Существующие подходы по выявлению, анализу и оценке перспективных инноваций и аналитического сопровождения инновационных практик



страница1/6
Дата12.05.2018
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4   5   6

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РОССИЙСКИХ ИННОВАЦИЙ И РАЗРАБОТОК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Существующие подходы по выявлению, анализу и оценке перспективных инноваций и аналитического сопровождения инновационных практик.


Управление инновациями в образовании – сложный, неоднозначный процесс. Современные подходы к выявлению, анализу и оценке перспективных инноваций и аналитического сопровождения инновационных практик основываются на попытках построить связь между эмпирическими исследованиями появления и распространения инноваций и успешными моделями и практиками выявления и продвижения инноваций в сфере образования. Региональные, национальные и транснациональные образовательные программы и инициативы обсуждаются широким кругом участников и влияющих сторон: правительствами, корпорациями, национальными и международными некоммерческими организациями, родителями и детьми, профессионалами образовательной сферы, представителями СМИ, лидерами мнений различных групп и просто популярными персонами.

Влияние различных сторон на изменения в образовании и его ядро – инновации – разнообразно. Каждый из участников этого процесса имеет собственную заявляемую политику, институциональные интересы и приоритеты. В этом отношении анализ подходов к выявлению, анализу и оценке перспективных инноваций и аналитического сопровождения инновационных практик должен опираться на понимание публичных политик, объективных интересов и приоритетов, а также учитывать работающие механизмы и институты реализации политик, интересов и приоритетов.

Для понимания специфики российского поля инноваций необходимо отметить фундаментальную особенность школьного общего образования (с 1 до 9 класса) – его гарантированность Конституцией РФ и как всеобщего права, и как всеобщей обязанности одновременно. Это обстоятельство кардинально отличает общее образование от дополнительного образования – где базовым установлением является выбор гражданином соответствующих программ (услуг) – или высшего образования, где конкурсный принцип гарантирован законодательством. Этой фундаментальной особенностью общего школьного образования определяются и полномочия и роли различных участников образовательных отношений, в том числе, их полномочия и роли в области управления инновациями. Соответствующие полномочия определены Конституцией России и законодательством об образовании.

Влияние государства на распространение наиболее перспективных российских инноваций и разработок в системе образования в основном осуществляется через нормативное правовое регулирование и финансовую поддержку для стимулирования тех или иных инноваций.

Статья 20 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования.

Целью экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.

Инновационная деятельность, при этом, ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

Это значит, что любые инновации не только не могут ухудшать положение участников образовательных отношений, но и гарантировать их права и законные интересы.

Государственные программные мероприятия (в частности, программные мероприятия Федеральной целевой программы развития образования) определяют среднесрочные и долгосрочные цели, задачи и индикаторы, достижение которых реализуется через условия реализации конкурсных процедур, в частности, условия конкурсов на распределение субсидий субъектам Российской Федерации для решения программных задач.

Корпоративное влияние на стимулирование инноваций в общем образовании связано в основном с интересом работодателя к базовым (ключевым) и/или специальным компетенциям будущих работников: умений решать нестандартные задачи, ориентированность на практическое действие, умение добывать и применять специальные знания в коллективно распределенных трудовых системах, лояльность, профессиональные навыки, финансовая и правовую грамотность, навыки предпринимательства и многое другое.

Научные организации также существенно влияют на инновации в общем образовании и во многом определяют повестку содержательной и технологической модернизации системы образования: от обсуждения и определения вопросов обновления дидактических единиц до разработки инфраструктурных и ИТ-решений. В частности, современная образовательная наука и практика пытается сформировать цели современной школы в языке «навыков 21 века» и других целевых конструктов. Активно обсуждается ядро целей школы как «навыков 4К» (коммуникация, кооперация, критическое мышление, коллаборация (сотрудничество)), «мягкие навыки», новая грамотность («грамотность цифровой эпохи») и многое другое. В этом смысле, современные научные организации движимы объективным интересом оформления интегральных целевых конструкций для школьных практик, которые, кроме содержания целей, включают вопросы оценки сложных образовательных результатов, подходящего дизайна учебных планов и программ, модернизацию инфраструктуры, подготовку управленцев и педагогов и целый ряд других.

Другие участники образовательных отношений также имеют свои объективные интересы и приоритеты, актуальную повестку в отношении к вопросам развития и модернизации системы образования, и, в частности, к вопросам выявления и продвижения инноваций.

Наука об образовании и практики пока не могут дать точного метода оценки потенциала инноваций с точки зрения их влияния на образовательные результаты и систему образования в целом. Однако известно, что образование имеет свои особенности как среда появления и распространения инноваций. Известно также, что стимулирование локальных инноваций благотворно сказывается на динамике системы образования, даже если не удается доказать конкретное влияние той или иной инновации на изменение образовательных результатов.

В целом, теория инноваций в современном смысле слова возникла лишь в начале XX века, когда французский социолог Г. Тард [Tarde,1894,1902], а затем австрийский экономист Й. Шумпетер выдвинули гипотезы, рассматривающие научно-технические изобретения в качестве главной движущей силы общественного прогресса, в том числе на особенности распространения инноваций, их использования. [К. Пузанов, 2012].

Очевидно, что на интенсивность использования и скорость распространения инноваций влияют социальные, культурные, географические (территориальные), экономические и другие факторы.

Необходимо отметить, что специфической, традиционной для России «преградой» распространения инноваций являются большие расстояния, особенности территорий и их административно-правовых установлений. Они влияют как на особенности инновационного уклада, инфраструктур инноваций, так и на распространение самих инноваций.

Накопленный опыт анализа инноваций, их «поведения» в обществе позволил представить весьма продуктивная попытку классификации моделей распространения инноваций. К. Пузанов (2012), предлагает критический анализ современных моделей распространения инноваций, сводящий их классификацию к трем видам: линейные, диффузные и пространственные [К. Пузанов, 2012].

Понятны попытки на основе существующих моделей создать новую модель, соответствующую современным условиям России. Такая модель должна соответствовать трем основным характеристикам. Во-первых, улучшение инновационного потенциала страны неразрывно связанно с территорией, распространение инноваций должно идти от более крупных городов к менее крупным и от центральных регионов в окраины. Во-вторых, связано с проведением оценки «революционного» потенциала, например, развитость культуры как аспект, коррелирующий с возможностью появления революционных идей [Лэндри 2011, Флорида 2005]. В-третьих, связано с инновационным потенциалом территории, который можно описать тремя факторами: развитием интернета, наличием венчурного капитала и высококлассной рабочей силы [Кастельс 2004]. [там же]





Каталог: data -> 2017
2017 -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
2017 -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
2017 -> Технологии оценивания образовательных результатов
2017 -> Предварительная текстологическая работа над основными понятиями "критики чистого разума" и канта
2017 -> Анализ конкуренции в российском футболе в преддверии проведения чемпионата мира по футболу в России в 2018 год
2017 -> Мир как идея в трансцендентальной философии Э. Гуссерля и И. Канта
2017 -> Доцента, кандидата политических наук, Федорченко Сергея Николаевича


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница