Ся представлениями о природе человека и общества, развивающие данный тезис



Скачать 77.18 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата28.07.2018
Размер77.18 Kb.
  1   2   3   4   5


ВЕСТНИК ЮРГТУ (НПИ). 2008. № 3
ISBN 978-5-88998-892-2
67
Представление о том, что взаимодействие людей есть процесс обмена, не является принадлежностью какой-либо единственной теории. Можно назвать, по крайне мере две концепции, значительно различающиеся представлениями о природе человека и общества, развивающие данный тезис – это формальная социология Г. Зиммеля и теория социального обмена Дж. К. Хоманса. Неслучайно оба автора упомянуты Р. Мер- тоном рядом водной статье, как сумевшие довольно далеко продвинуть социологическую теорию Дж. Хоманс порвавший со структурно- функциональными построениями Т. Парсон- са и социологизмом Дюркгейма, предпочел опираться на психологическую концепцию бихевиоризма. В основе его построений – самодостаточные индивиды, действующие на утилитарной основе по психологическим правилам. Поведение человека легко наблю- даемо и описывается формулой бихевиоризма стимул – реакция. В качестве стимула выступают те или иные социальные награды. В этом смысле разница между торговлей и любовью, или торговлей и дружбой несущественная. Обретение любви и получение товаров потребления происходит по общей схеме стимул – реакция. Деньги, товары, услуги, уважение, дружба, престиж, успех, одобрение, любовь и т.д. можно рассматривать в качестве подкрепления социального действия, поскольку достижение этих благ заставляет индивида повторить удачный опыт. И чем чаще поведение вознаграждается, тем чаще индивид возобновляет попытки. Отсутствие подкрепления ведет к отказу от повторения действия и забыванию социального опыта. В отличие от экономического человека, казалось бы, такого же рационального максимизатора», те. человека, стремящегося максимизировать
УДК 316 (075.8)
ОБщЕНИЕ И ОБМЕН В СОВРЕМЕННОМ ОБщЕСТВЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
© 2008 г. В.А. Бородай
Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного технического
университета (Новочеркасского политехнического института)
Статья посвящена социологически актуальной и научно-значимой теме, которая рас-
крывает одну из базовых социологических категорий социального взаимодействия. Дан-
ная проблема анализируется через призму отношений в сфере торговли и становления ее
института. В статье сопоставляются наиболее существенные теории социального об-
мена и их интерпретации, в том числе индивидуальные стратегии покупательского по-
ведения.
Clause is devoted to an actual and scientifically significant theme, which discloses one of the
basic sociological categories of «social interaction». This problem is analyzed from the position
of attitudes in sphere of trade in general, and of its institutes’ making. The most essential theories
of a social exchange, and their interpretations, including individual strategy of consumer behavior
are also compared.
Ключевые слова: общение, обмен, взаимодействие, покупательское поведения, торгов-
ля, социальные связи, социетальная подсистема.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница