Ташлыков Алексей Александрович



Скачать 144.52 Kb.
страница1/4
Дата23.01.2018
Размер144.52 Kb.
  1   2   3   4

УДК 316.477
Ташлыков Алексей Александровичпреподаватель общественных дисциплин КГБОУ СПО «Хабаровский автодорожный техникум» (г. Хабаровск). Е-mail: alkhimik84@mail.ru
Aleksey Aleksandrovich Tashlykov – lecturer of public disciplines of KGBOU SPO "The Khabarovsk road technical school" (Khabarovsk).

E-mail: alkhimik84@mail.ru
A.A.Tashlykov
Secondary professional education

as the mechanism of formation of the human capital
In the article the factors of transformation of the system of secondary professional education of Russia are considered. The leading factor is the change of valuable installations both within the state educational policy, and in the public ideas of this social institute. The reasons of minimizing of the importance of the secondary professional education are considered, therefore it loses the positions as the mechanism of preparation of skilled workers of an average link.

Keywords: average vocational training, transformation of values, a labor market, education modernization.
Среднее профессиональное образование

как механизм формирования человеческого капитала
В статье рассмотрены факторы трансформации системы среднего профессионального образования России. Ведущий фактор – изменение ценностных установок как в рамках государственной образовательной политики, так и в общественных представлениях об этом социальном институте. Рассматриваются причины понижения значимости среднего профессионального образования, в результате чего оно теряет свои позиции как механизм подготовки квалифицированных работников среднего звена.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, трансформация ценностей, рынок труда, модернизация образования.

За последние 15 – 20 лет сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи в период начала самостоятельной жизни. В современных условиях происходит расширение инвестиций в человеческий капитал и образование (все большая доля сверстников стремится получить полное среднее и высшее профессиональное образование, а также дополнительное обучение) [1].

Под человеческим капиталом понимается совокупность воплощенных в человеке экономически ценных ресурсов (знаний, навыков, мотиваций, способностей к восприятию и продуцированию новой информации), полученных им в процессе образования и практической деятельности [2]. Он формируется как накопленный результат образовательной деятельности в течение предшествующей жизни и неотчуждаем от его носителя (человека). Рядом исследователей человеческий капитал определяется как образовательный ресурс человека, как его образовательный (человеческий) потенциал [3].

Формирующийся человеком в результате инвестиций и накоплений определенный запас знаний, навыков, способностей, мотиваций целесообразно используется им в процессе труда, содействует росту его производительности и заработка, формирует способности для участия в процессе производства. В теории человеческого капитала образование рассматривается не как потребительское, а как инвестиционное благо: индивид, включившись в образование, откладывает часть потребления на будущий период, поскольку полностью или частично тратит свою производительную способность – человеческий капитал – на наращивание ее саму. Индивид в каждый момент времени выбирает, сколько ему учиться, т.е. сколько инвестировать в человеческий капитал. Экономическим стимулом продолжения обучения выступает увеличение будущей производительной способности, что, в принципе, означает увеличение своих будущих заработков. Жертвуя сегодня потенциальным текущим заработком и отдавая предпочтение обучению, индивид планирует получать более высокие заработки в будущем. Таково его экономическое поведение, независимо от того, платит он за образование или получает его «бесплатно». Данная теория, как и вся нелиберальная парадигма, в рамках которой эта теория развивается, возлагает всю ответственность за собственные жизненные успехи или неудачи на самого индивида [4].

Трансформация социальной и профессиональной структур российского общества, вызванная переходом к рыночным отношениям, привела не только к социальной и экономической дифференциации, вызванной затруднительным формированием среднего класса в России, но и к трансформации ценностей общества в отношении различных групп работников. Ориентация молодежи на получение высшего образования, высокий социальный статус, управленческие специальности приводят к ценностному размыванию роли специалистов среднего звена, имеющих большую значимость в современной экономике.

Начальное и среднее профессиональное образование (далее – СПО) не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества и не могут решить проблему подготовки кадров, обусловленную новыми требованиями к уровню квалификации технических работников и специалистов среднего звена технического, обслуживающего и управленческого труда – так называемых голубых и серых воротничков, которые в настоящее время испытывают наибольшие трудности в процессе адаптации к рыночным отношениям и имеют наиболее низкий уровень дохода. В этой связи, становится необходимым проанализировать социо-структурные факторы и механизмы их адаптации в современной социально-экономической среде, формирование их профессиональной структуры и особенностей идентичности. Особую роль в этом процессе играет образование, в первую очередь, среднее профессиональное. Однако в настоящее время, с переходом к Болонской модели, специалистов среднего звена будут формировать и вузы, на базе системы двухуровневой подготовки. В этой связи, необходимо определить механизмы формирования в образовательной системе новых профессиональных ролей, выполнение которых ожидается от этой группы в современных экономических условиях [5].

На фоне принципиальной востребованности специалистов среднего звена на рынке труда во всех его сегментах наблюдается определенный дисбаланс представлений работодателей о работнике этого уровня, ценностных ориентаций самих работников, направлений и содержания их профессиональной подготовки и ценностей общества в целом. При этом, необходимо отметить также решающую роль социально-экономического фактора, неспособствующего повышению доходности и престижа этого слоя работников.

В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет треть от общей численности занятых, или 36,2% от численности занятого населения страны. Вместе с тем, динамика выпуска специалистов со средним профессиональным образованием существенно различается по отраслям. С начала 90-х годов до настоящего времени выпуск специалистов социогуманитарных специальностей возрос с 2,5 до 68 тыс. чел. Также более чем на 70 тыс. чел. возрос выпуск по экономическим и управленческим специальностям. Наиболее существенное снижение выпуска в последние 15 лет произошло по специальностям в сфере материалообработки, образования, здравоохранения и сельского хозяйства [6].

В настоящее время выделяются следующие проблемы среднего профессионального образования. Во-первых, это несоответствие структуры среднего профессионального образования, ее содержания, объемов, сроков обучения, состояния учебно-материальной базы учебных заведений, методов подготовки специалистов жестким требованиям, которые сегодня выдвигает российская экономика. Во-вторых, ослабление кадрового потенциала в системе СПО, превышение его возрастного лимита. В-третьих, увеличивается разрыв между требуемым и имеющимся уровнями профессионального образования; отсюда возникает повышенный спрос на выпускников вузов [7].

По данным экспертов, подготовка современных высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом будет определять темпы экономического роста страны и качество жизни; дефицит кадров и уровень их компетенций грозит стать в ближайшие годы основной проблемой экономики. В настоящее время расширяется потребность в практикоориентированных специалистах – специалистах среднего звена, сочетающих теоретическую подготовку с умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций и др.

Появление платного образования в процессе перехода к рыночной экономике стало одним из ведущих факторов, снижающих ценность получения профессии в учреждениях СПО.

Особое место в сфере профессиональной подготовки занимает система СПО. Демографический кризис обозначил нехватку поступающих на бюджетные места в некоторые вузы, а значит и сокращение контингента СПО, со значительным снижением уровня подготовки абитуриентов в ситуации, когда лучших забирает высшая школа. Сокращение набора в колледжи и техникумы отчасти восполняют реализацией программ подготовки выпускников 9-х классов и обучением в форме экстерната. Таким студентам нужны: в первом случае – освоение специальности и полного среднего образования без ЕГЭ, а во втором – диплом СПО для карьерного роста и ускоренного обучения в вузе.

Учреждения СПО (в отличие от вузов) имеют меньшие сроки обучения и небольшое количество студентов, в силу чего последние часто не успевают в полной мере ощутить себя сообществом и проникнуться духом студенчества, присутствующим в высшей школе. Уровень квалификации преподавательского состава в СПО ниже, чем в вузах, хотя опыт и педагогический стаж зачастую больше. Однако уровень СПО продолжает оставаться востребованным для выпускников 11 классов.

Мотивация на получение СПО имеет ряд особенностей и отличий. Стоит отметить «ретроспективные» факторы. Нередко ориентация на поступление в конкретный техникум формируется под влиянием окончивших его в свое время родителей, для которых учреждение имеет положительный образ и дает качественное образование. Далее следуют факторы социально-экономические и ситуационные. В большинстве учреждений СПО есть бюджетные места, куда попасть намного проще, чем в вузах, если не упустить время, а платное обучение значительно (нередко в 2 – 3 раза) ниже, чем в университетах и академиях. Для иногородних абитуриентов и их родителей значительную, если не главную роль играет возможность получения места в общежитии, где несовершеннолетние студенты (как и все остальные) находятся, в отличие от вузов, под присмотром специальных воспитателей [8].




Таблица 1
Факторы, побудившие учиться в системе среднего профессионального образования, (% к числу ответивших) [9]


Фактор


Каталог: downLoad -> rio
rio -> Психологические аспекты управленческих компетенций
rio -> Социальный потенциал молодых семей региона как многомерное образование
rio -> Социальное самочувствие пожилого человека в региональном измерении
rio -> Манухин Владимир Владимирович
rio -> Специфика функционирования и развития общественных молодежных организаций в Хабаровском крае
rio -> Инстинкты человека и его труд
rio -> Ярославцева Татьяна Александровна
rio -> Реальность сакрального
rio -> Специфика функционирования и развития общественных молодежных организаций в Хабаровском крае
rio -> Социальное правовое государство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница