Техника как феномен культуры



Скачать 170.64 Kb.
страница1/2
Дата17.08.2018
Размер170.64 Kb.
ТипЛитература
  1   2

Панина Г.В.

Техника как феномен культуры

1. Техника как объект социокультурного анализа.

2. Инженерная деятельность: трансформации и перспективы.

3. Технонаука и социотехническое проектирование: социогуманитарное знание как часть инженерного профессионализма.

4. Профессиональная этика в инженерной деятельности.
Основная литература:

1. Культурология: учебник для студентов технических вузов/ под ред. Н.Г. Багдасарьян – Любое издание.

2. Андреев А.Л., Бутырин П.А., Горохов В.Г. Социология техники: учебное пособие – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2009 – 288с.
Дополнительная литература:

1. Багдасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян – М.: Издательство «Юрайт», 2014 – 383 с.

2. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: учебное пособие / Науч. ред. Ц.Г. Арзаканян. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.

3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учебное пособие. – М.: Гардарика, 1996. – 400 с.

1. Техника как объект социокультурного анализа.

Невозможно представить жизнь современного человека без техники. Причем не в качестве полезного дополнения к жизнедеятельности, а в качестве ее субстанциальной основы. Н.А. Бердяев говорил, что без техники невозможна культура, с ней связано само возникновение культуры как собственно человеческой формы существования 1. Техника как орудийно-предметная деятельность человека по преобразованию пространства вокруг себя является важнейшим отличительным признаком человека культурного в отличие от чисто природного бытия. Как менялась техника на разных этапах общественного развития, какое влияние оказывала технологическая деятельность на человека и его социальное окружение, какие возникали взаимодействия техники с другими элементами культуры – политикой, искусством, экономикой, образованием и другими – эти вопросы включается в проблемное поле изучения культурологии. Особое значение рассмотрение техники как феномена культуры получило в ХХ веке, открывшем невиданные ранее перспективы трансформации цивилизации под влиянием техники. С одной стороны, человечество впервые получило технические средства, способные уничтожить саму жизнь на планете, а с другой, открылись беспрецедентные возможности коммуникации, освоения энергии, пространства, вплоть до выхода за пределы Земли. XXI век задает новые векторы взаимодействия техники и других элементов культуры 2. Во-первых, появляются технологии (нано-, био-, инфо-, технологии искусственного интеллекта), которые не просто меняют социальное пространство человека, его формы мышления, но допускают возможность трансформации самой «природы человека», появления новых антропологических свойств и качеств; во-вторых, принципиально меняется взаимоотношение техники и социума, любое техническое решение может разрабатываться и использоваться только с учетом социального контекста, социокультурных последствий, в результате появляются новые социальные практики, такие как социальная оценка техники, социотехническое проектирование.

Само понимание техники в современной культуре многозначно 3. Она рассматривается и как:

а) прикладное естествознание;

б) система средств, которые служат хозяйственному удовлетворению потребностей, облегчению и формированию нашего бытия, представляя собой совокупность методов и вспомогательных средств действий по овладению природой;

в) выражение стремления человека к эксплуатации и власти, а также желания управлять на основе соответствующих знаний;

г) бытийно-историческое раскрытие предназначения природы в удовлетворении нужд человека;

д) в христианско-платоновском толковании – как реализация идей, извлекаемых изобретателем из мира предустановленных способов решения и воплощаемых в моделях и устройствах, продолжающих дело первоначального божественного творения;

е) саморазвитие человека через его собственную деятельность, формирование действительности с помощью труда;

ж) производство вещей в качестве дополнения объективного мира, что тем самым впервые делает человека культурным существом и является для него в широком смысле необходимым;

з) эмансипация от ограничений, налагаемых органической природой, прогрессивная замена естественного мира культурным миром;

и) объективация человеческой деятельности и т.д.

Техника в современном понимании не может быть сведена к традиционному набору артефактов (машин, механизмов), а обязательно должна включать в себя процедурный аспект (способы, методы, технологии изготовления и использования машин), а также праксиологическое понимание целей и задач, решаемых с помощью данных устройств.4 Техника в таком случае рассматривается как нечто, объемлющее, во-первых, практику технических разработок и производства артефактов, во-вторых, практику использования и применения техники, в-третьих, практическую деятельность по изъятию отработавшей техники их употребления (ресайклинг, депонирование или уничтожение в качестве отходов), наконец, в-четвертых, деятельность по формированию социокультурного пространства, в котором будет функционировать техника. А это выводит нас на проблему сущности и содержания инженерной деятельности в современных условиях.

2. Инженерная деятельность: трансформации и перспективы.

Проектирование и создание технических устройств называется технической деятельностью, и на первых исторических этапах она осуществлялась на основании наблюдения, обобщения опыта, применения здравого смысла. Инженерная же деятельность знаменует особый этап технической деятельности, отличающийся повышенной эффективностью, связанной с систематическим применением научных знаний для конструирования и изготовления технических объектов – машин, механизмов, сооружений, устройств и т.д. В процессе использования науки для создания техники инженер решает научные и технические задачи, вырабатывая новые знания, оказывающие обратное стимулирующее влияние на развитие науки. Это сближает деятельность инженера с деятельностью ученого-экспериментатора и отличает от работы техника-ремесленника. На первых этапах своего развития инженерная деятельность ориентируется прежде всего на естественные науки (физику, химию, математику), с течением времени начинает использовать и развивать дальше формирующиеся на стыке науки и техники технические науки (начертательную и проективную геометрию, сопротивление материалов, теорию машин и механизмов, теоретические основы электротехники и другие). В современном мире техника стала неотъемлемой составной частью социокультурного пространства, главным элементом техносферы, следовательно, нуждается для своего безопасного использования и дальнейшего развития в применении наряду с естественными и техническими науками наук социогуманитарных.



В деятельности по созданию техники ученые выделяют несколько этапов 5. Нулевой цикл (первобытное общество) характеризовался созданием простейших орудий и сооружений, основанным на устной передаче технического опыта, использованием силы домашних животных, сакрально-анимистическими сценариями осмысления техники. Появление техники в древних государствах (Египет, Шумер, Вавилон), использующей впервые силы природы для выполнения работы, сохраняющей опыт с помощью письменности и специфических знаковых средствах (чисел, чертежей, расчетов). Это позволило создать достаточно сложные технические сооружения (ирригационные системы, дворцы, пирамиды, большие корабли, древнюю металлургию и т.д.), а также более совершенное оружие и орудия труда. Меняются и сакральные сценарии осмысления техники. Развитие техники в античности и средние века знаменовало впервые использование знаний при конструировании машин (построение планов, схем, расчетов отдельных элементов). Конечно, это были еще не научные знания, основанные на строго эмпирических исследованиях, а в большей степени умозрительные догадки, но они позволили создать особый тип инструментального отношения к миру, а также модель рационального осмысления деятельности и технического творчества. Появление инженерного этапа развития техники сопровождалось ростом естественнонаучного и технического знания, используемого при конструировании и изготовлении технических устройств, спровоцировавшего бурный рост изобретательства и формирование научной рациональности, приведшей к целенаправленному изучению природы и обоснованию порядка действий (технологии) при изготовлении машин и механизмов. Промышленный этап привел к формированию производственных комплексов, промышленности и сферы массового потребления на основе достижений инженерии и новых форм организации труда. Современный этап конструирования и создания техники справедливо называют технологической революцией. До определенного времени технология рассматривалась лишь как одна из сторон организации производства наряду с ресурсной, материально-технической, управленческой и т.д. Но реализация в последние десятилетия крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать новый характер взаимоотношений между технологическими процессами, операциями, принципами и характером развития науки, техники, инженерии, производства в конкретном обществе, которые, в свою очередь, зависят от социально-политических и культурных особенностей стран и регионов. Разработка и производство полупроводников, компьютерной или ракетной техники, нано и биотехнологий, других высокотехнологичных систем оказались зависящими от достигнутого в данной стране уровня научных исследований, инженерных разработок, проектирования, равно как и от способов организации труда, квалификации и образования трудовых ресурсов, соотношения приоритетов и целей общества, качества продукции и многих других социокультурных факторов. Технология предстала как совокупность принципов гармоничного сочетания технических, социальных и культурных факторов, обеспечивающих инновационное развитие техносферы.

С развитием общества происходит дифференциация и усложнение инженерной деятельности, которая на первых этапах включала в себя лишь изобретательство, конструирование и технологию производства. С возникновением и совершенствованием технических наук к ним добавляются еще инженерные исследования и проектирование, затем создание социотехнических систем и человеко-машинных комплексов. А со становлением технологического этапа можно констатировать общественную потребность в таких видах инженерной практики как организация и управление социотехническими проектами, оценка рисков технического развития, комплексная экспертиза последствий и перспектив создания и применения новых технологий, мониторинг эксплуатации, функционирования и ликвидации инновационных продуктов.

3. Технонаука и социотехническое проектирование: социогуманитарное знание как часть инженерного профессионализма.

Новые задачи перед инженерной деятельностью, связанные с созданием техники, включенной в социокультурные контексты, приводят к необходимости изучения новых связей между естественными, техническими и социогуманитарными науками в их отношении к технике. Современные наукоемкие технологии, называемые NBIC (нано, био, инфо, когито, т.е. мыслительные)-технологии, могут развиваться только в неразрывном единстве между собой, опираясь на постоянно совершенствующуюся под их влиянием технику, сами оказывают непосредственное воздействие на социальные процессы (бизнес, образование, политику), получая импульсы от социокультурной среды. В последнее время их уже называют NBICS-технологии (нано, био, инфо, согито, социальные), потому что возникают и развиваются в результате непрерывного взаимодействия образования, науки и экономики, зависят от статусных и функциональных ролей и ценностных ориентаций субъектов, участвующих в их создании, распространении и применении.6

Формируется феномен технонауки, имплицитно включающий в себя социальные аспекты получения и внедрения высокотехнологичных знаний. Инновационные технологии базируются на технонауке, которая рождает новые формы взаимодействия ученого, инженера и практика. В отличие от традиционной линейной последовательности распространения нововведений от фундаментальных исследований к прикладным, от научных исследований и опытных конструкторских разработок через опытное производство к серийному и затем реализации продукта заинтересованному потребителю, технонаука предполагает непрерывное и многомерное сетевое взаимодействие производителя знаний и технологий с венчурными фирмами и корпорациями, реализующими новые технологические достижения в конкретных социокультурных условиях.

Инженер становится ключевой фигурой инновационного развития общества, обеспечивая непрерывное порождение идей, их техническую модификацию, оценку социокультурной состоятельности и перспективы, внедрение и реализацию в социотехнической среде. Для его успешной самореализации недостаточно только технических и естественнонаучных знаний. Совершенно необходимыми становятся социальные и гуманитарные компетенции, обеспечивающие практическую возможность внедрения новых технологий, коммуникации с широкими слоями заинтересованных пользователей, трансформации социального пространства с целью эффективного и безопасного применения новых технологических решений, оценки социокультурных последствий создания социотехнических комплексов.

Основной стратегией современной инженерной деятельности становится социотехническое проектирование. Создание сложных технических систем предполагает предварительную социальную «привязку», оценку последствий для человека и общества, проектирование социальной среды и инфраструктуры использования техники. Проектирование занимает важное место в структуре инженерной деятельности, поскольку предполагает всестороннюю интеллектуальную проработку предполагаемой конструкции, использование научных знаний для создания оптимальных и эффективных решений еще на этапе планирования. Если в первых проектах инженеры использовали только знание о природе и ее силах, с ростом представлений о наиболее предпочтительных и рациональных вариантах решения технических проблем начинают использовать данные технических наук, то в высокотехнологичном обществе для обеспечения развития бесконфликтного развития техники необходимо включать в поле рассмотрения социальные условия и социокультурные последствия. Техника создается как часть социокультурного пространства, служащего совершенствованию общества и развитию человека. Системотехника, дополнившая традиционное инженерное проектирование, продемонстрировала, что не все процессы задаются и рассчитываются на основе естественных наук. При проектировании автомашин, самолетов, ракет необходимо учитывать и использовать при принятии решения такие факторы как загрязнение окружающей среды, тепловые выбросы, уровень шума, необходимую инфраструктуру (города, дороги, квалификацию пользователей). Дальнейшее развитие проектного мышления и социальной практики заставляет инженеров мыслить социотехнически, принимать во внимание потребности и интересы, ценностные установки и идеалы социума, в котором планируется реализация технической системы, уровень экономического развития и технологических достижений, особенности образования и коммуникации, социальный состав общества и менталитет. Не менее важным является максимально полная экспертиза возможных социальных последствий внедрения тех или иных технических проектов – какие трансформации произойдут в социальной структуре общества, человеческих мотивациях и мышлении, возможностях и потребностях, какие поведенческие стереотипы и стили жизни будут востребованы, как изменятся политические структуры, образование, здравоохранение и другие сферы общественной жизни. Учет и оценка социокультурных последствий технического развития становятся неотъемлемой частью инженерной деятельности.

Можно восхититься прозорливостью знаменитого выпускника Московского императорского технического училища П.К. Энгельмейера, который еще в начале ХХ века увидел данную тенденцию: «Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала внутри мастерских и требовала от него одних только чистых технических познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом, и экономистом, и социологом». 7




Каталог: ~panina -> fileman -> download -> Техника%20и%20инженерная%20деятельность
download -> Ключевые слова
download -> Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования
download -> Образовательные технологии в глобализирующемся мире
download -> Н. Э. Баумана Роль социально-гуманитарных дисциплин в модернизации образования
download -> Калеhдарhый учебhый плаh hа 999-2000 учебный год
Техника%20и%20инженерная%20деятельность -> Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники
Техника%20и%20инженерная%20деятельность -> Инженер в современном мире: Homo faber vs Homo mechanicus
download -> Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. Психоаналитический подход к изучению культур


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница