Тамила Абдувелиева Язык — этнос — культура: проблема взаимоотношений Тамила Абдувелиева



Pdf просмотр
страница1/3
Дата04.06.2018
Размер38.8 Kb.
  1   2   3


Тамила Абдувелиева
Язык — этнос — культура: проблема
взаимоотношений
Тамила Абдувелиева


В статье отражаются проблемы взаимоотношения феноменов «язык», «культура», «общество». Анализируется
статус этнического языка, его место в полиэтническом и поликультурном обществе. Феномены «язык» и «культура»
рассматриваются как системы; выявляются их общие черты и различия.


Проблема взаимоотношения языка, общества и культуры имеет важный научный (как и политический) аспект. В истории существует целый ряд примеров, когда преднамеренное (а где-то и неосознанное) ущемление национальных интересов, пренебрежительное отношение к культуре, духовному миру, обычаям этноса, искусственное ограничение употребления этнических языков ставили общество (которое в данной исторической ситуации является поликультурным и полиэтническим) на грань этнических конфликтов. Практически все национально-освободительные движения и другие формы борьбы за свои этнические права в первую очередь заявляют о снятии запрета с использования их этнического языка. Именно язык становится объектом целенаправленного политического произвола, в результате чего этнический язык обречён жить лишь внутри народа — его генетического носителя и порою,
дальнейшая судьба этнического языка зависит от каждого представителя данной языковой культуры индивидуально. В связи с этим можно провести мысленную параллель с крымскотатарским языком, оставшимся жить лишь благодаря крымским татарам, которые говорили на языке предков внутри семьи. Несмотря на притеснения и запрет,
крымскотатарский язык передавался из поколения в поколение, не теряя своего своеобразия,
напротив, обогащаясь и приобретая новый колорит, т. к. в местах ссылки «смешались» все говоры и все диалекты, тогда как до депортации 1944 года употребление языка ограничивалось регионом, населённым носителями определённого диалекта. Инстинкт самосохранения? Может быть. Тем абсурднее ситуация, когда, возвращаясь на свою историческую Родину, люди теряют чувство «хозяина» своего языка, хотя возможно это явление можно охарактеризовать (при помощи психологической терминологии) как
«временный кризис народа с надломленной психологией».
На современном этапе развития общества и научной мысли всё очевиднее высвечивается необходимость подробного анализа и изучения языковых и социокультурных процессов в их обоюдном взаимодействии. Причём очевидно, что невозможно рассматривать языковые явления без установления условий и границ развития культуры общества.
Отношения таких явлений как «язык» и «культура» очень непросты. Может быть по той причине, что не существует стойкого, чёткого и общепризнанного понятия «культура».
Известно не менее 600 определений культуры, отражающих либо общество в целом, либо овеществлённый труд, либо совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком и т. д.
[1]
Нами принята формулировка «культуры» как комплекс духовного освоения действительности, уровень её восприятия — с одной стороны, а с другой стороны —
хранение, распределение и потребление духовных ценностей носителями данной культуры как внутри самого этноса, так и вне его.
Обе системы — как язык, так и культуру — можно сравнить, выделяя лишь функциональные параметры. Учёный Нещименко Г. П.
[2]
выделяет два главных момента в различии данных феноменов.
Язык — система гомогенная. Знаковые системы, характерные для языка, являются изофункциональными, однородными. Они употребляются в виде различных форм существования этнического языка (литературный язык, обиходно-разговорная речь и т. д.),
используемых как в звуковой (произношение), так и в графической (написание) номинации.
Культура — гетерогенна. Знаковые системы, используемые в культуре, весьма разнообразны и неоднородны, они существенно отличаются друг от друга (это:
звукоинтонационный, вербальный языки, иконический язык. Хотя, конечно, сопоставлять


Каталог: literatura
literatura -> Статья восьмая "Евгений Онегин"
literatura -> 19 Джордано Бруно (1548, Нола, близ Неаполя 17 февраля 1600, Рим) итальянский поэт и философ-пантеист, который первым публично поддержал гелиоцентрическое учение Коперника о Вселенной, ограниченной неподвижной звездной сферой
literatura -> Литература по истории и философии науки для сдачи кандидатского минимума
literatura -> Лирика Жуковского
literatura -> Условные сокращения
literatura -> ĊěĊ, Социология.,попросту говоря.,это один из способов изучения людей0,Социологи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница