Тема 1: Общий алгоритм построения модели обеспечения экономической безопасности



Скачать 320.05 Kb.
страница1/3
Дата01.03.2018
Размер320.05 Kb.
  1   2   3

Тема 1: Общий алгоритм построения модели обеспечения экономической безопасности.


1.1. Алгоритм создания модели экономической безопасности.

1.2. Механизмы обеспечения безопасности социальной системы - организации, сущность и задачи.

1.3. Теоретические основы моделирования деятельности по реализации государственной экономической политики в сфере инноваций и инвестиций
1.1. Алгоритм создания модели экономической безопасности.

Моделирование в широком смысле является методом научного познания. На практике моделирование используется при организации, планировании, совершенствовании конкретных видов деятельности. Моделирование предполагает построение определенного образа исследуемого объекта (предмета, процесса или явления), представляющего собой систему элементов, воспроизводящих его основные характеристики (стороны, связи, функции и т.п.). Аналогия между исследуемым объектом и моделью позволяет переходить от модели к самому объекту и переносить на него результаты, полученные при исследовании модели. В данном случае объектом исследования является деятельность органов государственной власти и субъектов хозяйствования по обеспечению экономической безопасности, модель которой необходимо построить.

В соответствии с системным подходом, модель деятельности по обеспечению экономической безопасности в качестве своих элементов должна, на наш взгляд, включать:


  • цели и задачи деятельности;

  • субъект деятельности;

  • объект деятельности и его основные особенности;

  • угрозы объекту защиты и механизмы их реализации;

  • условия, в которых эта деятельность осуществляется (или особенности среды);

  • формы, методы и средства, используемые субъектами деятельности для достижения своих целей и решения конкретных задач;

  • тактика использования сил и средств для защиты интересов;

  • результат деятельности как прогнозируемая форма достижения цели.

Исходным моментом моделирования является определение цели такой деятельности. По нашему мнению, она формулируется в определении экономической безопасности. В отличие от существующих подходов определение экономической безопасности, предложенное в данной работе, делает акцент на том, то – это состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования, индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в иных сферах экономической деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных экономических интересов от внешних и внутренних угроз через устранение предпосылок и преодоление существующих противоречий, достижение сбалансированности интересов каждого из участников экономических отношений. То есть, должна быть построена модель деятельности, которая будет обеспечивать такое состояние системы экономических отношений.

Обеспечение экономической безопасности - это деятельность по созданию условий для стабильного бескризисного развития экономической системы, выявлению, предупреждению и пресечению угроз, устранению противоречий между интересами различных государств, социальных групп, общества и индивида. Главной целью обеспечения национальной экономической безопасности является разрешение противоречий между экономическими интересами субъектов хозяйствования, государства, личности и общества, между интересами различных государств в сфере международных экономических отношений, создание благоприятных условий для эквивалентной, равноправной реализации жизненно важных экономических интересов всех субъектов экономических отношений.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (хозяйственную, нормотворческую, аналитическую, организационную, оперативно-розыскную и прочую) всех субъектов экономической безопасности по защите жизненно важных экономических интересов, основными этапами которой являются: вычленение жизненно важных экономических интересов в каждой сфере хозяйственной деятельности; создание механизмов прогнозирования и выявления угроз; формирование системы противодействия существующим и возникающим угрозам; разработка механизмов взаимодействия всех субъектов системы безопасности.

Система обеспечения экономической безопасности включает в себя совокупность субъектов экономической безопасности, систему мер и деятельность по их реализации в целях защиты жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Субъектами обеспечения экономической безопасности являются государство и его структуры, юридические и физические лица, иные субъекты хозяйствования.

Основным субъектом экономической безопасности, обеспечивающим ее реализацию на национальном, общественном, государственном уровне, а так же оказывающем существенной влияние на реализацию экономической безопасности личности (граждан) является государство, осуществляющее функции в данной области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Юридические и физические лица (граждане) обеспечивают своей деятельностью собственную экономическую безопасность, защищая и реализовывая жизненно важные экономические интересы, но также обязаны в соответствии с настоящим Законом, законами и другими нормативными актами Украины, регулирующими отношения в сфере экономической деятельности, не допускать ущемления национальных и государственных интересов, обеспечивать условия для их приоритетной реализации.

В систему органов, обеспечивающих национальную экономическую безопасность (или иными словами – субъектами системы обеспечения экономической безопасности являются) входят Президент, Кабинет Министров, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, Министерства и ведомства, предприятия и учреждения различных форм собственности, юридические и физические лица.

Система обеспечения национальной экономической безопасности объединяет целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц и граждан Украины по защите жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от всех видов угроз внешнего и внутреннего характера.

Для обеспечения национальной экономической безопасности данными субъектами осуществляется система мер (правового, экономического, организационного, аналитического, оперативно—розыскного и иного необходимого для защиты экономических интересов характера), включающая в себя: разработку экономических механизмов регулирования системы экономических отношений в обществе; принятие правовых, нормативных актов, закрепляющих сложившуюся систему экономических отношений и регулирующих практику хозяйственной деятельности; осуществление организационных и управленческих действий, обеспечивающих функционирование всех субъектов хозяйствования и эффективную, эквивалентную реализацию их интересов.

Предметом государственной деятельности в области обеспечения национальной экономической безопасности являются:


  • определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

  • формирование и проведение экономической политики (определение целей, приоритетов, задач и направлений обеспечения экономической безопасности).

Приоритетные направления обеспечения национальной экономической безопасности должны формулироваться в Программы (Стратегии) обеспечения экономической безопасности Украины.

Программа (Стратегия) обеспечения экономической безопасности Украины – это система политических, экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих вычленение национальных жизненно важных экономических интересов общества и всех граждан, предприятий, Министерств и ведомств, субъектов хозяйствования и угроз им на данном историческом отрезке времени в условиях сложившейся внешнеполитической, социально-экономической обстановки. Программа (Стратегия) может включать характеристику условий, факторов и важнейших параметров и пороговых показателей, достижение которых обеспечит условия для реализации всей системы национальных жизненно важных экономических интересов.

На основе Программы (Стратегии) Министерства и ведомства должны готовить Планы мероприятий по обеспечению экономической безопасности в соответствующей сфере экономической деятельности.

Каждый из субъектов обеспечения экономической безопасности выполняет свои функции в определенной сфере хозяйственной, управленческой или организационной деятельности, реализует деятельность по обеспечению экономической безопасности за счет разработки мер экономического, правового, аналитического, оперативно-розыскного и иного характера в соответствии с компетенцией возложенной на него законодательством Украины.

Программа (Стратегия) обеспечения экономической безопасности составляет основу планирования деятельности каждого субъекта. Содержание этой деятельности определяется моделью, разрабатываемой каждым из субъектов применительно к специфике деятельности в той или иной сфере и с учетом:

- условий той сфере хозяйственной жизни, в которой данный субъект осуществляет свою деятельность;



  • имеющихся в распоряжении субъекта механизмов, средств и мер противодействия угрозам, возможностей их предотвращения;

  • функций, которые то или иное структурное подразделение выполняет в рамках хозяйственной деятельности.

Построение системы обеспечения экономической безопасности, так же как и национальной безопасности, во всех ее составляющих, должно базироваться, на наш взгляд, на методологическом подходе, включающем в качестве элементов системы обеспечения безопасности:

- выявление угроз и субъектов угроз экономической безопасности в современных условиях;

- определение объектов защиты;

- механизм выявления жизненно важных экономических интересов страны или субъекта хозяйствования, сфер и особенностей их реализации;

- выявление субъектов, чья деятельность наносит ущерб жизненно важным экономическим интересам личности, предприятия, общества и государства;

- определение признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам страны или субъекта хозяйствования;

- определение основных факторов и условий, складывающихся в сфере обеспечения экономической безопасности государства или предприятия;

- анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба жизненно важным экономическим интересам страны или хозяйствующим субъектам;

- определение компетенции и взаимоотношений органов, осуществляющих деятельность по обеспечению экономической безопасности;

- формирование системы мер по реализации жизненно важных экономических интересов;

- деятельность по противодействию угрозам и локализации их последствий.

Следует подчеркнуть, что эффективность деятельности по обеспечению экономической безопасности будет тем выше, чем более четко будут определены объект защиты и угрозы. Именно от определения того, что необходимо защищать и от чего зависит содержание Программы (Стратегии) деятельности каждого субъекта системы обеспечения экономической безопасности. На первый взгляд может показаться, что ответ лежит на поверхности - раз речь идет об экономической безопасности, то и объектом безопасности является экономика. К сожалению, «видимая часть айсберга» изначально оказала воздействие на подходы к определению экономической безопасности таким образом, что последнюю стали рассматривать, как способность национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от действия внешних факторов. Соответственно достижение экономической безопасности связывалось с таким состоянием экономики, когда негативное влияние извне нейтрализовалось компенсирующими резервами хозяйства страны, и сохранялась экономическая, социальная и политическая стабильность. Из такой формулировки вытекало, что обеспечение экономической безопасности реализуется как процесс разработки системы мер по стабилизации экономического положения, но не предусматривалась деятельность по предотвращению угроз.

На наш взгляд, следует обратить внимание на то, что на всех уровнях или государства, или предприятия, подходы к обеспечению экономической безопасности практически базируются на вычленении в качестве объекта экономической безопасности тех или иных проблем, решение которых является жизненно важным экономическим интересом. Иными словами, фактически реализуется общий методологический подход к построению концепции экономической безопасности на основе анализа реально существующих жизненно важных экономических интересов и отношений как объекта экономической безопасности.

В общем плане экономические интересы определяются как совокупность потребностей, формирующихся у индивидов, социальных общностей и иных субъектов хозяйствования под влиянием системы экономических отношений и побуждающих их к активной хозяйственной деятельности. Удовлетворение важных, значимых потребностей обуславливает процесс функционирования и развития, как мировой экономики, экономик отдельных стран, так и жизнедеятельности отдельного индивида-производителя. Поэтому жизненно важные национальные экономические интересы могут быть определены как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает жизнедеятельность личности, предприятия, общества и государства в данный промежуток времени.

В системе экономических интересов:


  • необходимо создать иерархию интересов - вычленять долгосрочные, перспективные и краткосрочные, но не менее жизненно важные интересы;

  • постоянно корректировать эту систему с учетом как изменяющихся условий развития, так и возникающих новых угроз.

Не менее важное методологическое значение для построения системы обеспечения экономической безопасности наряду с ее объектом имеет вопрос о реальных и потенциальных угрозах жизненно важным экономическим интересам, условиям и возможностям их реализации. Разработка концепции должна основываться на учете всего комплекса угроз экономической безопасности, а именно - формирующихся условий и факторов, негативно воздействующих на прогрессивное развитие страны, препятствующих или исключающих возможность реализации жизненно важных экономических интересов личности, общества, государства, системы экономических отношений между ними. Иначе система обеспечения экономической безопасности будет запаздывать с мерами защиты или принимать неадекватные угрозам действия.

Концепция ООН, например, в качестве угроз экономической безопасности государств рассматривает такие факторы как:



  1. необеспеченность экономики сырьем и энергоресурсами;

  2. необеспеченность продуктами питания;

  1. нерациональная эксплуатация природных ресурсов;

  1. необеспеченность производственно-техническим и научным потенциалом;

  2. стихийные бедствия (неурожаи, землетрясения, наводнения, засухи и другие факторы природного характера);

  3. деградация окружающей среды;

  4. механизм функционирования системы международной торговли, основанный на неэквивалентном обмене;

  5. протекционистские меры, блокады и эмбарго, используемые в политических целях;

  6. нестабильность цен на сырье;

  7. недостатки системы частного финансирования, приводящие к кризису задолженности;

  8. частые колебания процентных ставок;

  9. ограничения по политическим причинам доступа на рынки кредитов;

  10. ограничения по чисто политическим причинам объема помощи;

  11. несовершенство механизма принятия решений, регулирующего функционирование валютной системы и др.

Нет необходимости возражать против вычленения этих угроз экономической безопасности. Но следует учитывать, что они сформулированы, исходя из потребностей развивающихся стран, и затрагивают, прежде всего, систему международных экономических отношений. Применительно к нынешней ситуации в Украине речь следует вести о том, что наряду с внешними угрозами на экономическую безопасность в большей степени оказывают влияние внутренние угрозы, обусловленные наличием и обострением противоречий внутри государства.

Вычленение процессов и факторов экономического развития, представляющих угрозу экономической безопасности республики или субъектов хозяйствования должно базироваться на оценке степени их влияния на условия и возможности реализации жизненно важных экономических интересов. В качестве некоторых таких процессов и факторов, негативно влияющих на экономическую безопасность Украины и производителей в современных условиях должны рассматриваться:



  1. разрыв хозяйственных связей в производственной сфере и бурное развитие связей в сфере перекупки и перепродажи;

  2. разрушение существовавшей экономической структуры без адекватного формирования новых хозяйственных структур и производственных и технологических отношений;

  3. значительный рост теневой экономики, криминализация экономики, рост экономической преступности.

  4. инфляция;

  5. «Чернобыльский» фактор и другие.

В этой связи, видимо, целесообразно проводить более детальную классификацию факторов экономической безопасности, что позволит подойти к проблеме ее обеспечения с учетом ситуации в стране.

Одним из оснований такой классификации может стать вычленение факторов, влияющих на реализацию экономических интересов. Ко второй группе факторов, на наш взгляд, относятся факторы, обеспечивающие устойчивость экономического развития. Третья группа, - факторы, создающие условия для возникновения сфер более вероятностного нанесения экономического ущерба. Видимо, целесообразно проводить классификацию и по такому основанию как отношение к компетенции тех или иных элементов государственного аппарата по обеспечению экономической безопасности. Такая классификация, по нашему мнению, позволит более детально учесть все факторы при организации системы обеспечения экономической безопасности страны, разграничить компетенцию государственных органов и сформулировать задачи по обеспечению экономической безопасности на ближайшую и отдаленную перспективу.

Для построения концепции экономической безопасности методологическое значение также имеет и вопрос об определении «носителей», источников или субъектов угроз, чьи именно действия и направлены против жизненно-важных экономических интересов общества и государства. И если в одном случае их носителями являются природные силы, объективные процессы и факторы экономического развития, то в другом, таковыми являются конкретные субъекты хозяйствования.

В качестве же субъектов угроз экономической безопасности, чьи конкретные действия наносят ущерб жизненно-важным экономическим интересам страгны, следует, на наш взгляд, рассматривать:

- юридических лиц (предприниматели, фирмы, фонды и благотворительные организации; государственные предприятия и другие субъекты хозяйствования);

- физических лиц, профессионально выполняющие работу экономического характера (частные производители и предприниматели, не имеющие статуса юридического лица; руководители, осуществляющие от имени предприятий хозяйственные операции; сотрудники государственных организаций и учреждений и пр.);

- иностранных юридических лиц, организации, фирмы, спецслужбы и т.д.;

- организованную преступность, действующую как внутри страны, так и за рубежом.

Следует учитывать, что все субъекты хозяйствования могут иметь противоречащие общенародным и государственным личные, корыстные экономические интересы и использовать формы, методы деятельности, которые им позволяют достигнуть нужного результата. И в этом отношении они функционируют в рамках прав, предоставленных им Конституцией. Однако с другой стороны, их действия могут ущемлять жизненно важные экономические интересы общества, государства или других субъектов хозяйствования, то есть являться угрозой экономической безопасности республики или отдельного производителя. Иными словами, они реально выступают субъектами угроз экономической безопасности. Поэтому при оценке данных субъектов как носителей угроз в современных условиях следует исходить из критерия соответствия их деятельности установленным правовым, хозяйственным нормам и правилам.

Соответственно, в узком понимании, как экономическая безопасность предприятия, отрасли, региона или субъектов хозяйствования - это защищенность производственных, финансовых, юридических и иных отношений и организационных связей, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, при котором реализуются их экономические интересы.

Структурный аспект проблемы предполагает выделение основных факторов, влияющих на экономическую безопасность государства и субъектов хозяйствования. Эти факторы можно разделить на группы, характеризующие: материальное обеспечение производства; состояние рабочей силы, размеры и прогрессивность основного производственного капитала (фондов); развитие сферы исследований, разработка технологических нововведений, возможность сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках и ряд других.

На уровне субъектов хозяйствования экономическая безопасность как состояние - это наличие таких экономических, производственных и технологических условий, которые позволяют обеспечивать законную реализацию экономических интересов без возникновения противоречий с интересами других субъектов и устойчиво функционировать в данный момент.

В функциональном плане экономическая безопасность тождественна понятию «обеспечение экономической безопасности» и должна рассматриваться как процесс обеспечения, достижения единства жизненно важных интересов; выявления и предупреждения угроз им; противодействия субъектам угроз, что фактически будет обеспечивать создание и упрочнение условий надежного функционирования национальной экономики в ходе ее развития.

Особо следует остановиться на таком этапе деятельности как формирование и осуществление системы мер по реализации жизненно важных экономических интересов. Для каждого государства эта система мер должна предусматривать мероприятия по обеспечению стабильного функционирования экономики и обеспечению ее необходимого развития. Проблема в данном случае заключается в том, что зачастую поддержание стабильности, например, темпов роста национального внутреннего продукта является более актуальной, чем значительный его прирост, не учитывающий реальный уровень национального потребления и ограниченные возможности роста экспорта. Поэтому при формировании системы мер необходимо учитывать как экономическое положение государства, так и его место в международном разделении труда.

Основываясь на предложенной модели обеспечение экономической безопасности, должно реализовываться в деятельности каждого субъекта, однако тот факт, что защищаться должны экономические интересы и между ними существуют противоречия, определяет необходимость рассмотрения особенностей этого процесса.


Каталог: assets -> files
files -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
files -> Вместе с кантом
files -> Программы нпо
files -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
files -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница