Структурный функционализм в социологии



Дата15.03.2018
Размер61.5 Kb.
ТипПрограмма

Иркутский Государственный Университет

Сибирско-Американский факультет менеджмента

Структурный функционализм в


социологии.

Толокотт Парсонс, Роберт Мертон. Парсонсовская концепция социальной системы. Программа создания «теорий среднего уровня» Роберта Мертона.

Выполнила: Ушакова Ольга


II курс

Группа 1




1999 г.
Функционализм как исследовательская ориентация отчетливо проявился в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30-ых годов, когда основатели британского антропологического функционализма Б. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун сформулировал основные положения этого направления.

Важным этапом его истории стал структурный американский функционализм, наиболее яркими приверженцами, которого являются Т. Парсонс, Р. Мертон. Именно структурный функционализм развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии. При этом общенаучное содержание структурно-функционального анализа как разновидности системных методологических концепций постепенно срасталось с различными социологическими теориями иного происхождения (например, с теорией социального действия) и начало отождествляться с ними. Поэтому, чтобы выявить логическую структуру функционального анализа в чистом виде, надо проследить ее в различных исторических контекстах, отделив от позднейших теоретических привнесений.

Многие существенные черты функционального подхода в широком смысле можно найти еще в Древней Греции у элеатов, а также у Ш. Монтескье, О. Конта, г. Спенсера и других мыслителей. Так, социальная статика Конта опиралась на принцип, что институты, верования и моральные ценности общества взаимосвязаны в одно целое. Существование любого социального явления в этом целом получает объяснение, если описан закон, как оно сосуществует с другими явлениями. Г. Спенсер использовал функциональные аналоги между процессами организма и общества. Законы организации общества и организма гомологичны. По его мнению, можно говорить об органической взаимозависимости частей, об относительной самостоятельности целого (структуры) и частей, как в обществе, так и в организме. Опираясь на свою количественно-механическую схему эволюции, Спенсер отчасти предвосхитил постановку проблем структурной сложности, соотношения процессов социальной дифференциации и интеграции в современном функционалистском неоэволюционизме... Определенным внешним сходством со всеми современными системными течениями в социологии обладала и общая методология биоорганической школы конца XIXв. Ценной была уже сама ее попытка концептуализации структуры и функциональных связей социального целого. Живучей оказалась проблема сочетания временной «организмической» картины социального целого и эволюционнно-генетических представлений, в модифицированном виде перешедшая к структурализму, структурному функционализму и другим, системно ориентированным направлениям в социологии. Некоторые воззрения, идеи и принципы, положенные в основу теории биоорганической школы, отчасти связывают ее (школу) с тенденциями современного функционализма.

Но ближе всего стоят к новому функционализму и сознательно усвоены им метод и теоретические построения Дюркгейма. Вся его социология основана на призвании того, что общество обладает собственной, какой-то независимой от людей реальностью и что это не просто идеальное бытие, но система активных сил, «вторая природа». Отсюда Дюркгейм делал вывод, что объяснение социальной жизни надо искать в свойствах самого общества. Совпадает с общей естественно-научной ориентацией функционализма стремление Дюркгейма поставить социологию в один ряд с физикой или биологией, трактуя идеи как вещи и найдя для нее свою отличительную реальность в виде социальных факторов, которые можно было бы объективно изучать, измерять и сравнивать.

Отправляясь от идей Дюркгейма, разработкой функционального метода и основных понятий функционализма, «структуры» и «функции» занялись ведущие английские социальные антропологи - Б. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун.

Редклифф-Браун считал, исследование его структуры неотделимо от исследования его функций, т.е. от показа того, как «работают» составные части системы в отношении друг к другу и к целому. Он отверг попытки связать социальные явления с индивидуальными потребностями, будь то биологические или психологические. По Малиновскому же, социальные явления объясняются их функциями, т.е. по той роли, какую они играют в целостной системе культуры, и по тем способам, какими они соотносятся друг с другом.


Дискуссии о содержании функционализма.
Неоднозначность того, что называют функционализмом, когда под общим названием скрываются разнородные или в разной степени связанные концепции, привела к тому, сто многие предпочитают говорить о расплывчатом функционалистическом движении, ориентации и т.п. Однако некоторые исследователи и критики функционализма в первую очередь рассматривают его как теорию. Об этом пишет, например К. Дэвис («функционализм-это, прежде всего социальная теория»). Главную и наиболее обсуждаемую сторону функционализма составляет функциональный метод в широком смысле, хотя были попытки отрицать его специфику. Такой точки зрения К. Дэвис придерживается в статье, полемически озаглавленной «Миф о функциональном анализе как специальном методе в социологии и антропологии». Согласно этой точке зрения, функциональное мышление, которое ищет значение факта, исходя из его отношения к общественному целому, было составной частью всей социологии, а не одного из ее направлений.
Современный функционализм и его концептуальный аппарат.
В современных вариантах структурно-функционального метода встречаются разные сочетания структурного и функционального аспектов анализа социальных явлений. У одних авторов, повсеместно причисляемых к функциональному направлению, преобладают структурные представления, у других - функциональные.

При структурном подходе сложный объект (общество, его состояние, социальный институт или процесс) задается аналитическим вычленением входящих в его состав единиц (элементов, факторов, переменных). Все составляющие структуры оказываются заданными одновременно в отвлечении от механизмов диахронного существования и воспроизводства социального целого и его частей. Затем найденное статистическое состояние может послужить исходным пунктом для анализа процессов социального изменения.

Функциональный подход выясняет связи между элементами и целым, соотнося определенные структурные единицы со способами их функционирования. В результате получается разветвленная типология связей частей друг с другом и с целым, выясняются возможные и невозможные состояния системы, допустимые сочетания элементов в ней, определяются наборы функций как способов поведения, присущих данному системному объекту при условии сохранения его структурной целостности и т.п.

Изучение отношений между классом структур и классом функций порождает одну из главных проблем функционализма – проблему функциональной необходимости и проблему функциональных альтернатив действия. Понятие функциональной необходимости основано на предпосылке, будто возможно определить функциональные требования или универсальные потребности, которые должны удовлетворяться, чтобы общества сохранялись, т.е. нормально функционировали. У некоторых ранних функционалистов в допущении функциональной необходимости оставалось неясным, то ли эта функция необходима, то ли структурная единица, выполняющая эту функцию


Роберт Мертон
Роберт Мертон (1910 г. р.) считал и продолжает считать, что функционализм является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. Он пришел к выводу, что представление об обществе как объективном, структурированном феномене и его влияние на поведение индивидов ведет к значительному расширению социологического знания, не решая, конечно, всех проблем. Его основная тема- тема социальной культуры и её влияние на социальное действие. Своей задачей Р. Мертон видит создание «теории среднего уровня», которая являлась бы своеобразным соединительным мостом между эмпирическими общениями и абстрактными схемами вроде парсоновской.

Построение такой теории «среднего уровня» может быть осуществлено последовательной критикой наиболее широких, неоправданных обещаний предшествующего функционализма и введением новых понятий, служащих для организации и интерпретации эмпирического материала, но не являющихся «эмпирическими обобщениями, т.е. не производимых индуктивно из имеющихся фактов.

Именно Р. Мертон сделал серьезное уточнение в той самой неясности, о которой говорилось выше, четко различив функциональные потребности и то, что эти потребности могут быть удовлетворены некой областью структурных альтернатив. Хотя нельзя сказать, что данной структуре соответствует только данная функция, и , наоборот, что данная функция может выполняться только данной структурой, конкретизация функций обеспечивается за счет уточнений класса структур, способных ее выполнить, введения принципа многоступенчатого системного рассмотрения, вычленения структурных единиц с определенными и сохраняющимися во времени наборами функций (социальных институтов) и т.п.

В прошлом в функционалистской литературе взаимозаменяемо использовались понятия: функциональные альтернативы, функциональные эквиваленты, функциональные субинституты и функциональные аналоги. Они были разработаны с тем, чтобы учесть возможные варианты исполнения действия при данном наборе структурных элементов. Но в практике исследований последнего десятилетия эти термины используются, когда допускают, что существует область структурных или ценностных эквивалентов, которые могут выполнять данную фиксированную функцию и решать общие проблемы.

Современный структурно-функциональный анализ не может обойтись без некоторых обобщенных представлений о функции. Даже при развитом структурном социологическом объяснении о благоприятных или дисфункциональных характеристиках социальной жизни судят по функциональному поведения индивидов, организаций и подсистем разных уровней.

Р. Мертон уточнил понятие «функция» в контексте разных исследовательских процедур. Он способствовал более гибкому и операциональному его использованию.

Мертон различает пять значений термина «функция»:

Функция-1

Выступает как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя.



Функция-2

Это специализированный род занятий, составляющий для индивида постоянный источник деятельности (в более узком смысле – конкретная должность, связанная с определенными сферами ролевой активности).



Функция-3

Математическая, когда (согласно наиболее распространенному и традиционному определению) переменная есть функция другой переменной или множества переменных, если её значение однозначно определено значением другой переменной.



Функция-4

Выступает как системообразующий принцип связи структурных единиц.



Функция-5

Выступает как объективное следствие, благоприятное для приспособленности и интегрированности системы в отличие от субъективных намерений деятелей, с которыми они приступают к реализации своих представлений о функциональности.


Операционализм и свобода от требования однозначного соответствия функций структурной единице делают функциональный подход Р. Мертона более пригодным для динамического процессуального представления о социальной системе.

В наиболее распространенных теоретических представлениях, которыми оперирует функционализм, общество взято как система социальных отношений и специальных узлов, связок таких отношений (институтов). Система организуется в упорядоченное и самосохраняющееся целое общими образцами норм и ценностей, которые обеспечивают и взаимосвязанность ее частей, и последующую интеграцию целого.

Один из типов функционального объяснения опирается на биологическую эвристику и аналогии, гипотетически рассматривая действия социальной системы подобного действия организма в среде. Как эта физическая среда накладывает определенные требования, исполнение которых является необходимым условием выживания организма, так и окружение социальной системы (состоящее в основном из других социальных систем) заставляет ее организационную структуру приспособляться к своим требованиям. Собственно элементы социальной системы в определенном смысле функциональны постольку, поскольку они способствуют ее выживанию.
Парсонсовская концепция социальной системы
Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. На практике это означает, что анализ любого социального процесса проводится как часть исследования некоторой системы с «сохраняющимися границами».

С точки зрения концепции действия система для Парсонса есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой социальной системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех социальных систем.

Эти условия, необходимые для работы любой такой системы, относятся не только к социальной системе как таковой, но и к её членам. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих членов так, чтобы они могли выжить. Она также должна располагать определенными средствами распределения материальных ресурсов. Далее любая система должна выработать какой-то процесс социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения нормам. Каждое общество в дополнение к специфическим нормам имеет определенные, присущие только ему ценности, т.е. те ценности, которые должны стать частью личности.

Поиски функциональных предпосылок не только социальных систем вообще, но и отдельных типов социальных систем направлены на то, чтобы облегчить их и повысить точность анализа их жизни.. Однако функциональные требования Парсонса как критерий выделения системы и ее элементов слишком абстрактны и не обладают достаточной избирательностью, чтобы эффективно отличать системный объект то несистемного.

Теоретическую схему Парсонса объединяет и организует проблема социального порядка. Различные аспекты социального порядка получают отражение во множестве понятий, из которых основные – «система» и «структура», употребляемые Парсонсом как для работы с эмпирически выделяемыми объектами и отношениями, так и в работе с абстрактными объектами.

Понятие структуры у Парсонса охватывает те устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы с внешним окружением. Поскольку эти отношения меняются, необходимо ввести систему динамических процессов и механизмов между требованиями, вытекающими из условия постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситуации.

Этот динамический аспект берет на себя функциональная часть анализа.

На самом общем, безлично-абстрактном уровне анализа порядок у Парсонса оказывается в основном продуктом 2-х процессов:



  • Тенденция социальной системы к самосохранению;

  • Тенденция сохранять определенные границы и постоянство по отношению к среде (гомеостатическое равновесие)


Синтез Парсонсом представлений о социальном действии, взаимодействии и социальной системе.
В западной социологии сегодня заметно стремление смягчить противостояние методологического индивидуализма и холизма, соответственно сблизить теоретико-действенный и системный подходы. В связи с этим ставится задача представить свойства социальных структур как стандартные формы социального действия и взаимодействия. Т. Парсонс в общей теории действия исследовал коллективные субъекты действия и различил три уровня анализа социального действия: социальная система, культура и личность. Парсонс также выделяет три класса элементов и мотиваций действия: когнитивный (идеи и информация об объектах, относящихся к целедостижению), катектический (эмоциональное отношение к объектам целедостижения в связи с потребностями деятеля) и оценочный (альтернативы выбора). Все элементы становятся социальными через процесс взаимодействия. Согласно Парсонсу, в системе любого социального взаимодействия аналитически различаются, по крайней мере, 4 аспекта:

  • Множество взаимодействующих лиц;

  • Множество правил или других «культурных кодов», которые организуют ориентации единиц и само взаимодействие;

  • Система или процесс взаимодействия как такового;

  • Среда, в которой эта система действует и с которой происходит регулярный взаимообмен.

Итак, различные элементы социальной системы, по Парсонсу, оказываются производными от условий социального действия и взаимодействия. Парсонс перечисляет пять пар универсальных дилемм, которые должен решить любой деятель, ориентируясь на других во всех социальных ситуациях. Он предполагает, что деятели должны решить дилеммы, как ориентироваться по отношению друг к другу, прежде чем начнется взаимодействие.

  1. Деятель должен сделать выбор между эмоциональностью и эмоциональной нейтральностью, т.е. между непосредованностью и опосредованностью удовлетворения от достижения цели;

  2. «специфичность» и «диффузность», т.е. выбор между построением отношений на каком-то специальном интересе ( например, отношение «чиновник-клиент») или на неопределенном множестве общечеловеческих интересов (например, отношения в семье);

  3. «универсализм» и «партикуляризм»: следует рассматривать других в ситуации действия, исходя только из всеобщих специальных и формальных критериев или правил, независимо от прочих их характеристик, как, например, в правовой системе, или же брать их во всем богатстве черт как конкретную категорию людей;

  4. «достижительность» и «аскрипция», или «качество» против «представительства», т.е. выбор между ориентацией на действительную эффективность действий данного лица или же на ожидания и оценку его действий, обусловленных его статусом;

  5. ориентация на себя или ориентация на коллектив по интересам, вовлеченным в действие.

От изучения элементарного взаимодействия Парсонс переходит к самой социальной системе. Последняя есть спонтанный результат любых процессов взаимодействия.
Характеристика главных проблем социальной системы, с которыми она должна справляться:


  1. Проблема рациональной организации и распределения своих материальных (природных), человеческих (персонал) и культурных ресурсов определенными способами, чтобы достичь целей системы. Эти функциональные требования известны как проблемы адаптации, решения которых заложены в экономической деятельности;

  2. Проблема определения основных целей и поддержания процесса их достижения (проблема целеориентации);

  3. Проблема сохранения солидарности (проблема интеграции) Эту проблему интеграции помогает решить религиозная деятельность или ее функциональные альтернативы – различные секулярные идеологии;

  4. Проблема поддержания мотиваций деятелей при исполнении ими требуемых социальных ролей и устранения скрытых напряжений в системе личностной мотивации (так называемая проблема латентности). Эта проблема решается семьей.

Все четыре функциональных требования имеют смысл лишь в совокупности, в структурной взаимозависимости. Парсонс предлагает инвариантность в их применении ко всем структурным уровням.

Вопросы:
  1. В чем заключается суть структурно-функционального анализа, легшего в основу концепции функционализма? Описать два основных подхода (структурный и функциональный), позволяющих познать идеи современного функционализма.

IНа чем Роберт Мертон акцентировал свое внимание, изучая функционализм, как ключевую форму теоретических суждений об обществе? Почему?

IIОсновная идея теории Парсонса. В чем заключается ее абстракционизм?


Каталог: distance -> SHIVERSK -> sociolog -> referat
referat -> Тема: социология дюркгейма
referat -> Биография и проблематика конфликта в социологии М. Вебера
referat -> Институциальная социология- направление в современной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни
referat -> Теория социального обмена
referat -> Герберт Спенсер
referat -> В истории российской науки есть имена, интерес к которым не угаснет никогда и на каждом последующем этапе осуществляется новое прочтение и познание значимости их деяний, идей, трудов
referat -> Реферат по теме: «Социальные предпосылки и теоретические источники возникновения социологической мысли в России. Особенности развития русской социологии. Две мировоззренческие ориентации Западническая и Славянофильская
referat -> Позитивизм и неопозитивизм в Российской социологии
referat -> Социология конфликта
referat -> Социология огюста конта


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница