Связь личностных особенностей супругов со сруктурой семьи



Скачать 162.61 Kb.
Дата05.06.2018
Размер162.61 Kb.

Связь личностных особенностей супругов со сруктурой семьи

Семья, по определению Андреевой Т.В это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (Андреева Т.В,2004) . Из этого определения следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружеские (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами.

Д. Леви предлагает следующую структуру:

  1. «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и детей;

  2. «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз (супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений);

  3. «смешанная семья» (образовавшаяся вследствие брака разведенных родителей);

  4. «семья родителя-одиночки» (одна мать или один отец).


Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А.Личко, его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1) Структурный состав:

- полная семья (есть мать и отец);

- неполная семья (есть только мать или отец);

- искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2) Функциональные особенности:

- гармоничная семья;

- дисгармоничная семья.

Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяются следующие причины дисгармонии:

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой - только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера)(Е.А.Личко,1979).

По мнению Минухина С, семья выполняет свои функции благодаря наличию в ней подсистем.

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы: супружеская подсистема, функция которой заключается в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба для эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов; родительская подсистема, которая объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей; детская подсистема, основной функцией которой является - научиться общению со сверстниками (С. Минухин, 1967).

Представление о том, кто входит в состав семьи, задаёт границы семьи. Границы системы или подсистемы представляют собой «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии» (С.Минухин, 1974). Границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. В некоторых случаях границы чересчур ригидные (негибкие), что затрудняет адаптацию членов семьи к новой ситуации. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, что ведет к избыточному доступу (вмешательству) в семейную систему других членов общества. Границы (или четко определенные трансакционные паттерны) существуют не только вокруг самой семейной системы. Это способы взаимодействия между индивидами и подсистемами.

Н.Аккерман полагал, что необходимо учитывать специфику как отдельных личностей, так и контекста семейных взаимодействий. Он отмечал, что каждый член семьи является одновременно самостоятельной личностью, членом подгрупп семьи и семейной системы в целом (Н.Аккерман, 1982).
У каждой семьи есть жизненный цикл. Жизненный цикл российской семьи по мнению А.Я. Варги, выглядит следующим образом:

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни (по экономическим причинам).

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это кризисный период для всей системы. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было.

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли (кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка).

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми (А.Я. Варга, 2000).

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что семья, как правило, является не нуклеарной (как правило все американские семьи нуклеарны), а трехпоколенной; материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика; границы семейной системы не адекватны требованиям оптимальной организации; часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Индивидуальность и суверенность практически отсутствуют.
В каждой семье необходимый этап - сепарация детей от родителей. Каждый ребенок должен пройти процесс сепарации для того, чтобы стать взрослым, самостоятельным, ответственным, для того, чтобы быть способным создать собственную семью. Известно, что прохождение стадии сепарации есть одна из самых сложных задач развития семьи. Если это не удается с мамой и с папой, то должно осуществиться с мужем или женой. В этих случаях брак заключается для развода. Возможно это одна из причин отсутствия детей в семьях, живущих вместе более трех лет. Что касается других причин, то в некоторых семья осознано не желают иметь детей и причины, на которые они ссылаются следующие:

  1. Личный комфорт и возможность развития (нежелание перестраивать дом, распорядок дня, возможно рождение ребенка повредит карьере),

  2. Нежелание брать на себя дополнительную ответственность;

  3. Страх потери свободы;

  4. Неимение биологической тяги к родительству, презрение к маленьким детям (30% опрошенных были старшими детьми в многодетных семьях);

  5. Страх беременности, родов;

  6. Воспоминания об отсутствующих или оскорбляющих родителях, страх быть такими же;

  7. Вера в то, что приносить ребенка в этот мир безнравственно;

На мой взгляд, воспитание в дисгармоничных семьях может привести именно к этим результатам.
Семья это некий плацдарм с одной стороны для формирования, а другой стороны для проявления личностных особенностей человека.

«Личностные особенности» это определённые свойства личности, все ее своеобразие, уникальность, индивидуальность, которая проявляется в бытие человека, в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Вот, что по этому поводу писал А.Н.Леонтьев: «...исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакую «структуру личности» установить невозможно; реальное основание личности человека лежит в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними».

Кроме того, необходимо отметить наличие во всех вариантах рассматриваемых структур такого понятия как «характер», который определяется (в узком смысле) как «совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагировании. Причем, «черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует» (А.Н.Леонтьев 1999, с. 185-195).

Рассматривая вопрос о соотношении характера и личности, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает, оценивая характер как индивидное свойство человека, как теорию двух факторов: биологического и социального, (генотипического и средового), отмечая: «..типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности» (Гиппенрейтер Ю.Б.1998, с. 267-269).

А.Ф. Лазурский, считал одной из закономерностей характерообразования переход отношений в черты характера. Для него «...отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка» (Лазурский А.Ф., 1982, с.179-198.).

В русле психоаналитического направления личностные особенности представлены следующим образом:

  1. по Фрейду это результат фиксации на одном из психосоциальных этапов развития и взаимодействия импульсов и людей в окружающей сфере. Он использовал термин «характер» для описания организации личности и выделил некоторые характерные типы:

  2. оральный характер; личности с этим типом характера пассивны и зависимы; они слишком много едят и потребляют различные вещества:

  3. анальный характер; личности, относящиеся к этому типу, пунктуальны, точны, и упрямы;

  4. характеры с навязчивостями, которые ригидны и над которыми доминирует жесткое супер - эго;

  5. нарциссические характеры, агрессивные и думающие только о самих себе.

  6. Карл Юнг воспользовался термином «интроверт», чтобы описать обособленный интроспективный тип личностей, и «экстраверт», чтобы описать направленный вовне, ищущий ощущений тип.

3.трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца опирается на то, что для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим (Каплан Г.И.,1994).

Классификация, предложенная А.Е.Личко и Е.Г.Эйдемиллер, показывает как стиль воспитания влияет на личностные особенностей подростков:

  1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля.

Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность.

При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводят к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

  1. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Результат-эмансипация, либо безинициативность, неумение постоять за себя.

  2. Потворствующая гиперпротекция. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат - высокий уровень притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

  3. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Результат-нарушение межличностных отношений, инфантилизм.

  4. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

  5. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких.

Также можно выделить три независимых направления исследований, где рассматриваются влияния на личностные особенности человека в разрезе модели мать-ребенок:

  1. выявление роли материнской депривации - матери нет или она не заботится о ребенке;

  2. выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье (в связи с отношением матери и отца, точнее - мужа и жены);

  3. анализ отношений матери и ребенка в неполной семье.

Отсутствие заботы о ребенке наиболее травмирующий фактор. Причины

могут быть разными: смерть матери, раздельное проживание, отказ от ребенка и прочее. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах со взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены социальной инициативности (Кондаков И.М.,Сухарев А.В.,1989).
Типология отношений мать-ребенок, предложенный С.Бреди:

  1. Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к примеру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности.

  2. Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.

  3. Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно - за навыками опрятности.

  4. Непоследовательное поведение. Матери вели себя неадекватно

возрасту и потребностям ребенка, совершали частые ошибки и плохо его

понимали. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности (Bredy S.,1956).
Л. Ковар считает, что отношения «мать-ребенок» влияют на то, как в будущем будет самоутверждаться человек:

  1. ребенок обуза, мешающей социальному продвижению матери. Покинутый ребенок, лишенный материнской ласки, плохо общается с другими людьми, у него поздно формируется речь, он остается инфантильным на всю жизнь с несформированной «я-концепцией».

  2. ребенок как «любовник», мать может полностью посвятить себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин-раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни, готова исполнять любое его желание и прихоть, что формирует в ребенке безответственность и беспомощность, поскольку она все делает за ребенка - ребенок зависит от капризов матери, а мать от капризов ребенка.

  3. «Отношения для двоих» создаются материями-одиночками, которые

контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему, это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков.

  1. «слабовольный» ребенок третируемый «волевой» матерью. Как следствие он недоволен собой и тем, что делает, поскольку судит о себе по критериям матери, чувствителен и пытается компенсировать свою слабость и трусость, занимаясь силовыми видами спорта.

  2. Мать считает ребенка недоразвитым. Она отворачивается от него, выражает лишь отрицательные эмоции или не выражает вообще и уделяет внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не развивается индивидуальность. Он вырастает с комплексом неполноценности, предается фантазиям.

  3. Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку, но может бросить его ради нового мужчины, как и отец - свою «любимицу» дочь. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: отсюда побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарования и т.д.

Возможны различные результаты личностного развития ребенка при подобных отношениях матери:

  1. «Социальный неудачник» («социализированный» преступник).

Такой ребенок в детстве признавался как личность родителями, но считался непослушным. Был с ними близок, но очень недолго.

  1. «Несоциализированный преступник» - получает очень скудное воспитание и рано оценивается как неперспективный, для него характерны кражи, драки, наркомания, пьянство.

  2. «Социальная неудачница» - любимица матери, которая была брошена ради очередного мужчины и стремится привлечь к себе внимание плохим поведением, любовные связи для нее заменяют связь с матерью.

Мать может покинуть ребенка рано (до трех лет), и в этом случае у него наблюдаются все признаки материнской депривации: задержка в развитии, принятие навязанных группой ролей и пр.

Л.Ковар считает идеальной для ребенка среду, когда все его непосредственные проявления оцениваются как значимые и приемлемые для взрослого, когда родители развивают у него личностную автономию и чувство защищенности (Л. Ковар, 1979).
Работа Е.Т.Соколовой проделана на базе психологической консультации и также посвящена проблеме стилей отношений «мать-ребенок».

Она выделяет следующие стили воспитания:

1) Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

2) Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3) Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4) Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т.Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды» и рассматривает два варианта отношений «матери и ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка и дает следующие психологические характеристики этим типам отношений.

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие "психологические выгоды": мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию "жертвы" (Е.Т.Соколова, 1989).

Классификация типов неадекватного отношения к ребенку:

  1. Ребенок, «замещающий мужа». Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

  2. Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.

  3. Воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви.

Ребенку говорится, что «мама такого не любит». Ребенка игнорируют, обесценивают его «я».

  1. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 1989).

Также есть исследования родительского отношения и поведения связанного с особенностями личности родителя. Так А. Адлер гиперопекающее поведение и жесткий контроль за поведением ребенка, связывает с тревожностью матери. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, то есть гиперопека, порожденная виной (А. Адлер, 1998).

Шизофреногенная мать - это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Некоторые исследователи считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты (Боулби Д., 1979).

Клинико–психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.

На основании клинических наблюдений и экспериментальных психологических исследований А. И. Захаров описывает изменения личности родителей, которые относятся главным образом к сфере «Я». Они не резко выражены и не ведут к грубым нарушениям социальной адаптации, расторможенным и асоциальным формам поведения. У матери и отца есть ряд общих изменений личности, которые можно сгруппировать следующим образом.

«Слабость личности» - повышенная ранимость, затруднения в принятии решений, мнительность, застреваемость на переживаниях.

«Ригидность личности» - болезненно заостренное чувство ответственности, долга, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность принятия и играния ролей.

«Закрытость личности» - недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выявлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.

«Конфликтность личности» - постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм (Захаров А.И.,1998).
Проанализировав литературу в области стиля воспитания и его влияния на личностные особенности ребенка, можно уверенно говорить о том, что родительская семья влияет на личностные особенности человека. Также можно говорить о влияние личностных особенностей родителей на стиль воспитания детей. А также, что совокупность определенных параметров (тип семьи, личностные особенности и стиль воспитания, сепарирование новой семьи) влияет на структуру семьи в целом.
Вывод

Гармоничная семья и семейное благополучие является одним из важнейших условий развития личности ребенка. Нарушение семейного функционирования, дисфункции члена семьи, различные травмирующие ситуации приводят к социально – личностным расстройствам, затрудняют межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье. Нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Что порождает у ребенка определенные личностные особенности, которые в свою очередь влияют на его сепарацию и формирование структуры своей семьи.

Автор: Позднякова Е.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница