Тема 14. Социально-психологические аспекты этнопсихологии



Скачать 98.03 Kb.
страница1/2
Дата04.06.2018
Размер98.03 Kb.
  1   2

Тема 14. Социально-психологические аспекты этнопсихологии

Психологическая характеристика этноса (Н.Н. Чебоксаров, В.И. Козлов, Ю.В. Бромлей и др.). Понятие этнической общности, основные процессы внутри них. Типы этнических групп: племя, народы, нации (Л. Морган, Ю. В. Бромлей). Ценности этноса (его нормы) - социальная норма этноса, психологическая норма этноса. Этнические процессы в группах. Процессы этнического объединения (консолидация, ассимиляция и интеграция); процессы этнического разъединения (В. И. Козлов и др.).
Психологическая характеристика этноса (Н.Н. Чебоксаров, В.И. Козлов, Ю.В. Бромлей и др.).
Информационная теория этноса Н. Н. Чебоксарова и С. А. Арутюнова. Эта концепция базируется на представлении, что и во всяком социальном образовании, как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют информационные потоки, имеющие генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). Было выдвинуто предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, особенно этносов, потоки сообщений интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Также считается, что в разных исторических типах этносов — от племени до нации — плотность информационных потоков различна и по мере дальнейшего исторического развития возрастает. Иными словами, Этносы представляют собой пространственно ограниченные сгустки специфической культурной информации, а межэтнические контакты – обмен такой информацией.

В.И. Козлов дал следующее определение Этноса - это исторически сложившаяся социальная общность людей. Так как эта общность способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства, ее можно назвать «социальным организмом». Формирование и самовоспроизводство этнической общности определяется непосредственными контактами входящих в нее людей; это возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, т. е. на одной территории, и говорят на одном языке. Общность территории и языка выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса. Природные условия территории влияют на жизнь людей, отражаясь в некоторых особенностях их хозяйственной деятельности, культуры, быта и психики. Однако это влияние не определяющее, хозяйство и культура, быт и психика сильно изменяются в ходе исторического процесса, даже если люди продолжают жить на одной и той же территории; в действительности же, во многих случаях изменяется и сама территория, а этнос остается. Более тесны связи этноса с языком, который является не только условием формирования этноса, но и продуктом этноса, а создание общности языка – результатом этногенеза; последнее особенно заметно в случае формирования этносов из разноязычных групп населения (например, в странах Америки). В результате такой тесной связи язык используется как один из важнейших символов этнической принадлежности. Нередко в качестве таких символов выступают и специфические элементы культуры этноса. Самовоспроизводство этноса обеспечивается преимущественным заключением браков внутри этноса и путем передачи новому поколению языка, традиций и т. п. В случаях, когда этнос формируется из резко различающихся расовых групп, только их брачное смешение, широкая метисация, создает основу для возникновения чувства этнической близости.

Дуалистическая теория Этноса Ю.В. Бромлея. Исходная идея данной теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - самоназвании этноса), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природ-но-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и раскрывается в двух смыслах - узком и широком.

Этнос в узком смысле был назван автором теории этникосом и включал в себя собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом и представлял собой сочетание собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Наиболее часто приводимый в литературе пример узкого и широкого смыслов понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, проживающие в границах Украины, - это этносоциальный организм.

Существует также Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева. Основной акцент в содержании этой теории автор делает на идее, что этнос представляет собой физическую реальность, облаченную в социальную оболочку. История человечества рассматривается Гумилевым как последовательная цепь многочисленных этногенезов, причиной которых являются пассионарные толчки - своего рода микромутации, вызывающие появление особо энергичных и деятельных людей - пассионариев, объединенных общими целями и интересами. Истоки этих мутационных процессов находятся в биосферных явлениях Земли. В продолжение своего роста и развития этнос проходит несколько стадий от молодости до глубокой старости и смерти, что обусловлено затратами энергии пассионарности.

Л.Н. Гумилев считал неверным сам принцип, положенный в основу определения этноса как системы у Ю.В. Бромлея. Он полагал, что "у системы нет и не может быть "системообразующего элемента", а есть системообразующие связи определенного типа. Эти связи никогда не заметить в этносе, если пытаться найти какие-то общие черты у его членов." Системообразующими, по его мнению, являются связи между человеческим коллективом и природным ландшафтом. В процессе адаптации к климатическим и географическим условиям у коллектива вырабатывается определенная форма освоения окружающей среды — оригинальный стереотип поведения, который является одним из важнейших условий появления этноса. Этническое самосознание, в отличие от стереотипа поведения, производно от природной сущности этноса, оно "только опознавательный знак, а не сущность предмета".

Значительный вклад в разработку теории этноса в 20-е годы нашего столетия внес русский этнограф С.М. Широкогоров, который считал, что этнос - это форма развития и существования человечества. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп».


Понятие этнической общности, основные процессы внутри них.

Один из первых разработчиков определения этнической общности считает, что «этническая общность есть такая общность людей, которая основана но одном или нескольких следующих видов социальных связей: общности происхождения, языка территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии.» Большинство исследователей однозначно включают в понятие этнической общности лишь наличие языка и территории. Основными признаками этнической общности по мнению В.И.Козлова являются «этническое самосознание и самоназвание, язык. Территория, особенности культуры, определенная форма социально-территориальной организации или четко выраженное стремление к созданию такой организации». Но главным, скорее всего, является не перечень признаков, а выяснение характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании.

Для каждой этнической группы характерны определенные процессы, воздействующие изнутри или извне на развитие этой группы. Этнические процессы подразделяются на процессы этнического объединения, включающие в себя консолидацию, ассимиляцию и интеграцию, и процессы этнического разъединения, когда единая общность распадается на несколько самостоятельных частей.

Одни исследователи трактуют их широко, полагая, что они охватывают социально-экономические и социально-культурные процессы. Другие понимают этнические процессы узко и не включают в них экономические, политические и культурные преобразования, бесспорно влияющие на этническое развитие. Так, И. Гурвич, сторонник первой точки зрения, утверждает, что этнические процессы - это "различные виды взаимодействия этносов, приводящие к изменению старых и возникновению новых этнических образований. Основные из них:

• консолидация народностей из близкородственных племен и этнографических групп;

• консолидация наций из близких по языку и культуре народностей, этнографических групп, национальных меньшинств и т. д.;

• сближение и постоянное слияние между собой различных народностей и наций;

• ассимиляция отдельных племен, этнических групп, народностей и наций в ходе консолидационных процессов"


Типы этнических групп: племя, народы, нации (Л. Морган, Ю. В. Бромлей).

- племена – объединение нескольких кланов, причина возникновения необходимость защищать место обитание.

- народность - складывается из племен, появляется после возникновения первых государств. Общая территория, хозяйство, единый язык.

- нация – высшая форма социально экономической общности. Общие язык, территория. Общность экономической жизни и некоторые особ-ти психического склада. Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Общность языка – характерна, но не определяющая черта (англичане и американцы). Общность территории также не доминирующий признак (Польша в период разделов не имела государственной организации). Общность экономической жизни – не доминанта (интересы украинского инженера отличны от интересов немецкого). Осознание своей принадлежности к определенному политическому образованию как признак нации имеет право на существование, но не более того. Только наличие всех признаков образует понятие «нация».


Ценности этноса (его нормы) - социальная норма этноса, психологическая норма этноса.

- исторические ценности;

- культурные формы;

- этические нормы представлены в кодексах

Социальные нормы поведения в обществе, сознательная деят-ть людей - складываются исторически. Являются обязательными. Имеют опр. форму исполнения, и механизм регуляции. Это м.б.. религиозные, духовные, нормы морали, бытовые, традиции, нормы семейных отношений и др.

Психологические нормы включают в себя деловой стиль общения. Различаются у восточных и западных этносов.

Способ принятия решения - у западных – демократический, у восточных – авторитарный.

Стиль управления на производстве - запад - инструментальный, восток - эмоционально-механический.

Властная дистанция – восток - высокий уровень, запад - низкий.

На сегодняшний день приоритетными становятся аспекты национального возрождения. Данная приоритетность связан с практическим значением этнической психологии, обусловленным активизацией пассивного большинства населения, которое всегда помогает политической реакции одержать победу, а также в устранении торможений, препятствующих развитию стремления к свободе, которое возникает благодаря социально-политической ситуации в той или иной стране. Изучение особенностей этносов необходимо для анализа их деятельности, воспитательной работы с ними, а также повышения уровня их деятельности, развития, а также для организации цивилизованных отношений между народами. Исследования должны помочь гармонически сочетать общие интересы граждан с интересами каждой отдельной нации.



Этноцентризм – совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о национальной или этнической группе. Роль психолога в таком случае в снижении этноцентризма.
Этнические процессы в группах.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Социальная философия
2015 -> Курсовая работа на тему: Наши эмоции друзья или враги? Их роль в конфликтоной ситуации
2015 -> Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России Ключевые слова
2015 -> -
2015 -> Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по «Философии»
2015 -> Никколо Макиавелли
2015 -> Астрономия и современная картина мира
2015 -> Методы социологического исследования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница