Тема № Философское осмысление науки: многообразие подходов (6 ч.)



Скачать 19.92 Kb.
страница1/2
Дата20.05.2018
Размер19.92 Kb.
ТипСеминар
  1   2

Общее кол-во часов на семинары: 18 ч.

В экзаменационные билеты войдут тексты: В.И.Вернадского, П. Фейерабенда, О. Конта, Э. Маха, Р. Карнапа, К. Поппера, О. Шпенглера, П.Флоренского, Т. Куна, Р. Мертона, Дж. Бернала, А. Койре, И. Пригожина (в соавторстве со Стенгерс И.), М. Вебера

Темы:

Тема № 1. Философское осмысление науки: многообразие подходов (6 ч.)

  1. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие оценки науки. В.И. Вернадский: сциентистская трактовка науки как высшей культурной ценности, признание планетарной миссии науки в условиях Земли. П. Фейерабенд: антисциентистское представление о негативном воздействии науки как социокультурной силы.

  2. Позитивистская традиция в философии науки и ее эволюция:

О. Конт о позитивной стадии в развитии человечества, о критериях позитивности и позитивной философии. Э. Мах о психологии научного исследования, соотношении физического и психического, об элементах мира и принципе экономии мышления. Р. Карнап о бессмысленности метафизики и принципе верификации.

  1. Постпозитивизм и его критика логического позитивизма. К. Поппер: критика верификации и принцип фальсификации; проблема демаркации науки и псевдонауки; логика науки в противовес психологии науки; проблемы индукции и особенности научного метода.

Список рекомендуемой литературы:
Вернадский, Фейерабенд, Карнап, Поппер – (взять данные тексты из учебного пособия по Истории и философии науки (под ред. Бряник, Томюк))

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. Ч. 1–3. С.11–76.

Мах Э. Познание и заблуждение: Очерки по психологии исследования. М.: Лаборатория знаний, 2003. Предисловие. С. 30-34. Гл.1. Философское и естественнонаучное мышление. С. 35-52.
Тема №2. Социокультурное бытие науки (4 ч.)


  1. О. Шпенглер о культурно-исторической обусловленности и изменчивости форм и стилей познания. Понятие «природа» как функция культуры, отрицание общечеловеческого характера естествознания.

  2. П. Флоренский о культурно-национальной обусловленности стилей мышления в науке – об английском, французском и немецком стилях мышления.

  3. Т. Кун как один из создателей современной социологии науки; концепт «парадигма - научное сообщество»; факторы развития науки и природа научной революции.

  4. Р. Мертон: социальный порядок и наука; институциональный статус науки;

«этос науки» и регулятивные нормы жизни научного сообщества.

  1. М. Вебер: наука как призвание и профессия


Список рекомендуемой литературы:
Т. Кун и Р.Мертон (взять данные тексты из учебного пособия по Истории и философии науки (под ред. Бряник, Томюк))

Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993. Гл. 6. Фаустовское и аполлоновское познание природы: 1, 2. С.495-503.

Флоренский П.А. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. У водоразделов мысли. М., 1990. Ч. 1: Гл. 4. Мысль и язык,
Каталог: fileadmin -> user upload -> site 15796 -> prochee
prochee -> К кандидатскому экзамену по истории и философии науки
user upload -> Программа вступительного экзамена по направлению
user upload -> Политическая философия. Конспект лекций
user upload -> Древняя и средневековая философия : цикл лекций : учебное пособие
site 15796 -> Предмет и основные проблемы философии науки Понятие, предмет и основные проблемы философии науки
user upload -> Программа Итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки
prochee -> К кандидатскому экзамену по истории и философии науки
prochee -> Предмет и основные проблемы философии науки Понятие, предмет и основные проблемы философии науки
prochee -> С. 56-75. Э. Кассирер о символизме и роли языка математики в становлении науки // Кассирер Э


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница