Тема 16: Предмет и задачи эстетики. Из истории эстетической мысли. План Термин «эстетика»



Скачать 58.58 Kb.
Дата25.08.2018
Размер58.58 Kb.
ТипЗадача

Тема 16: Предмет и задачи эстетики. Из истории эстетической мысли.

План

1. Термин « эстетика » .


2. Формулировка предмета эстетики .
3. Предмет и задача эстетики .
4. Основные этапы в истории эстетики .
5. Выводы .


Термин « эстетика » происходит от греческого слова « эстезис » (ощущение , чувственное восприятие ) . Впервые его ввёл в обиход немецкий философ эпохи Просвещения Александр Готлиб Баумгартен ( 1714 – 1762 ) . Он выделял три сферы духовного мира человека : разум , волю , чувство . Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой . Баумгартен , уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой . Баумгартен положил начало традиции сведения чувственного восприятия к характеристике двух явлений – прекрасного и искусства как сфере наивысшего проявления красоты . Но искусство и прекрасное издавна были предметом изучения философов . Именно поэтому эстетике не два с половиной века , а два с половиной тысячелетия .
Предметом эстетики является человеческая чувственность , ответственная за целостное , образное постижение мира . Такое определение вбирает в себя и сферу прекрасного , и возвышенного , и комического , и трагического , и др. эстетических категорий , характеризующих чувственное постижение человеком мира . Оно также охватывает и сферу искусства , которое развивает и воспитывает эту особую форму человеческого духа – чувственность . Целостное восприятие мира , сила воображения – универсальная способность , отличающая человека от животного . Она присуща человеку так же , как и другая универсальная способность – мышление в понятиях . Эти две универсальные способности человека тесно связаны и одна без другой не существуют . Мышление в образах , творческое воображение может быть присуще человеку изначально или воспитано . Простые формы этой способности формируются в индивиде вполне стихийно , естественно . Высшие формы этой способности ( воспринимать мир в формах развитой человеческой чувственности ) представлены в искусстве . Для развития человеческой чувственности нет иного пути кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства . Философская эстетика призвана заниматься проблемой человеческой чувственности – частью проблемы сознания .
Всякая наука имеет свой предмет . Выявить его – значит определить специфику , сферу деятельности и задачу этой науки . К сожалению , сколько – нибудь коротко ответить на вопрос , каков же предмет эстетики , очень трудно . Полное очерчивание границ этой науки может дать только её подробное изложение . Сама наука осознаёт свои цели , круг своих проблем , сферу своих интересов , свою практику , определяющую угол зрения , под которым рассматривается мир и его связи и благодаря чему только определённые связи и стороны мира входят в предмет данной дисциплины и выявляются ею . Определение наукой своего предмета – это как бы её очи , обращённые во внутрь и глядящие не на мир , а на внутренние проблемы и задачи науки . История эстетики насчитывает много веков . В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды , но и круг изучаемых её вопросов , сам её предмет и задачи . Эстетика то была частью философии и служила созданию картины мира в целом ( греческие натурфилософы , пифагорейцы ) "; то затрагивала проблемы поэтики , общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта ( Аристотель ) ; то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека ( Платон ) ; то близко соприкасалась с этикой ( Сократ ) ; то оказывалась одним из разделов богословия , стремящегося с помощью искусства нацеливать человека на служение богу ( Тертуллиан , Фома Аквинский ) ; то рассматривала соотношение природы и художественной деятельности ( Леонардо да Винчи ) ; то стремилась формировать нормы искусства ( Буало ) ; то занималась изучением особенностей чувственного познания мира в искусстве ( Баумгартен ) ; то суживала свой предмет до « обширного царства прекрасного » , строже говоря , до « искусства да притом не всякого , а именно изящного искусства » ( Гегель ) ; а свою задачу усматривала в определении места искусства в общей системе мирового духа ; то расширяя свои рамки до рассмотрения всего многообразия эстетического отношения человека к действительности (Чернышевский ) ; то ставила своей задачей теоретическое обоснование определённого направления в искусстве : романтизма (Новалис ) , реализма ( Белинский , Добролюбов , Чернышевский ) , теоретической фиксации художественной практики ( неопозитивизм ) . Марксистская эстетика теоретически осмыслила эстетические аспекты освоения мира во всех сферах практической деятельности человека , в том числе и в собственно художественной сфере , где её задачей стала активизация социальной значимости искусства на основе осознания его природы .
Что же такое с современной точки зрения предмет эстетики как науки ? Специфический предмет науки – это , по существу , весь мир рассматриваемый под определённым углом зрения , явления , взятые в свете той задачи , которую решает данная наука . Предметом эстетики является весь мир , рассматриваемый с точки зрения значимости , ценности его явлений для человечества .
Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей , их порождении , восприятии , оценке и освоении . Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоении мира в процессе любой деятельности человека , и прежде всего в искусстве , где оформляются , закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты .
Периодизация . Значение любой периодизации заключается в том , что определённое членение материала позволяет облегчить его постижение . Периодизация эстетики помогает установить общие закономерности её становления , формирование её предмета . Если критерием периодизации выбрать влияние на эстетику соответственно философии , искусства или политики , то недостаток такой периодизации отчётливо проявится в игнорировании внутренней логики развития дисциплины периодизации . Такая периодизация сведёт историю эстетики к истории идеологии , философии или художественной литературы . С другой стороны , если ограничиться критерием внутренней логики развития науки , то развитие эстетической мысли предстанет изолированным от влияния политики , религии , искусства . Критерий периодизации лежит где – то посередине . Вычленение предмета эстетики , формирование её как гуманитарной науки – основной критерий её периодизации .
Предыстория развития эстетики – мифология . Именно она была источником философского знания . В её рамках впервые ставились вопросы о красоте , об искусстве , о том , как связаны между собой эти феномены .
Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древней Греции в 6 в. до н. э. и завершился в Новое время , в начале 18 столетия . Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том , что , хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной , рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства , о границах искусств носили теоретический характер . Этот этап распадается на несколько подпериодов : античность ( 6 в. до н. э. – 5 в. н. э. ); средневековье (6 – 13 вв. ); Возрождение (14 – 16 вв. ); начало Нового времени ( частично Просвещение ) (17 – 18 вв. ) . Своеобразие каждого под периода составляет влияние определённого фактора . В подпериод античности эстетика складывалась под влиянием философии , религиозная идеология , богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья , художественная практика – на эстетику Возрождения , политика , искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения . Своеобразие каждого из перечисленных подпериодов не ограничивается лишь влиянием конкретного внешнего фактора . Каждый из этих подэтапов имеет собственную внутреннюю историю – время становления данного типа эстетического сознания , время его расцвета , кризиса и подготовки нового периода .
Второй этап истории эстетики ( с 18 по середину 19 в. ) – период по сравнению с первым этапом небольшой , но очень насыщенный , ёмкий . Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии . На этом этапе преобладает влияние фактора внутренней логики развития науки . 
Третий этап истории эстетики начался в середине 19 в. и продолжается до сих пор . На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм , социология . Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику . Так , позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии , превратить её в экспериментальную науку . С другой стороны , антропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику ( не последнюю роль здесь играло реалистическое искусство ) . Её же подвергал критике марксизм , претендуя на построение подлинно научной эстетической теории .
Всё это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики : физиологическую , социологическую , семиотическую , кибернетическую и др. И всё же именно философская эстетика является базовой для всех других её разновидностей .
Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве , принципы эстетического отношения к миру , сущность и закономерность искусства – таковы основные вопросы этой науки . Она выражает систему эстетических взглядов общества , которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей .
Каталог: uum2 -> uum-omh-gumanitar-fanlar -> Фалсафа -> На%20русс -> amaliy-qism -> Раздаточный%20материал
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа Форма учебного занятия
amaliy-qism -> Предмет и задачи логики
Раздаточный%20материал -> Тема 14: Этика как наука: объект, предмет, задачи. Понятие этики. Социальные корни формирования философской науки "Этика". Этика социальной работы: объект, предмет
amaliy-qism -> Предмет, цель и задачи философии
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа Форма учебного занятия
amaliy-qism -> Этика как наука: объект, предмет, задачи
Раздаточный%20материал -> Тема 18: Предмет и законы логики. Понятие


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница