Тема №22: право человека: понятие, содержание, структура



Скачать 140.02 Kb.
страница1/2
Дата09.08.2018
Размер140.02 Kb.
ТипРеферат
  1   2

ТЕМА № 22: ПРАВО ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ,

СТРУКТУРА
ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ



  1. Понятие права человека

  2. Содержание права человека

  3. Структура права человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных правовых актов и литературы



1. Понятие права человека
Зачем мы вводим понятие права человека наряду с понятием прав человека и индивидуальным правом?

- а) понятие прав человека (как субъекта, лица). В реальности эти права представляют собой объективное право, систему средств, позволяющих реализовать имеющиеся у человека возможности. А субъективным правом выступает мера возможного поведения, определенная государством (или обществом). Человек здесь - лишь существо, воспроизводящее существующее право в дозволенных ему формах и рамках. В данном случае прослеживается неразрывная связь между субъективным и объективным правом человека, и оба данных компонента взаимосвязаны и неразделимы. Там где существует субъективное, всегда предполагается объективное.

- если мы действительно отводим человеку какую-то роль в обществе, тогда мы не можем не говорить о праве человека, т.е. не можем не говорить о некоторых источниках и импульсах, исходящих от самого человека. Эти права реализуются конкретными людьми. права человека - это вполне даже правовое понятие. Представление о правах человека сопряжено с понятием его достоинства. В известной мере это вносит путаницу в представление о правах человека как правовой категории, ибо достоинство - это аксиологическая детерминированность личности, определяющая как самооценку личности, так и оценку ее всем социальным окружением. Именно в достоинстве воплощаются представления человека о своих притязаниях и о признанности этих притязаний окружающими - отдельными лицами, социальной группой, обществом в целом, государством. В достоинстве также отражаются и представления о комплексе своих обязанностей, ибо только через это в полной мере может сложиться представление о ценности себя как личности и многообразного проявления собственного достоинства. Это характеризует развитую модель европейского понимания человеческого достоинства, рожденного в эпоху западноевропейского Ренессанса и развитого в Просвещении. Различия в понимании достоинства, сопряженного с представлением о справедливом, о должном и сущем, объясняет многие социокультурные, правовые и политические феномены в разные времена и в разных правовых культурах

- тезис о человеке как о высшей ценности обязывает теорию рассмотреть право человека как самостоятельную форму действительного права. Действительное право в данном контексте означает такое право,которое принадлежит субъекту на законном основании и может толковаться и использоваться им свободно независимо от обстоятельств и желания других сторон отношений.

- б) понятие права человека мы вводим, во-первых, потому, что оно сориентировано на внутренние источники реализации человеком своих прав, во-вторых, в понятии права человека отражается система этих прав. Понятие права человека нацелено на то, чтобы показать, что человек обладает не общественно дозволенными мерами поведения, а имеет право.

- право человека есть результат переработки требований, ценностей, норм, отдельных прав (как возможностей), источником которой является сам человек. Некоторые люди не нуждаются в праве, потому что правовое состояние человека не потребительское, не реактивное, а творческое. Что зачастую имеет место быть. Все таки такой инструмент как “право” способен развиваться более органично только в среде где оно имеет место быть и имеет на то юридические основания.

- в-третьих, право человека – это не сумма, а сумма плюс некие механизмы, которые приводят все это в действие. Пример с правом свободного передвижения. Причем механизмы могут быть разнообразны и зачастую возникают сиюмоментно.

- в-четвертых, право человека – это его правовое состояние, качество.

- вопрос о праве человека - это вопрос о том, насколько права, и общественное право, в полном объеме или в отдельной их части, необходимы самому человеку. Сам человек обязан проводить сознательный синтез и отличать общественное от личного.

- итак, права человека – совокупность формально установленных возможностей без вопроса об их необходимости для самого человека, а право человека – осознанное, необходимое право и рассматривается с точки зрения каждой личности.

- в) индивидуальное право в двух смыслах - 1) как индивидуальная реализация требований, норм, форма индивидуализации общественных прав. Алексеев: право человека есть индивидуальное право, возросшее до общественного, становящееся правом для общества.

- 2) как право, соотнесенное с общественным (коллективным) правом. Вторую часть рассмотрим позже.

- право человека как индивидуальное, т.е. соотнесенное с конкретным человеком. В индивидуальной форме мораль не существует (или в переносном смысле), а право может быть и персонифицировано, и ситуативно, оно реализуется индивидуально.

- по индивидуальному праву общество отличает одного человека от другого. Это право, предоставляемое именно определенному человеку. И второй смысл - у каждого человека право существует в индивидуальной форме.

- индивидуальное право – это форма существования права, а право человека – это совокупность его прав (но не система, как право человека).

- индивидуальным правом обладает любой, а правом человека – лишь при определенных условиях.

- право человека и индивидуальное право соотносятся между собой как содержание и форма. Поэтому когда мы говорим о праве человека, мы речь ведем о содержании индивидуального права, а когда мы говорим об индивидуальном праве, мы говорим о форме существования права человека.

- чтобы индивидуализировать право, надо, во-первых, чтобы у меня было желание им пользоваться, во-вторых, чтобы у меня была способность достичь этой цели, исходя из способностей и ситуации, и, в-третьих, надо его иметь, предоставляют ли мне его или я его своими притязаниями предъявляю обществу.

- «Быть» (в первых двух смыслах) - обладать качествами для реализации прав, «иметь» - обладать объективными возможностями.

- г) правом человека является то, что является его собственностью. Если это право не является моей собственностью, то это право общества, а для меня оно лишь разрешение, моя свобода – в выборе дозволенного.

- в юридическом смысле собственность есть нечто, предоставленное мне как собственность. Т.е. право человека (например, на образование) реализуется каждым случайно. Право распространяется на всех, но не каждый способен его реализовать. Понятие права человека в чисто юридическом смысле излишне. Существуют только отдельные права в их связи с обязанностями и требованиями.

- собственность – это владение, распоряжение и пользование непререкаемое, неотчуждаемое и бесспорное.

- в широком смысле собственность означает также, что ты этим не владеешь, не пользуешься и не распоряжаешься, в отличие от меня.

- право как собственность связано с нормальной мерой усилий. Права являются нормальными, когда реализуются не со сверхусилиями. Сверхусилия не порождают права.

- собственность – это ответственность, мера взятой на себя ответственности перед обществом. Степень моей разумности – в моей правовой зрелости.

- д) право человека как власть (аналогия с правом государства как власти). Собственность характеризует значимость права для самого человека, это характеристика сущности права человека. Понятие власти характеризует право человека, обращенное вовне: чем является мое право для других. Если мое право порождает у других обязанности – оно обладает властью. Право человека есть всегда власть как форма его выражения (предъявления и отражения).

- вывод главы: право человека – не социологическая характеристика индивида, а качественное состояние общества. Право человека – понятие, призванное указать на человека как на активное существо правовой жизни. В объективном смысле активность - принуждение, в субъективном – воля и выбор. Право человека относительно понятия “права человека” больше оказывает воздействие на психологическую сторону осознания права в целом, имеет менее формализованный характер и является фундаментом к практическому применению права.


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница