Свобода человека как ценность н. В. Омельченко



Скачать 130.98 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата19.03.2018
Размер130.98 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


101
Научные доклады
УДК 101.3
СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕННОСТЬ
Н. В. Омельченко
Волгоградский государственный университет
Поступила в редакцию 17 февраля 2012 г.
Аннотация: автором рассматривается свобода как неотъемлемое свойст-
во человека. В связи с этим обсуждаются следующие вопросы: свобода и
ответственность, собственность и свобода, свобода как фактор безопас-
ности, свобода как принцип метафизики уважения к человеку, метафи-
зика тирании. По мнению автора, современные социальные и техноло-
гические вызовы актуализируют свободу прежде всего как непреходящую
антропологическую ценность.
Ключевые слова: свобода человека, ответственность, собственность,
безопасность, метафизика тирании.
Abstract: the author considers freedom as an attribute of humanity. In this
connection, he discusses such issues: freedom and responsibility, property and
freedom, freedom as a factor of security, freedom as a principle of metaphysics of
respect for humans, metaphysics of tyranny. In his opinion, contemporary social
and technological challenges actualize freedom fi rst of all as an immutable
anthropological value.
Key words: human freedom, responsibility, property, security, metaphysics of
tyranny.
Идея свободы плохо прижилась в новейшей истории России. Предпо- читая, особенно в последнее время, говорить о соборности и справедли- вости, о порядке и ответственности, мы допускаем серьезную ошибку: забываем о ценности человеческой свободы.
Известно историческое правило Тацита (58–117 гг.) – описывать собы- тия «без гнева и пристрастия». Современная наука по-прежнему настаи- вает на нем: требует объективности, т.е. бесстрастности, эмоциональ- ной и ценностной нейтральности при рассмотрении явлений. На наш взгляд, это невыполнимый императив, поскольку живой человек всегда имеет определенные чувства и ценностные предпочтения. Если же его заставить отказываться от своих экзистенциальных настроений, то та- кой субъект по имени «ученый» оказывается увечным, т.е. существом с искусственно вытравленными чувствами. Риторический вопрос: можно ли доверять знанию одномерных индивидов? Новая социальная теория должна, по крайней мере, задуматься над вопросом о природе ценностей и их роли в гуманитарном знании.
Понятие ценность указывает на человеческое, социальное и культур- ное значение определенных явлений действительности [1, с. 732]. В этом смысле ценность свободы человека очевидна.
Сделаем еще одно предварительное замечание. Возьмем, к примеру, постулат: мерой социального прогресса является степень свободы лич-
© Омельченко Н. В., 2012




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница