежные ресурсы.

Элементами экономической системы являются:


  1. производительные силы в их конкретной определенности;

  2. производственные отношения;

  3. экономические законы;

  4. экономические интересы;

  5. хозяйственный механизм;

  6. общественная комбинация процесса производства.

Совокупность средств производства и людей, приводящих их в движение, называется производительными силами. Другими словами, это единство вещественного и личного факторов производства.

Производительные силы



Люди (личный фактор) Средства производства

(вещественный фактор)

Средства труда Предметы труда

(оборудование) (сырье)
Производственные отношения – объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Внутренней причиной развития экономической системы являются имманентно присущие ей противоречия. Главным источником развития экономической системы является противоречие между ростом потребностей и возможностью их удовлетворения, т.е. противоречие между производством и потреблением. Оно временно разрешается и постоянно возобновляется.

К внешним причинам развития экономической системы относится взаимодействие между базисом и надстройкой. Последняя существенно влияет на экономический базис посредством установления целей экономического развития, методов управления социальными процессами.

Каждая национальная экономическая система стремится достичь следующих основных целей, способ достижения которых зависит от её типа:



  1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства, т.е. стабильный рост объема производства в данной стране.

  2. Стабильность цен – не их замораживание, а плавный регулируемый рост.

  3. Высокий уровень занятости (естественный уровень безработицы).

  4. Поддержание внешнеторгового баланса, т.е. поддерживание относительного равновесия между экспортом и импортом.



Каталог: bitstream -> edoc -> 2932
edoc -> Конспект лекций тема 1: Роль рекламы в современном обществе. Вопросы: История развития рекламы. Понятие рекламы
2932 -> Тема часа Собственность в экономической системе общества План
edoc -> Конспект лекций тема экономическая политика как наука и социальная практика (4 часа) Сущность понятия «экономическая политика». Экономическая политика как наука и практика. Предмет экономической политики
edoc -> Конспект лекций Профессиональная и корпоративная культура Тема Понятие профессиональной культуры и факторы формирования современной профессиональной культуры
edoc -> Информационные технологии в туристической индустрии
edoc -> Тема Город как объект комплексного изучения
edoc -> Социальное партнерство и социология труда


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница