Таинство брака или Венчания Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает



Скачать 69.05 Kb.
Дата30.07.2018
Размер69.05 Kb.

Таинство брака или Венчания

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Господь Иисус Христос неоднократно почитал свадьбы своим присутствием. Особенно известна в истории свадьба в Кане Галилейской, где Господь претворил воду в вино. Православная церковь также считает своим долгом освятить это радостное событие в жизни человека. Более того, брак – это одно из семи таинств, ибо низводит он Божие благословение на жениха и невесту, и, как в давние времена, Христос почитает их своим присутствием, теперь уже не явным, как в Кане, а тайным – через свою Церковь. Да и как же может быть иначе, если Бог есть Любовь, и отношение Его к людям есть Любовь! И брак есть воплощение любви двух людей. От этой взаимной любви и идет Таинство Венчания – освящение любовью небесной любви земной.

Таким образом Брак есть таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия и благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Брак – просвещение и, одновременно – тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В Браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание и жизнь дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которые делают нас богаче и мудрее.

Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе – третьего, их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства, но если между родителями существует непобежденный разлад, противоречие, то и ребенок будет порождением этого противоречия и продолжит его.

Если же в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это отразиться и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей – раскол домашней Церкви.

Но нельзя и насильно удержать, внушить, заставить быть таким, как этого хотят отец и мать, того кто, получив от них тело, воспринял от Бога главное – единственную и неповторимую личность со своим собственным путем в жизни. Потому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей, живущими истинной духовной жизнью и святящимися любовью.

Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в Браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать Брак, борясь с суетными ежедневными страстями, поддерживать его духовное основание – любовь. Праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь, каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого – углубление духовной жизни каждого, работа над собой, хождение перед Богом. Самое страшное в Браке – измена, привыкание и как следствие – потеря любви, а исчезает она порою из-за пустяков, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности в семье – все остальное придет само.

Начинать эту работу надо с первых же дней совместной жизни. Казалось бы, самое простое, но и самое трудное – решимость занять в Браке каждому свое место: жене смиренно стать на второе место, мужу – взять тяжесть и ответственность быть главой. Если есть эта решимость и желание – Бог всегда поможет на этом трудном, мученическом пути. О женщине сказано – «немощный сосуд». Эта «немощь» состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. Вследствии этого – слабый самоконтроль, безответственность, страстность, недальновидность в суждениях, словах, поступках. Почти не одна женщина от этого не свободна, она часто бывает рабою своих страстей, своих симпатий и антипатий, своих желаний.

Только во Христе женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Однако мужчина, или тем более женщина, не имеют в Браке друг над другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь. Отсюда следует, что не всегда надо смиренно подчинятся такому насилию, раз в нем кроется опасность для самого дорогого. Большинство несчастных браков именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Почти все семейные трудности и разлады – отсюда. Величайшая мудрость христианского Брака заключается в том, чтобы дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной наш Брак – подобие Брака небесного – Христа и Церкви, - а там полная свобода. Тайна счастья супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и Христом. В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак в ЗАГСе. Венчание совершается в храме в присутствии родных и друзей брачующихся. Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что брачующиеся достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства.

Следует отметить, что Православная Церковь, хотя и считает гражданский брак лишенным благодати, фактически признает его и отнюдь не считает его незаконным блудным сожительством. Однако условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве Брака.

Так, допускаемые гражданским законодательством четвертый и пятый браки Церковью не благословляются. Церковью не допускается вступление в брак более, чем три раза, запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в храм лишь по настоянию одного из супругов или родителей, если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием. Все эти обстоятельства выясняются перед оформлением документов на венчание в храмах, и, в перечисленных выше случаях, в церковном бракосочетании отказывается.

Прежде всего нельзя венчать брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак церковный, то необходимо разрешение правящего епископа на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.

Препятствием к совершению браковенчания является также кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Нельзя венчать того, кто однажды связал себя монашеским обетом девства, а также священников и диаконов после их рукоположения.

Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то поскольку без выполнения этих условий не может быть предварительно зарегистрирован гражданский брак, Церковь при наличии Свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.

Важно знать, что право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступить в новый церковный Брак принадлежит только правящему архиерею. На основании предоставляемого Свидетельства ЗАГСа о разводе, епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный Брак, если, конечно, к этому нет канонических препятствий.

Конечно брак не есть лишь нечно плотское, это союз духовный, поэтому и крепость этого союза должна быть освящена благодатью духовной.

Таинство Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В прошлом между двумя этими событиями проходило много лет: обручение совершалось при помолвке и могло быть впоследствии расторгнуто. Сейчас обручение и венчание непосредственно следуют друг за другом.

Обручение совершается в притворе храма. Во время обручения священник вручает жениху и невесте свечи – как символ радости, тепла, чистоты. Они символизируют также неугасимую любовь, неразрывность союза, дают чистоту браку. Вступающим в брак во второй раз свечи давать не положено, ибо нет в них уже девственной чистоты и целомудренности. Затем из Алтаря с Престола выносятся кольца - знаки союза жениха и невесты.

Это означает, что брачный союз благословил сам Бог, ибо помним мы, что Престол в Алтаре храма символизирует Престол Божий. Затем священник надевает кольца сначала жениху, а потом невесте, и трижды, по образу святой Троицы, перемещает их. Кольца – залог верности.



После обручения молодые проходят на середину храма и становятся перед аналоем, на котором лежит Крест и Евангелие. Здесь, как перед лицом Самого Христа, на вопрос священника они вслух объявляют о том, что вступают в брак добровольно, что они не обещались вступить в брак еще с кем-то другим; и дают обещания жить в любви и согласии и никогда не разлучаться. Потом священник молится за вступающих в брак, испрашивая Божье благословение, как благословил Он брак первых людей Адама и Еву; просит о помощи, чтобы помог Он жить им в любви и согласии, дал им добрых детей, долгоденствия и блага земные и небесные; вспоминаются при этом благочестивые супружеские пары Ветхого и Нового Завета. Далее выносят венцы и возлагают их на головы молодым. Оттого и называется таинство Брака еще и Венчанием. Венец – это образ венца Царства Небесного, образ царской власти, но венец – это и символ мученичества, ибо путь христианской семьи сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, произносит трижды: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!». После этого читается отрывок из апостольского послания и Евангелие, рассказывающие о Божьем благословении брака в Кане Галилейской. Потом приноситься чаша с вином – символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник подает вино молодым. Вкушение вина из одной чаши означает то, что у мужа и жены все теперь должно быть общее: и радости и горе. Затем священник благословляет их, соединяет их руки и трижды обводит вокруг анапоя под пение свадебных тропарей. В это время Сам Бог невидимо благословляет их на семейную жизнь. Круг – это символ вечности. И, совершая круг, молодые как бы дают обед хранить свой супружеский союз вечно, обещают быть верными друг другу до самой смерти. По кругу они идут за священником – образом служения Церкви.

В завершении таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания и благословляет жениха иконой Спасителя, а невесту иконой Богородицы. Затем уже родные и друзья могут поздравить новую христианскую семью.
Каталог: images -> files
files -> Урок по изучению творчества Е. И. Замятина и истории публикации романа «Мы». На последующих уроках будут рассматриваться темы: «Судьба личности в тоталитарном государстве»
files -> Программа Семейное воспитание в условиях детского дома как средство успешной социализации
files -> Рабочая программа «От рождения до школы»
files -> Межведомственная комиссия совета безопасности республики татарстан по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Уголовное право в ожидании перемен теоретико-инструментальный анализ
files -> Концепция профилактики вич/спида в образовательной среде


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница