Тема 14: Этика как наука: объект, предмет, задачи. Понятие этики. Социальные корни формирования философской науки "Этика". Этика социальной работы: объект, предмет



Скачать 117.56 Kb.
страница1/3
Дата01.07.2018
Размер117.56 Kb.
  1   2   3

Тема 14: Этика как наука: объект, предмет, задачи.
Понятие этики. Социальные корни формирования философской науки "Этика". Этика социальной работы: объект, предмет, цель, задачи.

Этика (греч. etos - обычай)- важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль. 


 Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль - ее предмет. 
Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
 Как известно, термин этика предложил Аристотель (в 4 в. до н.э.). Он понимал ее как особую практическую науку о нравственности (по тому времени - добродетели), целью которой является обучение человека умению, как стать добродетельным и счастливым. 
 Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент. 
Важно видеть два основных значения слова этос, сохранившиеся в наше время
Во-первых, этос - это качественная характеристика социума - нравы, привычки, обычаи, присущие определенному этносу, или характер нации, предопределенный "местом" ее обитания. Именно такое понимание этоса характерно для культурной антропологии и этнографии. В этом смысле можно говорить о европейском, российском, японском и т.д. этосе. 
Второе значение слова этос - характер и судьба отдельного человека - получило развитие в традиционной этике, которая рассматривала именно отдельного человека, его индивидуальные нравственные проблемы и ценности, апеллируя к его рациональности и способности самостоятельно их решать на основе собственного разума. 
Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность - были тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они были разведены. Этика - это теория, мораль и нравственность - это реальные явления в жизни человека и общества. Иногда понятия мораль и нравственность употребляют как синонимы, но существует традиция (идущая от Гегеля) разделять их значение. Согласно этой традиции, нравственность (от слова нравы) - поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. В нравственности индивид автоматически поступает "как все", как послушный член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции и нормы. 
Таким образом, нравственность человека является условием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества, интенсивного рационального мышления, индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу. При этом принятый образец выступает критерием добродетели. Такое поведение характерно для традиционного общества и для всех восточных цивилизаций, стремящихся к сохранению своих традиций ( Япония, Китай, арабские страны). 
Мораль - особое явление, возникшее (параллельно с правом) в западной цивилизации. Она появляется с развитием индивидуального самосознания (античные мудрецы), личностного, самостоятельного начала, с появлением самостоятельно мыслящих личностей, способных к сознательному решению и выбору. 
 Мораль - это не просто то, что есть, она скорее, то, что должно быть. 
Этика появляется там и тогда, где и когда появляется мораль как сфера самостоятельного выбора, основанного на рациональном размышлении. Этика - наука о "должном", она говорит о том, как "должен" поступать человек (формулирует нравственные нормы и принципы).
Этика включает в себя нормативную этику и теорию морали. 
Нормативная этика исследует вопрос о благе, добре, зле и т.д., вырабатывает моральный кодекс поведения, показывает, что достойно стремлений, какое поведение является хорошим, в чем смысл жизни, что одобряемо и что отвергаемо обществом, или ведет к его разрушению.
Теория морали исследует сущность морали, ее возникновение и развитие, закономерности, определяющие моральные нормы, их исторический характер. 
Нормативная этика и теория морали тесно связаны друг с другом.
Как известно, термин этика предложил Аристотель. 
За две с лишним тысячи лет этика, с одной стороны, не претерпела существенных изменений и сегодня рассматривается как наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Но с другой - приобрела множество профессиональных ветвей.
Нравственность, как правило, проявляется в общении с другими людьми. Она не может быть ориентирована на себя, она ориентирована во вне себя, на других. Содействует организации взаимодействия людей в процессе учебы, отдыха, трудовой деятельности, культурной деятельности и т.д. Наиболее фундаментальное значение имеет профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии, обеспечивающих взаимодействие людей конкретной профессии, необходимое для достижения достаточной производительности труда при должной безопасности и комфортности процесса и последствий межличностного общения в процессе профессиональной деятельности.
Считается, что профессиональная этика - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. Сегодня философы сходятся на мысли, что этика формирует современного интеллигента, так как интеллигентность - это не чисто профессионально-образовательное понятие, удостоверение или диплом об окончании вуза. Интеллигентность - это, в первую очередь, духовно-нравственное содержание человека, который должен иметь и профессиональные знания современного уровня. Гуманитарные процессы в обществе развиваются, как правило, интеллигенцией общества.
В ответ на социальный запрос общества в профессиональной этике возник и активно формируется специфический раздел - этика социальной работы. Она предназначена для регулирования на уровне нравственности и морали всех процессов в обществе, направленных на социальную защиту человека.
Как научное направление этика социальной работы развивается последние годы. Однако ростки ее начали произрастать тоже в древности.
Интересный пример, подтверждающий важность этики законодательных актов социального характера, сохранился в древней истории Беларуси. В статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.) содержатся статьи, вытекающие из нравственно-этических воззрений, которые в ВКЛ в то время были на уровне передовых гуманистических идей Запада. Канцлер ВКЛ Лев Сапега, говоря о статуте ВКЛ 1588 г., в "Обращении ко всем сословиям Великого Княжества Литовского" писал, что статут представляет собой "удило+ на сдерживание каждого наглеца,.. чтобы, боясь права, от всякого насилия и произвола сдерживался, а над более слабым и худшим не издевался и угнетать его не мог, ибо для того права установлены, чтобы богатому и сильному не все можно было делать".
Объект изучения этики социальной работы - профессиональная мораль специалистов социальной работы.
Предмет этики социальной работы - этические отношения, этическое сознание и этические действия, возникающие в процессе социальной работы.
Цель этики социальной работы - обеспечение, поддержание и развитие одобряемых обществом содержания, сущности, методов и технологий профессиональной деятельности социальных работников.
Задачи этики социальной работы - нормативное регулирование поведения, отношений и действий социальных работников, их профессиональных групп и объединений, формированиесоциально одобряемого этического сознания работников сферы социальной защиты населения.
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.





Каталог: uum2 -> uum-omh-gumanitar-fanlar -> Фалсафа -> На%20русс -> amaliy-qism -> Раздаточный%20материал
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа Форма учебного занятия
amaliy-qism -> Предмет и задачи логики
amaliy-qism -> Предмет, цель и задачи философии
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа Форма учебного занятия
amaliy-qism -> Этика как наука: объект, предмет, задачи
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа Форма учебного занятия
Раздаточный%20материал -> Тема 18: Предмет и законы логики. Понятие
Раздаточный%20материал -> Тема 16: Предмет и задачи эстетики. Из истории эстетической мысли. План Термин «эстетика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница