Тарасов Возможно ли определить понятие истины?



Скачать 157.84 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата11.08.2018
Размер157.84 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


1
Илья
Тарасов

Возможно ли определить понятие истины?


Цель данного исследования выяснить, что скрывается под понятием истины, чем является истина: истина
– это идеальный объект, это свойство определенных предметов, это понятие имеющие свой смысл и класс предметов под него подпадающих или истина – это всего лишь способ выразить согласие с определенным положением, в котором мы уверены. Чтобы разрешить этот вопрос мы постараемся проанализировать случаи, когда нечто признается истинным, как это впоследствии влияет на объект, за которым признается это свойство и какие причины подталкивают нас к принятию этого объекта в качестве истинного. Весь комплекс только что озвученных проблем может быть сведен к одной единственной проблеме – проблеме дефиниции термина истина.
Наш взгляд на возможность дать понятию истина определение может быть назван минимализмом. Минимализм указывает на совершенно особую «природу» понятия истины как на причину, по которой у нас имеются весьма маленькие шансы дать истине исчерпывающую характеристику или дефиницию, а также свести это понятие к какому-либо одному-единственному свойству или свойствам вообще.
1
Причина такого несколько скептического и агностического отношения к попытке поиска того, что Аристотель называл «сутью вещи» будет нами детально проанализирована.
Одно из самых первых наблюдений, которое склоняет нас к принятию минимализма относительно содержания понятия истины, было сделано Г. Фреге, писавшем, что: «Можно…сказать: «Мысль, что 5 есть простое число, истина». Однако если посмотреть повнимательнее, мы заметим, что этим сказано совершенно, тоже самое, что и просто в предложении «5 есть простое число»… предложение «мысль, что 5 есть простое число, истина» содержит только одну мысль, причем ту же самую мысль что и сказанное прямо – «5 есть простое число»
2
. То, что нас интересует в наблюдении сделанным Г. Фреге, это замечание о том, что истина ничего не добавляет к содержанию предложения, - как интерпретировать это положение, каким образом это замечание влияет на понятие истины? Начнем наше объяснение с того, что если мы хотим представить детальную характеристику какому-либо предмету – самый простой и естественный способ сделать это, перечислить все свойства и атрибуты, которыми этот предмет обладает: «холодный», «горячий», «белый», «квадратный», «живой» и т.д. Теперь зададимся вопросом, относится ли слово «истинный» к списку, только что озвученных прилагательных, которыми описываются физические характеристики предметов: является ли истина цветом, субстанцией или веществом из которого состоят объекты физического мира, - наверное, нет. Истина не является свойством или характеристикой предметов, а слово «истинный» не используется как термин, описывающий некие реальные свойства предметов. Отсюда мы можем сделать вывод, что истина не является физическим свойством на равнее с такими свойствами как цвет, размер, объем и т. д. Поэтому прибавляя к предложению «морская вода на вкус соленая» слово истина, мы не добавляем к характеристикам «морской воды» ничего такого, чтобы могло нам
1
Минимализм как одна из концепций стремящихся описать «природу» понятия истины состоит из ряда тезисов привлекательность, которых для отдельного исследования может варьироваться – это замечание должно дать понять, что мы не разделяем все принципы, которые составляют полную версию минимализма. Так мы не разделяем мнения о том, что Т-конвенция (Т-конвенция или Т-схема это предложения вида" "Снег бел" истинно тогда и только тогда, когда Снег бел", которые в обобщенном виде принимают форму ""P" истинно тогда и только тогда, когда p", впервые были введены А. Тарским в качестве инструмента устанавливающего материальную адекватность использования понятия истины и разъясняющего в чем конкретно состоит истинность, каждого, отдельно взятого, предложения. (См.: Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики//
Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М.: Прогресс-традиция, 1998.С. 95.) играет какую-либо существенную роль в нашем понимании истины, а уж тем более исчерпывающе описывают всю
«природу» этого концепта (такого воззрения придерживается, например Пол Хорвич, человек, с именем которого ассоциируется само течение минимализма, см.: Horwich P. Realism and Truth // Nous, Vol. 30, 1996. pр.359-363; краткий обзор минимализма Хорвича дан в Gupta A. Minimalism// Philosophical Perspectives, Vol. 7, Language and
Logic (1993), pp.359-363. Более общий обзор минималистских, дефляционистских, дисквотационалистских концепций истины можно найти в работе Ketland J. Deflationism and Takski’s Paradise // Mind, Vol. 108, No. 429.
(Jan., 1999), pp.69-74). И такая практика селективного подхода к теории минимализма вполне возможна, прекрасный тому пример Дональд Дэвидсон (Davidson D. The Folly of Trying to Define Truth// The Journal of
Philosophy, Vol. 93, No.6. (Jun.,1996) pр.263-278), который симпатизирует дефляционистам (минималистам) в их приверженности положению, что понятие истины в принципе не имеет никакого специфического содержания
(p.265), но критикует того же Хорвича за предание Т-конвенции особого эвристического статуса в объяснении
«природы» понятия истины (критика начинается с самых истоков, с А. Тарского рр. 266-267, а заканчивается самим Хорвичем рр. 273-274). Тезис, который мы отстаиваем в данной работе может быть обозначен как минимализм в отношении содержания понятия истины.
2
Фреге Г. Размышления о смысле и значении // Логика и логическая семантика. М.: Аспект-Пресс. 2000. С. 235.
Более радикально этот тезис Г. Фреге выражает в предложении замены понятия истины утвердительной силой предложения см.: Фреге Г. Логика в математике//Фреге Г. Избранные работы М.: ДИК, 1997. с. 133.


Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes -> 70823
nodes -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
nodes -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
nodes -> На Ученом Совете философского факультета
nodes -> А. И. Аврус, А. П. Новиков От Хвалынска до Тамбова
nodes -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Эстетика»
nodes -> Эстетика Темы контрольных работ для студентов заочного отделения философского факультета 5 курс, специальность «Философия»
nodes -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социальное управление конфликтами» для студентов з/о, специальность «Философия»
70823 -> Динамика глобальных систем
70823 -> Н. Г. Чернышевского Проблемы философии науки
70823 -> Общество риска и человек: институциональный и аксиологический аспекты


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница