Судьба некоторых идей трансцендентализма в контексте поисков неклассической рациональности



Скачать 216.15 Kb.
страница1/4
Дата05.05.2018
Размер216.15 Kb.
  1   2   3   4

Судьба некоторых идей трансцендентализма
в контексте поисков неклассической рациональности (М. Мамардашвили и Кант)




Н. Ю. Воронина


В контексте реформы «классической рациональности», реформы, понимаемой М. К. Мамардашвили1 как создание новой онтологии ума, трансформируются основные идеи трансцендентальной философии. Новая рациональность для него — это новый трансцендентализм, сохраняющий исходные интенции кантовской философии. Но вместе с тем М.К. вносит парадоксальные изменения в ее основные концепты.

Мамардашвили видит принципиальную ограниченность классической онтологии ума в том, что событие мысли не являлось в ее рамках реальностью, а в качестве реального рассматривалось только содержание мысли. Если же учесть эту событийность самой мысли, то классическая схема описания окажется невозможной для реального наблюдателя, а выполнимой только для «абсолютного наблюдателя». В связи с тем, что наблюдение является уникальным и необратимым фактом, выполнение классической схемы означает нарушение топологии мысли, незаконное умножение миров. Нельзя, например, заглянуть в момент «до» открытия законов Ньютона и сказать, что до их открытия и независимо от него эти законы именно в той форме, в какой они были открыты, уже были истинны. «И когда кто-нибудь говорит, что Ньютон открыл угловой момент скорости, и имеет этим в виду объяснить знание отражением действительно присущего физическому движению свойства... то он вводит этим в объяснение сознательного явления... предпосылку, в которой уже содержится знание о мире, являющееся само продуктом ньютоновской физики...» [1, с. 26]. Возникает эффект третьего глаза, сравнивающего порядок вещей и порядок мыслей, имея возможность извне (не создавая возмущений в реальности — ни в вещах, ни в мыслях «о них») смотреть на то и другое. Реальное выполнение мысли изменяет реальность — вот вызов, брошенный абсолютному наблюдателю и классическому уму, вызов, который предстоит осмыслить уму «неклассическому».

Рассмотрим важнейшие концепты трансцендентализма, претерпевающие трансформации в неклассической философии.



Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница