Сущность валеологической культуры человека и ее показатели



Скачать 38.05 Kb.
Дата28.07.2018
Размер38.05 Kb.

НОВОЛОДСКАЯ Е.Г.

(Бийский Государственный педагогический институт)
СУЩНОСТЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ
В решении проблем и перспектив образования ХХI века речь идет о его новой концепции - культуротворческой и здравотворческой. Валеологическая сущность развития образования рассматривается в контексте " Здоровье человека - здоровье общества - здоровье природы". Разрабатываются концептуальные основы непрерывного валеологического образования, включающего модель воспитательной системы индивидуально- творческой ориентации человека к процессу здоровьетворения; выполняются возможности валеологизации всей системы образования, что предусматривает наличие оздоровительного эффекта в каждом компоненте учебно-воспитательного процесса, и предметно- пространственной среды; определяются сущность валеологической культуры личности, критерии оценки ее сформированности и проявления в разнообразных видах деятельности.

Валеологическая культура может быть определена как совокупность валеологически развитых сознания, операционно-деятельностной, эмоционально-чувственной и волевой сфер личности, характеризующаяся достаточным уровнем проявления человека в реализации собственном программы.

Основу культуры здоровья составляют валеологическое мировоззрение, система валеологических умений и навыков, технологий оздоровления и процесс саморазвития и самосовершенствования человека в ходе решения валеологических задач.

Валеологическое мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека и включает систему валеологических знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию, сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья окружающих людей и природной среды.

Система валеологических знаний достаточно обширна: знания о человеке, его Функциях, возможностях и способностях; законов жизнедеятельности человека и его организма; законов, методов и средств построения здорового образа жизни, формирования, развития, сохранения и укрепления здоровья; регионально-климатических и экологических условии проживания и др. В становлении взглядов и убеждений большое место занимает формирование ценностных ориентации, в первую очередь ценности жизни личности, индивидуальности. Здесь важен процесс мышления от понимания собственного <я>, его ценности не только для себя, но и для своих близких, к пониманию "Мы'" как динамичной целостной системы, основанной на гуманистических принципах, способствующих наиболее полному развитию индивида и общества в целом.

Осознание жизненно важной ценности здоровья должно явиться стимулом для формирования ценностных представлений и идеалов - осознание личной потребности в здоровье, которая становится все более прочной и разносторонней и реализуется человеком в разнообразных сферах жизнедеятельности. Система валеологических умений и навыков человека включает: методики определения собственных особенностей и возможностей, количественной и качественной оценки самочувствия, индивидуального уровня здоровья, резервных возможностей организма и анализа динамики роста здоровья, выявления экологических условий местности, Факторов риска; владение технологиями самооздоровления: методами и средствами саморегуляции, предупреждения, устранения или снижения утомления, заболевания, негативного влияния внешних факторов и др., осуществления своею личного и окружающих людей процесса здоровьетворчества.

Одной из исходных посылок при составлении программы здоровьетворчества служит утверждение, что здоровым человек может быть только при условиях удовлетворения самореализации, идеологическая культура немыслима без осознания себя как уникальности, неповторимости, без процесса саморазвития и самосовершенствования человека в ходе решения валеологических задач. В основе личностно- творческой валеологической деятельности лежат правила педагогики здоровья.<Познай себя!> Самопознание является одной из центральных задач проблемы здоровья и опыт самопознания необходим для благоприятного развития человеческого организма. ''Прими себя, полюби себя" Полюбить себя - принять все свои неудачи, беды и несовершенства, поверить собственные возможности преодоления и развития. Любовь дает силы для положительных изменений: развить свою индивидуальную неповторимую человеческую целостность, справляясь со своими слабостями, достигая самоодобрения и самоуважения. <Владей собой, будь собой!" Жить, не вредя своему организму, значит определить себя, свою жизнь и стремиться к ее осуществлению в пределах возможного. Познавая себя, творя себя, развивая и совершенствуя себя, человек осознает собственную ценность и индивидуальность, определяет себя творцом собственного здоровья и окружающей действительности.

Сформированность валеологической культуры, человека характеризует следующие показатели: знание возможностей своего организма, условий окружающей среды, умение соотнести себя с окружающим миром, войти в него с наименьшими потерями, активно сберегая свое здоровье; осознание своей природности, стремление созидать вокруг себя экологически здоровую среду; система целостных представлений о здоровом человеке и здоровом образе жизни; ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; способность к саморегуляции, собственного организма в условиях биосоциальной среды; осознанное ведение здорового образа жизни и самосовершенствование в физическом, нравственноми духовном плане.



Задача системы воспитания состоит в том, чтобы помочь человеку определить иерархию ценностей, где главное место займут потребности, которые будут способствовать гармоничной реализации его социальной и биологической сущности, В том числе потребность жить и быть здоровым.
Каталог: Journal -> vestnik -> ARHIW -> N3 2000
ARHIW -> Возможности рефлексивного мониторинга в обеспечении качества образования
ARHIW -> Концепция летней математической школы при барнаульском государственном педагогическом университете
N3 2000 -> Валеологическая составляющая последипломного образования педкадров
ARHIW -> Возможности рефлексивного мониторинга в обеспечении качества образования
ARHIW -> Межпредметных связей
ARHIW -> Использование информационных технологий при формировании информационной компетентности студентов медицинских вузов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница